[Перевод] Выученные уроки через 40 лет после взлёта и быстрого падения первого «убойного приложения»

Помните VisiCalc, первую в мире электронную таблицу? А сегодняшние технологические гиганты помнят — именно поэтому они скупают и вкладываются в потенциальных конкурентов

1ed22f7130df92a0a61aeffa00b31828.jpg
Изначально программа VisiCalc работала только на Apple II. Она стоила $100, а компьютер — не менее $2000.

Это было первое «убойное приложение», искра раннего успеха Apple и спусковой крючок более широкого бума ПК, поднявшего Microsoft до её центральной позиции в бизнес-вычислениях. А через несколько лет оно уже было никому не нужно.

История VisiCalc, скромной программы электронных таблиц, взорвавшей технический мир 40 лет назад, разошлась по всей индустрии и до сих пор влияет на процесс принятия решений директоров, инженеров и инвесторов. Среди её уроков — возможности простых решений и трудность создания невероятно быстро растущей компании в рамках невероятно быстро растущей индустрии.
Сегодня эти уроки настолько впитали титаны технологической индустрии, что у них выработался иммунитет против подобной шумной и конкурентной динамики, которую можно также назвать расстройством.

df29acad944b9e0bb14895e3ebc318e2.jpg
Дэн Бриклин на компьютерной ярмарке Западного побережья перед публичной презентацией программы VisiCalc

VisiCalc представили 4 июня 1979 года и начали продавать в октябре того же года. Впервые Дэн Бриклин представил себе её в аудитории Гарвардской бизнес-школы — теперь в этой аудитории даже висит памятная табличка, связанная с этим событием — и объединил усилия с Бобом Фрэнкстоном, который писал код для VisiCalc и участвовал в разработке её интерфейса.

Когда пользователь открывал VisiCalc, он видел решётку, нарисованную при помощи текстовых символов, в которой он мог манипулировать числами или текстом. Она хорошо подходила для ведения бюджета, планирования финансов, бухгалтерии и создания списков. Сегодня любой узнает в ней электронную таблицу, знакомую нам так же хорошо, как мигающий курсор, но в то время это была инновационная идея, которую нужно было увидеть, чтобы осознать.

Изначально VisiCalc работала только на Apple II, персональном компьютере, считавшемся революционным, и стала первым крупным потребительским продуктом компании Apple. И если у некоторых моделей Apple II было всего 4 Кб оперативки, то VisiCalc требовала невероятных 32 Кб (даже у самых дешёвых сегодняшних моделей iPhone в десятки тысяч раз больше оперативки).

«Это была миленькая программа, но кто бы мог ожидать, что из неё выйдет?» — вспоминает Фрэнкстон.

2eeb8a969b3f42bd2720245136a19d1b.jpg
Фрэнкстон, слева, в 1988 году

Позже Стив Джобс сказал, что выход VisiCalc «способствовал продвижению Apple II к успеху сильнее, чем какое бы то ни было другое событие».

VisiCalc стала первой среди программ, настолько популярных, что только из-за них люди готовы были покупать компьютеры. В статье от 1984 года для PC Magazine отмечалось: «Люди заходили в компьютерные магазины, чтобы купить VisiCalc, и что-нибудь, на чём можно было её запускать». В то время VisiCalc стоила $100, а компьютер Apple II мог обойтись вам в $2000 или даже больше — намного больше. Прибыль издателя VisiCalc, подавляющая часть которой относилась исключительно к самой этой программе, росла взрывными темпами, от незначительных сумм в 1979 году до более $40 млн в 1983-м, говорит Эдвард Эсбер, бывший вице-президент по маркетингу компании.

Это был первый урок VisiCalc: империи строятся на старте новой платформы. В данном случае переход произошёл от бумажных бухгалтерских книг, которые бухгалтеры использовали столетиями, к их цифровому эквиваленту на ПК.

ПК, вероятно, стал первой современной технологической платформой — то есть, такой вещью, чья ценность заключается в возможности использования различных типов программ и услуг — и большая часть случившегося далее стала типичной для каждой новой вычислительной платформы, появлявшейся впоследствии.

К сожалению для Бриклина и Фрэнкстона, вторым уроком VisiCalc стало то, что убойное приложение не гарантирует непрекращающегося успеха. ПО могло оказаться первой технологической жертвой того, что учёные Клейтон Кристенсен позже назовёт «разрушительной инновацией» — когда мелкая компания обходит на повороте признанных фаворитов, ориентируясь на незамеченные ранее рынки.

95a2da2f2593415771968700a21e9a39.jpg
Митч Капор (в цветастой рубашке) воспользовался своим знанием рынка электронных таблиц для запуска программы Lotus 1–2–3

Митч Капор, работавший у издателя VisiCalc менеджером продукта, покинул компанию и начал работать над собственной электронной таблицей. Но вместо того, чтобы сделать её для компьютера Apple II, Капор поставил свои деньги на другую лошадку: новейший IBM PC. Его программа Lotus 1–2–3, вышедшая в 1983, захватила мир штурмом в таком масштабе, который не мог предсказать даже успех VisiCalc.

«Большинство людей искренне считало это большим риском, поскольку в то время на рынке доминировала Apple II», — говорит Капор.

c668026866347939cc8206f4c974dbfb.jpg
Программа электронных таблиц Lotus 1–2–3 на дискете

Lotus 1–2–3 обладала основными возможностями VisiCalc, и даже позволяла напрямую импортировать файлы её формата. Но она могла больше. Капор, хорошо знакомый с рынком электронных таблиц, знал, чего требуют пользователи. У Lotus 1–2–3 можно было менять ширину столбцов, у неё был язык макросов, позволявший задавать простые программы для ячеек, и возможность создавать графики. А ещё одна быстро работала.

Тем временем VisiCalc погрязла в судебном процессе между создателями и издателями — в первое время ПО распространялось по модели автор-издатель, как книги. И жадность, вероятно, стала одной из причин, по которой разработчики не смогли заработать на подъёме IBM-совместимых ПК.

За год после дебюта IBM PC их было продано менее 100 000 штук. За это время Lotus 1–2–3 продали на $54 млн. После второго года IBM продала 280 000 ПК, а продажи Lotus выросли до $156 млн.

На одних только предзаказах родительская компания Lotus Development выиграла невероятный тогда по масштабам раунд инвестиций в $5 млн, и к 1983 году вышла на биржу. Через несколько лет после основания в Lotus работали тысячи человек.

ce8d2ded58542a2904b26d2a05bf9992.jpg
VisiCalc

0f5ba994ae68a4617bc79db2e5ab5511.jpg
Lotus 1–2–3

e992fb69785a3f0a1c9c725484e96faa.jpg
Microsoft Excel для Apple, 1986

9dec32efc9700c845ccc87c89eeaa85f.jpg
Microsoft Office 2010

«В то время мы стали крупнейшей в мире независимой компанией, производящей ПО, при том, что за два года до этого нас вообще не было», — говорит Капор.

Третий урок VisiCalc и его последователей в том, что крупнейшие игроки техноиндустрии сегодня понимают угрозу разрушений, и не дают стартапам с инновационными идеями бросать вызов их доминированию.

Сегодня, когда следящие за тенденциями люди замечают новую платформу, в неё серьёзно вкладываются даже крупнейшие компании — особенно если она может угрожать нарушением их работы, говорит Стивен Синофски, бывший глава отдела Windows в Microsoft, партнёр в венчурной инвестиционной компании Andreessen Horowitz.

После того, как Капор ушёл с поста директора Lotus, компания сконцентрировалась на переносе своего продукта на IBM OS/2, операционку, с которой IBM пыталась обогнать Microsoft на PC, и упустила сдвиг рынка в сторону Windows. Этот сдвиг произошёл, по большей части, из-за требований пользователей предоставить им наилучшую систему для запуска наилучших электронных таблиц — в данном случае, Excel, которую Microsoft объявила для Windows в 1987 году.

Впоследствии Microsoft по большей части запорола все последующие сдвиги интереса к другим платформам, в особенности к мобильным вычислениям. Однако в последнее время она смогла успешно перейти на облачные вычисления, приняв очередную «разрушительную» технологию — свидетельством чему то, что эта компания вновь является наиболее дорогой из публичных.

Сегодня можно часто наблюдать, как компании опережают потенциально «разрушающие» их технологии. iPhone родился из паранойи Apple, связанной с тем, что кто-нибудь ещё затмит iPod. Facebook, приобретя потенциальных конкурентов Instagram и WhatsApp, сделала социальную платформу компании доминирующей на мобильных устройствах, куда перешла большая часть соцсетей. Доминирование Amazon на рынке автоматических голосовых помощников — результат готовности компании запускать стартапы внутри себя, и позволять им быстро провалиться — как случилось с Fire Phone — или же обогнать гораздо более крупных конкурентов, как Alexa, ставшая неожиданностью и для Apple, и для Google. А Google, естественно, смогла предвидеть необходимость купить и по-крупному вложиться в платформу Android.

Конечно, всё ещё встречаются примеры возникновения новых компаний, однако довольно сложно представить, что несколько гигантов, так сильно возвышающихся над техническими миром, позволят себе разделить судьбу VisiCalc или Lotus. И чем больше средств они накапливают для вложения в новые технологии, равномерно распределяя свои ставки по всему колесу рулетки, тем более неуязвимыми они кажутся.

© Habrahabr.ru