[Перевод] Космический телескоп Джеймса Уэбба, негодование астрономов и причем тут ЛГБТ

Привет!

Это очередная история про надежду многих астрономов — космический телескоп имени Джеймса Уэбба, который чуть не переименовали в силу актуальной в США повестки дня…

Есть надежда, что этот телескоп изменит наше представление о космосе, возможно даже получится увидеть «рассвет» Вселенной, более того, этот телескоп действительно нужен, но сначала его запуск перенесли на октябрь, а теперь планируют осуществить в декабре. Однако, теперь выясняется, что не обошлось и без скандала с социальной повесткой, о чем и будет дальнейший перевод.

По итогам проведенного расследования в отношении бывшего администратора NASA Джеймса Уэбба (по обвинениям в причастности к дискриминации в 1950-х и 1960-х годах), NASA решило не переименовывать готовящийся к запуску одноименный космический телескоп, так как никаких доказательств, подтверждающих эти обвинения найдено не было.

Завершение этого испытания является последней контрольной точкой, призванных подготовить 18 шестиугольных зеркал Вебба к длинному путешествию и новым открытиям. Chris Gunn NASAЗавершение этого испытания является последней контрольной точкой, призванных подготовить 18 шестиугольных зеркал Вебба к длинному путешествию и новым открытиям. Chris Gunn NASA

Однако, так как в NASA не посчитали необходимым опубликовать даже отчет о проделанной работе, такое решение разозлило ряд астрономов.

Йоханна Теске (астроном из Научного института Карнеги в Вашингтоне):

«Я разочарована. Не зная, какими фактами они оперировали, мне трудно уважать решение по сохранению текущего названия»

Скандал развивается с мая этого года, с тех пор уже более 1200 человек, включая ученых которые планируют телескопом пользоваться, подписали петицию, призывающую переименовать JWST. В те времена, когда геев и лесбиянок систематически увольняли из-за их сексуальной ориентации Джеймс Уэбб занимал множество руководящих должностей в правительстве США. Например, он уже занимал должность администратора в NASA, когда в 1963 году один из сотрудников агентства был уволен по подозрению в гомосексуализме.

В ответ на шумиху в NASA начали внутреннее расследование, в рамках которого было решено изучить исторические документы, которые могли бы пролить свет на поведение Уэбба. 27 сентября действующий администратор агентства Билл Нельсон опубликовал заявление, состоящее всего из одного предложения, в котором говорится следующее:

»На данный момент мы не нашли никаких доказательств, которые бы оправдывали изменение названия космического телескопа имени Джеймса Уэбба».

Исполняющий обязанности главного историка NASA Брайан Одом, который возглавлял расследование, 30 сентября сообщил, что считает расследование закрытым.

«Удар под дых»

В июне Брайан Одом заявил, что действия агентства будут полностью прозрачными для научного сообщества при принятии этого решения, однако, официальный отчет так и не был опубликован. Так же заявляется, что »расследование было максимально объективным и тщательным настолько, насколько это возможно в условиях пандемии». В расследовании принимали участие несколько работников архива, которые изучили внутренние документы NASA, опросили историков изучавших биографию Уэбба и даже наняли независимого эксперта для изучения его карьеры на других должностях в правительстве. Но есть несколько хранилищ с неоцифрованными материалами, которые в данный момент закрыты из-за пандемии, среди которых оказались Национальный архив в Вашингтоне, Президентская библиотека и музей имени Гарри С. Трумэна в Миссури, их пришлось пропустить.

Так же Брайан Одом сообщил, что несколько раз встречался с Биллом Нельсоном (действующий администратор NASA) и представлял ему все собранные в ходе расследования материалы.

»Участие Нельсона в расследовании было очень объективным и вдумчивым», сказал Брайан Одом. В итоге, было принято решение оставить прежнее название телескопа.

Но не всем такое решение понравилось, так как Уэбб возглавлял NASA в период дискриминации, а значит, несет за это ответственность.

»Удар под дых» — именно так выразился астрофизик Брайан Норд, добавив, что »это откровенный отказ услышать голос астрономов-геев».

Брайан Норд — один из четырех астрономов, возглавивших петицию о переименовании телескопа. Трое других — это Люсианна Валкович из Планетария Адлера в Чикаго; Чанда Прескод-Вайнштейн из Университета Нью-Гэмпшира и Сара Таттл из Университета Вашингтона в Сиэтле. В своем электронном письме в СМИ по итогу решения NASA они написали:

«При всех разговорах о справедливости и многообразии, они, похоже, не особенно заботятся о подотчетности общественности в отношении деликатных вопросов, которые повлияли на исторически маргинализированную группу».

Название телескопа

В основе спора лежит вопрос о том, какую ответственность несут правительственные чиновники за дискриминацию и сопутствующую политику в ведомствах, которые они возглавляли. Уэбб руководил NASA с 1961 по 1968 год, в период расцвета программ исследования, которые в конечном итоге отправили человека на Луну. Но именно в этот период был уволен сотрудник Клиффорд Нортон, подозреваемый в гомосексуализме.

Брайан Одом сообщил, что внимательно изучил это дело в поисках доказательств причастности Уэбба к увольнению Нортона, но ничего не нашел.»Их там просто нет», сказал Брайан.

Но это еще не все. Критики считают, что для полной картины «наследия» Уэбба важно смотреть шире. Уэбб работал в правительстве США, в том числе, занимал влиятельную должность заместителя государственного секретаря с 1949 по 1952 год, при Трумэне, когда увольнение геев считалось приемлемым и даже поощрялось. Председатель комитета Американского астрономического общества по вопросам сексуальной ориентации и гендерных меньшинств в астрономии считает, что Уэбб, вероятно, был эффективным руководителем в тех условиях, тем не менее, с именем телескопа он тоже не согласен:

»Я просто не думаю, что это делает его имя правильным выбором для главного научного проекта NASA более 60 лет спустя».

Будучи преемником космического телескопа «Хаббл», JWST будет изучать космические явления, включая формирование звезд, эволюцию галактик и экзопланеты. Среди международных партнеров миссии — Европейское и Канадское космические агентства. Имя Уэбба было присвоено телескопу в 2002 году бывшим администратором NASA Шоном О'Кифом, который хотел подчеркнуть достижения Уэбба в правительстве. Уэбб »обладал способностью объединять представителей различных дисциплин и коллективно работать вместе для достижения чего-то большего, чем они сами», — говорит О'Киф, который сейчас работает в Сиракузском университете в Нью-Йорке. Он считает, что NASA сегодня было бы другим, если бы Уэбб не был администратором, и что расследование, проведенное агентством, подтверждает вывод, к которому пришли он и другие:»это действительно человек с характером».

Однако, некоторые ученые считают, что достижения Уэбба не оправдывают присвоение телескопу его имени, учитывая контекст.

Но если взглянуть в будущее, чем сейчас и заняты все разозленные астрономы, для большинства из них бойкот JWST недопустим, так как именно этот телескоп обещает революционные возможности.

1e6cec9209d01c762bb4e864a9b90979.jpeg

Кто-то ищет способы признать разногласия, чтобы сохранить возможность работать с данными JWST, кто-то решил просто не упоминать его текущее имя в контексте возможного обсуждения, а кто-то при публикации тех самых данных в научных статьях будет обязательно оставлять примечания о связях Уэбба с дискриминацией.

В заключение хочется сказать, что хоть эта «повестка» и обошла стороной планы NASA, нам остается лишь надеяться, что это последнее испытание, выпавшее на долю телескопа, а то чем черт не шутит, доберутся и до финансов.