[Из песочницы] Чатботы против приложений: кто кого?
Всего пару лет назад большинство интернет-пользователей было уверено, что популярные социальные сети «убьют» практически все мессенджеры. Но сегодня наблюдается совершенно противоположная тенденция. В начале 2016 года в самых востребованных мессенджерах было больше активных пользователей, чем в социальных сетях. Популярные приложения для общения ежедневно пополняются новыми участниками. Приведем количество активных пользователей мессенждеров в месяц на данный момент:
1.WhatsApp — 1 млрд.
2.Facebook Messenger — 800 млн.
3.WeChat — 650 млн.
4.Skype — 300 млн.
5.Viber — 236 млн.
В большинстве случаев мессенджеры применяются для личного общения, не имеют такого большого количества рекламы, как соцсети. Такие сервисы составляют большую конкуренцию множеству приложений, причиной чему также является развитие чатботов.
Чатбот — это специальная программа, предоставляющая пользователю возможность имитирования реального разговора. К примеру, это популярные сегодня приложения Siri или Cortana. Но они занимают достаточно много места, поэтому на первый план выходят «легкие» чатботы в мессенджерах.
Наиболее перспективная сфера использования чатботов — бизнес. Они могут выполнять не только роль собеседника, но и помогать находить необходимую информацию, принимать заказы клиентов, изучать иностранные языки, использоваться в качестве техподдержки. Новый виток в развитии чатботы получат после интеграции возможности совершения платежей через них.
Все мысли по поводу будущего чатботов разделились на 2 группы. По мнению одних специалистов, они смогут заменить до 80% существующих приложений и практически полностью вытеснить соцсети. Но другие считают, что их популярность — это искусственно поднятая информационная волна, и «пузырь» чатботов вскоре лопнет. Давайте разберем доводы каждой из сторон.
Чатботы — будущие убийцы мобильных приложений?
Главное преимущество чатботов — это их легкость. Они не нуждаются в большом объеме памяти, длительном времени установки и настройки. К тому же очень многие мессенджеры сегодня активно рекламируются в СМИ, что способствует росту количества пользователей. Далеко не все разработчики мобильных приложений сегодня могут тратиться на рекламу. Поэтому о 99,99% приложений (которых уже больше 1,5 миллиона) вы никогда не узнаете!
Именно из-за растущей популярности мессенджеров Марк Цукерберг и его Facebook выкупили WhatsApp, побаиваясь оттока пользователей. Вскоре компания запустила онлайн-магазин чатботов для мессенджеров. Компания также тестирует нового помощника M, который позволяет приобретать разные вещи, делать бронь столиков, заказывать билеты и решать многие другие задачи.
Не отстают и другие разработчики. Так, с помощью чатбота в Kik сегодня можно заказать стол в кафе путем сканирования его кода. Компания Microsoft в 2015 году провела большой эксперимент и предложила своим клиентам общение с чатботом Xiaoice. За 6 месяцев 40 млн. человек общались с этим ботом и положительно отзывались о нем.
Чатботы — очередной информационный «пузырь»?
Использование ботов будет полезным в следующих случаях:
Если человеку нужно найти ответ или решить единственную задачу, нет необходимости в большом количестве опций.
Если пользователю удобно вести общение с сервисом без изменения контекста.
Если ввести данные намного проще, чем проанализировать их — бот выполнить данную процедуру за человека.
Несмотря на множество преимуществ, в том числе и простоту синхронизации между устройствами на разных ОС, сегодняшние чатботы несколько уступают приложениям.
Мессенджеры являются закрытыми платформами, которые предоставляют меньшие возможности контроля, чем приложения. Использование разговорного интерфейса является отличной возможностью взаимодействия с различными продуктами, но не столь универсальной. Невозможно интегрировать игры, редакторы и другие приложения в сам мессенджер. Поэтому чатботы могут существовать вместе с ними, а не отдельно.
Разработчики мессенджеров обещают, что их программы спасут от большого количества значков на рабочих столах устройств. Но вместо них появятся списки чатов и ботов, между которыми нужно будет делать такой же выбор, как и в приложениях. К примеру, уже на данном моменте внутреннюю навигацию Telegram нельзя назвать удобной.
Выводы
Безусловно, активное развитие чатботов может значительно изменить существующую экосистему приложений. Их использование освободит нас от выполнения лишних действий, максимально автоматизируя операции. Именно разговорный интерфейс станет наиболее эффективным методом коммуникации с машинами.
В любом случае, мы, считаем, что это произойдет не завтра и даже не послезавтра. В ближайшее время чатботы предоставят коммерческим организациям надежный канал взаимодействия с клиентами. Как минимум, они будут частью комплексных информационных систем при работе с потребителями и эффективно дополнят имеющиеся приложения, а, как максимум, заберут существенную долю рынка.
Комментарии (10)
9 августа 2016 в 17:28
+1↑
↓
Занятное мнение, где-то я это уже видел. Ах да, консоль операционной системы. А в целом не заменят боты полноценные приложения. Я вот так себе и представляю бота через которого я буду рисовать или фильм смотреть, максимум боты ограничатся только поиском и выдачей информации. Да и то не думаю что очень удачно, так как скорее всего мне прийдется таки самому смотреть выдачу гугла. У меня тут ассоциация с Google Now, как часто он сразу выдает информацию которая нужна сразу на первой строчке?9 августа 2016 в 17:35
0↑
↓
Зависит от того, что считать полноценными приложениями. Конечно, специализированный софт заменить таким образом невозможно. Но представьте сколько существует приложений, которые по сути предоставляют лишь информацию о компании или же обеспечивают поддержку клиентов, такие вещи вполне можно заменить грамотно спроектированным чатботом.9 августа 2016 в 17:40
+1↑
↓
Вот проблема в том что в статье речь, что боты убьют все приложения. Ну это же смешно, я не думаю что смотреть фото с помощью команд боту удобно, в целом все что они могут вытеснить это только те приложения которые возвращают текст.Разработчики мессенджеров обещают, что их программы спасут от большого количества значков на рабочих столах устройств.
Я даже не представляю просто от каких. Ну в моем телефоне на данный момент есть хороший ассистент которому можно сказать что-то голосом или написать текстом даже. Но я им не пользуюсь, мне удобнее просто открыть приложение и сделать все как надо, чем надиктовывать или писать с надеждой что бот меня поймет 100% правильно и вернет мне 100% нужную информацию.9 августа 2016 в 18:02
0↑
↓
мне удобнее просто открыть приложение и сделать все как надо
В случае чатбота его даже устанавливать не нужно, зачем нужно приложение для каких-нибудь напоминаний, например, если его спокойной можно заменить соответствующим чатботом. Да и способы взаимодействия с чатботом не сводятся только к обмену текстом.
В общем, скорее согласен. Будет «рулить» какая-то система из нескольких компонентов, где все они дополняют друг друга.9 августа 2016 в 18:04
0↑
↓
Скорее всего будет как планирует сделать MS, будет бот который работает с API (ботом) некого стороннего приложения, но при этом будет возможность использовать приложение как таковое.9 августа 2016 в 18:07
0↑
↓
Собственно, да, бот как дополнительный интерфейс взаимодействия с пользователем.
9 августа 2016 в 19:57
0↑
↓
Только что вы показали направление движения для мессенджеров. Сначала текст в ответ на текст, потом видео в ответ на текст, потом мессенджеры превратятся в подобие ОС со своей виртуальной машиной, как это уже было с офисными приложениями и браузерами.Но пока у чатботов есть одно не оспоримое преимущество, они не используют ресурсы мобильных устройств. В отличии от приложений, которые я уже не могу устанавливать, т.к. дисковое пространство исчерпало лимит.
Поэтому расклад сил пока такой: чатботы там, где хватает текстовых ответов и ссылок. Веб для более сложных случаев. И приложения там, где первые два способа не эффективны, например для рисования.
9 августа 2016 в 18:08
0↑
↓
Боты, на самом деле, очень хороши как дополнение к уже существующему каналу текстовой информации. Например, есть у вас корпоративный чатик, куда (ботом же) сваливаются новые приходящие задачи. Можно там же пообсуждать, а потом написать «бот, я задачу забрал» — и он сделает необходимые операции в трекере. Не надо переключаться на другой инструмент.
9 августа 2016 в 18:43
0↑
↓
Да, в области корпоративных систем огромный простор для создания различных чатботов упрощающих командную работу.
9 августа 2016 в 19:28
0↑
↓
Есть успешный пример бота для работы с населением: через него принимаем заявки на ремонт бытовой техники и электроники. Приложение тоже есть, но в силу высокой стоимости разработки пока только для Android. Бот — один из каналов. Да, не самый крупный, но для части пользователей, которые хотят воспользоваться нашим сервисом, более удобный (или даже единственно возможный).