[Из песочницы] Блеск и нищета 1С для интернет-магазина. Блеск золота для франчайзи и нищета функционала для пользователя

TL; DR или ВКРАТЦЕ: Статья рассказывает о том, что ожидать от использования системы 1С для интернет-магазина. Все знакомы с картинкой-мемом «ожидание-реальность». Автор работает в давно функционирующем интернет-магазине без единой товаро-учетной системы (эксель, макросы и прочий хардкор). Автор поэтому имеет представление нормальной схемы работы интернет-торговли и хорошо сформированное «ожидание» от внедрения нового ПО, а в статье рассказывается как неприглядна «реальность» при внедрении 1С даже для небольшого интернет-магазина.


Взгляд на рынок и догадка почему нет аналогов 1С

Если спросить у обычных людей, даже не айтишников, «какая есть товаро-учетная система?», то большинство ответит »1С». Граждане с особо расширенным кругозором назовут еще Ultima ERP. Даже если поискать как следует в интернете, выходит, что конкурентов у 1С и нет.

Как такое могло произойти? Наверно, 1С настолько хорошая система, что переиграла всех конкурентов в борьбе и осталась в гордом одиночестве! — предположит наивный читатель. У меня, человека знакомого с термином «ошибка выжившего» и наукой «маркетинг», более реалистичное и циничное объяснение этому факту.

Думаю, успех 1С связан с успехом маркетинга.

Позвоните в небольшую компанию, занимающуюся внедрением 1С. Скажите, что вам надо внедрить 1С и ничего из программ не куплено — вы почувствуете, как на той стороне телефона разгорится желание с вами работать. Повторите эксперимент и скажите, что все лицензии уже куплены, и… большинство мелких компаний и частников попробуют «слиться». Кто-то скажет прямо, кто-то витиевато. Ведь секрета никого нет, внедренцы 1С зарабатывают 50% от стоимости всех проданных вам лицензий. Доходы от продажи лицензий составляют немалую часть денег, которую может заработать франчайзи при работе с маленькой компанией, с которой много не возьмешь.

Подозреваю, что успех в распространении 1С связан не с офигенностью программы, а с построением умелой сети продаж. Поставьте себя на место софтверной фирмы: при наличии двух программ, что вам выгоднее использовать в работе, программу, которая пусть даже будет удобнее и лучше, или программу на которой вы сразу заработаете половину?


1С это дорого

Капля вводной информации, которая сэкономит вам время: 1С версия 8 это своего рода среда, нечто вроде операционной системы, в которой в дальнейшем можно запускать Конфигурации, своего рода программы. Конфигурации делает как сама 1С, так и их крупные партнеры, их может делать вообще кто угодно. На данный момент самой продвинутой системой для торговли от 1С является Управление Торговлей 11, для сайта — Битрикс в самой полной-неурезанной версии Бизнес. У вас есть прайслист по ссылке выше, легко можно прикинуть во сколько выйдет «внедрить 1С» для интернет-магазина. Итак, нужна система товаро-учета и сайт, плюс возможность подключаться к системе для 10 человек. Десять человек много для начала? Любое подключение к системе = пользователь. Два менеджера, закупки-приемка, менеджер/директор/владелец, бухгалтер, контент-менеджер/товаровед, касса в точке самовывоза — уже больше 5, пусть будет еще запас.

Считаем.
1С: Предприятие 8. Управление Торговлей (USB) + 1С Битрикс: Управление сайтом. Бизнес 79815 + 1С: Предприятие 8. Клиентская лицензия на 5 рабочих мест (USB) 28100×2 = ~136к

Нормальная цена, а что сейчас дешево стоит! Идем далее, все франчайзи вам расскажут, что в файловом режиме базы данных 1С-ка работает плохо, медленно и рано или поздно база поломается. Работа встанет, оно вам надо? Нужно, чтобы все работало на сервере, 1С: Предприятие 8.3. Лицензия на сервер (x86–64) (USB) за 103700 всяко дешевле пары дней простоя.

Промежуточный итог, на лицензии от 1С для небольшого интернет-магазина требуется 240к. Немало? Ахаха, это только начало!

Файловый режим работы — это когда база данных в виде файла на жестком диске, а серверный режим предполагает наличие системы управления базой данных (СУБД). В теории есть платная Microsoft SQL и бесплатная PostgreSQL. На практике большинство компаний не хочет возиться с PostgreSQL, не умеют или невыгодно (наверняка, неплохой % от продажи дает и Microsoft) — не знаю, но такова суровая действительность.

Поэтому покупаем СУБД:
Лицензия на сервер MS SQL Server 2014 Standard Runtime для пользователей 1С: Предприятие 8 26116 + Клиентский доступ на 5 рабочих мест к MS SQL Server 2014 Runtime для 1С: Предприятие 8 61375×2
+149к = 389к

Кстати, для 1С нужна специальная операционная система:
Microsoft Windows Server Standard 2016 64-bit Russian 1pk DSP OEI DVD 16 Core с RDP 44374
+44к = 433к

И вообще к 1С мы хотим иметь возможность подключаться удаленно, а не только в офисе, поэтому покупает доступ к удаленному рабочему столу RDP:

(Microsoft Windows Server CAL 2016 Single Open No Level User CAL 1975 + Microsoft Windows Remote Desktop Services CAL 2016 Single Open No Level User CAL 6871) х10
+88к = 521к

Полмиллиона на лицензии для простого интернет-магазина, охренеть! И это без установки всего этого. На установку накидываем еще 100к сверху.

Естественно, для работы программ требуется компьютер-сервер, в умеренно-разумном виде этого еще 100к.

Более 700 тысяч уплачено, ну теперь-то у меня все будет «по-красоте», думаете вы — и жестоко обламываетесь!


Импорт базы товаров в 1С, точнее его отсутствие

Работа по внедрению 1С для уже работающего магазина начинается с импорта всего, что можно. Для максимального упрощения, это может быть только каталог товаров. Думаете, потратили на софт от 1С около 240к, выгрузили всю базу товаров в табличном виде в csv или xls файл, и сейчас быстренько все импортируете? Нет, в Управление Торговлей 11 нет импорта каталога товаров. Есть на просторах форумов какие-то обработки (подпрограммы) для этой цели, но все они одинаково ограниченны и ущербны. Каждый программист каждый раз пишет новую обработку для импорта каталога товаров. Как вы понимаете это деньги, минимально 30к.


Ведение каталога товаров и услуг в 1С

Наберите в легкие воздуха и лучше сядьте, сейчас будет явление карточки товара в лучшем программном продукте от 1С. Лидер рынка, десятки тысяч работающих магазинов, интернет-магазинов и гигантов торговли в СНГ.

aop2dbakm_fihn7o-6lkc0d6-oy.png

Не надо быть Безосом, чтобы понять, что перед нами функциональный инвалид.

Это не фотомонтаж и я не прикалываюсь — все выглядит действительно так!

Огромный список фатальных недостатков каталога товаров в 1С Управление Торговлей 11:


  1. Картинка для товара добавляется только одна.
  2. Картинка без водяного знака.
  3. Картинка модификации товара (цвет, размер) не добавляется.
  4. Описание товара просто текстом без HTML-оформления.
  5. Вес товара указывается только один. Поясню важность. Стоимость доставки, как мы все знаем, считается по весу. Банка краски 1л и бочка 50 л, ботинки 30 размера и 46 размера, лестница 2 метра и 4 метра, — эти и прочие товары по логике ведения каталога должны быть выполнены как разные модификации одного товара и присутствовать в интернете на одной странице (с переключателями). Логика работы УТ11 делает это невозможным в принципе, вес товаров и стоимость доставки не будут иметь общего с реальностью.
  6. Не записывается дата добавления товара, дата начала продаж и пр.

Я и представить себе не мог, что все настолько плохо. 1С Управление Торговлей 11 в 2018 году — это уровень 2003 года. В программе для торговли начисто отсутствует жизненно важный функционал, без которого просто нельзя работать в современном мире.

Кто-то может возразить, что все это есть в Битрикс. Действительно, п.1–4 есть. Давайте по-серьёзному, весь функционал и информация должен быть не раскидан как мусор по разным местам, порождая хаос синхронизаций и недопонимание у сотрудников, а должны быть в одной базе — в УТ11. Это единственный возможный вариант. При размазывании каталога товаров по 1С и по Битриксу:


  • невозможно сделать нормальный единый бекап. База и товародвижения в 1С, картинки и описания в Битриксе.
  • приемщик на складе/продавец в пункте самовывоза тупо не может посмотреть, как должен выглядеть товар (на сайте ему что ли рыться?)
  • закупщик имеет дело с безликими строками
  • контент-менеджер должен наполнять две базы и следить, чтобы все совпадало
  • и сотня других возможных косяков, которые просто лень придумывать
    Кстати, такой единственно верный подход «все в одной базе» реализовали Ultima ERP (ulmart, например, на ней работал) самое позднее еще в 2010 году (отсюда это очевидно)…

qnxa2br9iduslzgngmszpq0m3mg.png


Малозначительная придурь в работе 1С

Мало того, что в 1С используется русский язык для программирования, они используют свой собственный русский язык для обозначения всего функционала и терминологии.

Все привыкли, что «хедер» и «футер» обозначают верх и низ страницы, ну или «шапка» и «подвал». В 1С это называется «пролог» и «эпилог».

А «Каталог товаров и услуг» — номенклатура.

Товарное предложение или SKU — характеристика.

Использование русского языка в программировании 1С несет неудобства не самим фактом использования кириллицы, а нестандартностью и непохожестью на все другие языки программирования. Как говорил преподаватель в институте, стоявший у истоков 1С, изначально предполагалось, что бухгалтер (фирма и программа 1С начиналась с бухгалтерии) сам может дописать нужные ему функции в программе. Как мы знаем, бухгалтерский и налоговый учет с 90 годов сделали большой шаг вперед в сторону мордора (шутка ли, 30 отчетов в год для упрощенной системы налогообложения), и сейчас такие вещи никому в голову не придут.

Русский язык в программном коде 1С остался просто как рудимент.

Наличие же своего куриного языка (на птичий язык не тянет) в терминологии я объяснить ничем не могу.


Что делать?

Это не рекламная статья, не троллинг, это личный опыт. У меня есть купленные сервер, лицензии 1С и понимание, как должен работать наш небольшой интернет-магазин. Но нет никакого понимания, как все реализовать в 1С или хотя бы как найти грамотного специалиста.
Перейти на другую систему? Разработчики системы Ultima ERP, упоминаемой в статье, не заинтересованы в работе с малым бизнесом. У них есть бесплатная система Ultima 2C, но она поставляется в виде «качайте и разбирайтесь сами» и сторонних разработчиков под нее нет.

Что делать? 1С монополист, все модули от сторонних сервисов (например, служб доставки), подпрограммы и драйверы пишутся под нее и только под нее. На ней работают все.
Как им удается? Множество нормальных интернет-магазинов работают на 1С и у них на сайтах весь современный функционал. По всей видимости единственный выход — дорабатывать систему. Много дорабатывать. Да, даже если вы хотите открыть свой даже небольшой интернет-магазин, то при выборе систем 1С Управление Торговлей 11 и Битрикс вам потребуется потратить многие сотни тысяч рублей на доработку программ до базового функционала. Не каких-то специфичных функций, а самого стандартного функционала, без которого в наше время невозможно нормально работать. Ну, попытаться работать можно, но продавать не получится.


— Ты же не можешь ответить «потому что гладиолус»?
— Могу!
Уральские пельмени

Тариф на доработки в среднем 2500р/час, крепитесь.

Стоит также понимать, единожды ступив на дорожку доработки 1С ваша конфигурация становится специфичной, отличающейся от базовой. Про обновления «программы» можно забыть, вы навсегда обязаны нанимать программиста, чтобы параллельно в своей конфигурации реализовывать все нововведения, которые выпускает 1С. Другими словами, ваш программист будет постоянно заново изобретать велосипед, который делает 1С.

Статья рассматривает только маленький участок работы интернет-магазина, а именно работу с каталогом. Дальше ада будет много больше.


P.S.

Возможно, в комментариях появятся люди, зарабатывающие на 1С. Давайте так, статья написана с использованием фактов, примеров, пруфов и скриншотов, поэтому ответы могут быть только такими же. Апеллирование в стиле «все работают и никто не жалуется», «компании с миллиардными оборотами работают, один ты ноешь» и прочее в том же духе, только укрепляет утверждения, написанные в статье. Если есть какие-то советы, которые могут мне помочь в сложившейся ситуации, с радостью почитаю.

© Habrahabr.ru