[Из песочницы] 25 лет Рунету
Что бы ни делали российские интернет-пользователи, — вводили поисковые запросы, слушали музыку, проверяли почту, переписывались в соцсетях, — делают они это преимущественно на российских сайтах. Западным технологическим гигантам вроде Google и Facebook приходится тесниться, вопреки сложившейся в ходе мировой экспансии привычки. Это делает Рунет феноменом Всемирной Паутины, за что мы его очень любим.
В этом году Рунету исполняется четверть века. Это хороший повод предаться ностальгии, а заодно пройтись по самым знаменательным событиям и посмотреть, как менялся русскоязычный сегмент сети.
Лихие девяностые
Вести отсчет истории Рунета принято с 7 апреля 1994 года, когда официально зарегистрировали национальный домен ru.
Аудитория глобального интернета меньше 6 миллионов пользователей, а большая часть населения России толком не знает о его существовании.
В 1995 году выходит одноименная версия Windows, в которой впервые появились знакомые всем элементы интерфейса — рабочий стол с иконками, панель задач и меню «Пуск».
Вместе с запуском операционной системы в России, Microsoft принимает в качестве стандарта кодировку Windows-1251 — с этого момента русскоязычные страницы отображаются нормально, без всяких ЌÞÅI<ØЗЯδ.
С 1996 года в пакете с Windows начинает идти Internet Explorer. Поддерживая технологии Microsoft, он по факту задает вектор развития всем веб-технологиям. Ведь если сайт не работает под IE, им не воспользуется большинство пользователей.
В России браузер называют осликом, а все потому, что аббревиатура названия (IE) напоминает звук «Иа», издаваемый животным.
Понаблюдать за исторической гонкой браузеров можно здесь.
В 1996 году запускается первая российская поисковая система — Rambler, которая спустя год публикует первый рейтинг самых посещаемых сайтов.
Вскоре у Rambler появляется серьезный соперник — Яндекс, который понимает пользовательские запросы независимо от падежей и спряжений слов.
Общались друг с другом пользователи Рунета в чате Кроватка, который делился на сообщества по интересам.
C 1998 года можно бесплатно завести себе почтовый ящик на Mail.ru Служба стремительно становится лидером по количеству пользователей.
Сервис Webmoney первым в Рунете позволяет совершать электронные платежи.
В этом же году открывается интернет‑магазин Озон. — аналог американского Amazon.com.
Компьютеры еще продолжают быть редкостью — везунчики соприкасаются с новейшими технологиями в офисах у родителей, где играют в DOOM и Warcraft. Интернет все еще кажется чем-то недоступным.
Как выглядели сайты того времени?
Достаточно взглянуть на ровесницу Рунета, которая практически не изменилась — Библиотеку Максима Мошкова. Пропускная способность интернета того времени не позволяла что-то круче табличной html-верстки с вариациями одного шрифта. Пользователи отключали в настройках браузера загрузку картинок для экономии трафика.
Далеко не у всех крупнейших российских компаний были собственные сайты. Еще не все понимали, чем становится Интернет, и не осознавали потребность быть онлайн.
Но те, кто ощущали дух времени тогда, сейчас стали гигантами — без Rambler, Яndex, Mail. ru, OZON. ru представить современный Рунет невозможно.
Бунтарские нулевые
Новое тысячелетие начинается с того, что слово «Рунет» становится полноценным понятием и попадает в орфографический словарь РАН. При этом уровень проникновения интернета в стране низок — 20% россиян не знают, что такое интернет; 37,3% что-то о нем слышали; и только 3,6% населения регулярно выходят в сеть.
У последних появляется возможность самостоятельно сделать свой сайт и бесплатно разместить его на хостинговом сервисе. Лидером быстро становится Narod.ru. Именно на нем чуть ли не каждый интернет-пользователь считает своим долгом завести хомяка (homepage). Обычно на такой странице содержится краткая биография автора, список его увлечений и какие-нибудь картинки. О вырвиглазном дизайне этих страниц уже ходят легенды. Впрочем, если вы разводите волнистых попугаев, то все не так страшно.
Дурной вкус присутствует не только в визуальном оформлении, но и в речи — огромную популярность набирает жаргон падонкафф (олбанский йезыг), суть которого в нарочно неправильном написании слов. Помните «превед» и «ржунимагу»? Впрочем, многие слова, которыми мы пользуемся каждый день, остались с тех времен — «каменты», «жесть» и пр.
В 2001 появляется русская «Википедия» — всего на четыре месяца позже «Википедии» на английском языке. Отставание Рунета от глобального веба стремительно сокращается.
В 2002 году с легкой подачи группы Ленинград вся страна узнает, что адрес — это не только дом и улица, но и домен в интернете.
Благодаря флеш-технологиям интернет перестает быть исключительно текстовым и становится более живым.
Яркий пример — интернет-мультик «Масяня», который резко набрав популярность, переходит из интернета на телевидение, где рекламирует модемы ZyXel.
Назревает новый конфликт отцов и детей — домочадцы ссорятся из-за занятой телефонной линии, которая нужна для выхода в интернет, и не позволяет в это время пользоваться телефоном.
В Союзпечатях можно купить интернет-карточку и ночами напролет сидеть в аське (ICQ), чтобы не злить старшее поколение.
Это — золотые годы ICQ. Из-за небольших требований к скорости интернета и мощности компьютера, общение в сети становится более доступным.
Бизнес начинает переходить в интернет, что способствует коммерческому успеху универсальных решений по управлению контентом вроде Bitrix, NetCat, UMI ипрочих.
Правительство тоже посматривает в сторону интернета и в 2003 году обязывает все госучреждения обзавестись сайтами. Их внешний вид и функционал оставляет желать лучшего, да и от бюрократии и долгих очередей еще не спасает.
С 2004 года начинается массовое распространение пиринговых сервисов. Самым популярным становится RuTracker, откуда можно бесплатно и не совсем законно скачать новенький блокбастер, о котором вы узнали на недавно появившемся Кинопоиске.
Благодаря развитию CSS графический дизайн начинает подражать материальным объектам — появляются выпуклые кнопки с тенями и бликами, флэш-анимации, перегруженность графическими элементами. На сайтах начала нулевых часто встречается фоновая музыка, нагромождение gif-анимаций, массивные боковые меню, уведомления с рекомендацией о версии IE и гостевые книги.
Вторая половина десятилетия проходит под знаменем социальных сетей: с разницей в полгода появляются «Одноклассники» и «Вконтакте». Последняя быстро становится не просто самой популярной социальной сетью в России, но и самым часто посещаемым сайтом Рунета. К концу десятилетия аудитория выростает до 60 млн пользователей.
С этого момента недолгая эпоха домашних страничек уходит в закат, а вместе с ней и сайты вроде Narod. Мгновенное общение теперь тоже ведется в социальных сетях, что способствуют уходу пользователей из ICQ. Широкополосное соединение постепенно приходит на смену удаленному доступу, поэтому от мессенджеров хотят уже не только мгновенной переписки, но и видеочатов.
К середине десятилетия пропускная способность интернет-соединения увеличивается — больше не нужно экономить трафик, сайты начинают активно использовать и графические элементы и слайдеры-карусели с большими фото.
С появлением социальных сетей на сайтах появляются кнопки шеринга, ссылки на корпоративные профили и блоки с подписчиками из социальных сетей.
На первый план ставится удобство для пользователей, инструментарий для создания и публикации контента. Наступает эпоха Web 2.0, когда сами пользователи улучшают проекты и сервисы: блоги, вики-страницы, социальные сети.
Патриархальные десятые
Только в этом десятилетии государство всерьез берется за интернет, в котором видит как угрозу, так и источник прибыли.
С 2010 года многие госуслуги предоставляются в электронном виде. Теперь отправить все документы на оформление загранпаспорта можно за считанные минуты
, не выходя при этом из дома.
Одновременно усиливается и контроль со стороны властей — сначала Роскомнадзор создает единый реестр запрещённых сайтов, затем принимается антипиратский закон, из-за чего некоторые популярные ресурсы перестают быть доступными, как например Рутрекер, заблокированный за распространение книг Дарьи Донцовой.
В 2014 году государство предпринимает попытку приравнять блогеров к СМИ.
На этом фоне происходит курьезная ситуация с «Лентой. ру» — бывшие сотрудники интернет-издания передают официальную страницу во «Вконтакте» не новой редакции, а сообществу подписчиков. Таким образом, отделяя его от СМИ и превращая в самостоятельный медиапроект.
В 2015 году вступает в силу закону о переносе персональных данных россиян на территорию РФ, из-за чего вскоре блокируется LinkedIn.
Спустя еще три года государство предпримет попытку полностью заблокировать Telegram из-за отказа предоставить ФСБ ключи для дешифровки переписки пользователей.
Впрочем, пока успехи Роскомнадзора спорные. Закон о блогерах оказывается бессильным в новых реалиях, когда 3000 подписчиков может набрать любой школьник. Аудитория Telegram после блокировки продолжает расти. И только число пользователей RuTracker действительно сократилось, но связывать это напрямую с блокировкой было бы неверно — за несколько лет в корне изменилось то, как пользователи потребляют медиаконтент.
Несмотря на то, что с помощью телефонов уже давно можно серфить интернет, именно с появлением iPhone и распространением LTE кардинально меняется пользовательская активность в сети — происходит поворот в сторону мобильных приложений, которые экономят трафик и просты в использовании.
Медиабизнес повально отказывается от рекламной модели монетизации в пользу подписок — пользователям проще платить раз в месяц, чтобы спокойно стримить музыку и фильмы в любом удобном для них формате — в транспорте с телефона или дома с телевизора, принося деньги онлайн-кинотеатрам вроде ivi и okko.
Общение уходит в мобильные мессенджеры — Whatsapp, Viber, Telegram, которые быстро становятся основным цифровым средством коммуникации.
Навигационные системы и карты объединяются в мобильных приложениях, что позволяет строить новые бизнес-модели для разных целевых аудиторий. Начинается убер-лихорадка — во всех сферах пытаются придумать свой on-demand сервис.
Происходит двусторонний процесс слияния онлайна с офлайном: игроки реального сектора экономики наращивают присутствие в интернете, а устоявшиеся интернет-компании открывают магазины в торговых центрах. К 2018 году доля ecommerce составляет 2,5% ВВП, а Wildberries становится компанией-«единорогом» с оценкой выше $1 млрд.
Российские интернет-компании диверсифицируют свой бизнес и разрастаются в крупные экосистемы, состоящие из множества сервисов — сегодня мы ездим на Яндекс. Такси, заказываем Яндекс. Еду, слушаем Яндекс. Музыку, покупаем билеты на Яндекс. Афише.
В рунете не прекращаются попытки повторить успех иностранных Amazon и Alibaba — запускаются новые маркетплейсы, к примеру, «Беру», созданный «Яндексом» совместно с «Сбербанком».
Как мы видим, мобильные устройства становятся знаковым явлением этого периода. Вовлечение россиян в интернет подходит к завершению — рост пользователей достигает предельного значения, выйти в сеть теперь не проблема даже в сельской глубинке.
Разрешающая способность мониторов растет, увеличивается количество возможных экранов и разрешений. Сайту стыдно не иметь адаптивную верстку.
Популярность набирают интуитивные конструкторы, которые не требуют навыков программирования. Перетаскивая блоки, можно с нуля создать сайт по своему вкусу. Такие сайты начинают побеждать на разных премиях —к примеру, на церемонии «Золотой сайт 2015» статуэтку забрал сайт, сделанный на Tilda.
В графическом дизайне быстро вспыхивают и угасают тренды, например, параллакс-эффект, мода на который продержалась всего несколько лет.
Пользовательский опыт становится важным фактором в веб-разработке. Дизайнеры теперь думают о том, что будет ощущать конечный потребитель. Существует набор техник и приемов, которые способствуют погружению — анимации, переходы, интерактивные нарративы — мы не заполняем скучные анкеты с чекбоксами, а общаемся с чатботами, чтобы быстрее заполнить информацию о себе.
За 25 лет существования Рунет повзрослел. Интернет перестает быть эксклюзивным, низкий порог входа приводит к тому, что Рунет постепенно лишается бунтарского духа — это проявляется как в более сдержанном графическом дизайне, так и в пользовательских привычках.
Бизнес стремится максимально автоматизировать процессы и оптимизировать расходы, а также учится использовать большие данные для персонализации продаж.
Могущество отдельных компаний усиливается, в Рунете есть свои «олигархи» — к примеру, Яндекс, по словам собственных создателей, сегодня сопоставим со всей Силиконовой Долиной, а не отдельно взятым поисковиком.
Экскурс в прошлое наглядно показывает, что Рунет постоянно меняется и чутко реагирует на любые изменения, происходящие в реальном мире. В подобных условиях делать прогнозы о его будущем трудно, но можно сказать лишь одно — еще через десять лет его снова будет не узнать.