Умный дом EKF: знакомимся с розеткой и выключателем с поддержкой протокола Zigbee
За последние несколько лет мы увидели немало устройств для умного дома, но многие из них до сих пор как бы намекают нам, что вся эта история — не слишком-то серьезная, слегка понарошку. В ассортименте многих компаний, в том числе предлагающих собственных русскоязычных голосовых ассистентов, до сих пор нет полноценных розеток для скрытого монтажа, например. Только «переходники», размещаемые в уже установленных «классических» розетках. Выглядит всё это не очень приятно, но дает пользователю ощущение безопасности и возможности отката назад: если он вдруг передумает играть в умный дом, то сможет просто вынуть устройство из розетки. Ну, или перенести его в какое-нибудь другое место, например — мало ли, задачи могут быть разные, а покупать сразу несколько смарт-розеток или других устройств пока желания нет.
Тем не менее, уже есть люди, для которых умный дом — это всерьез и надолго. Они готовы поставить смарт-розетки вместо «обычных», отказаться от классических выключателей и так далее. Сегодня мы посмотрим как раз на пару таких устройств — розетку и выключатель скрытого монтажа, призванные полностью заменить своих не таких «умных» собратьев. Предлагает их бренд EKF, который уже хорошо известен в России, в первую очередь — благодаря различным электроустановочным изделиям, хотя в его ассортименте есть и немало других продуктов: от измерительных приборов до устройств сбора и передачи данных. По информации на сайте EKF, создан он в 1994 году, имеет в активе производственные площадки во Владимирской области, 7 логистических центров, а так же испытательную лабораторию.
Развивает производитель и собственную систему умного дома EKF Connect Home. В ней есть и свои лампы со светодиодными лентами, и датчики, и камеры — в общем, полный комплект. Правда, пока всё работает через подключение посредством Wi-Fi, но рассматриваемые сегодня устройства уже оснащены поддержкой Zigbee. Производитель взял за основу существующую линейку «Стокгольм» и добавил в нее несколько «поумневших» моделей. Ничего не мешает ему сделать то же самое с другими сериями устройств, так что в будущем мы явно можем рассчитывать на расширение ассортимента, если спрос на такие приборы окажется достаточно высоким. Тогда можно будет и дизайн под интерьер подобрать, что для электроустановочных изделий очень важно. Ну, а пока посмотрим, чем нас порадуют уже вышедшие устройства.
Технические характеристики
Смарт-розетка EKF Сonnect Стокгольм | |
---|---|
Питание | 100—260 В, 50/60 Гц |
Максимальный ток нагрузки | 16 А |
Максимальная мощность нагрузки | 3680 Вт |
Безопасность | заземление, защитные шторки |
Индикация | LED-индикатор |
Диапазон температуры | от −10 до +35 °C |
Диапазон влажности | <85% |
Степень защиты | IP20 |
Размеры | 82×82×45 мм |
Масса | 95,5 г |
Стоимость | 1700 ₽ на момент тестирования |
Смарт-выключатель EKF Сonnect Стокгольм (двухклавишный) | |
Питание | 3 В (батарея CR2032) |
Диапазон температуры | от −10 до +35 °C |
Диапазон влажности | <85% |
Степень защиты | IP20 |
Размеры | 82×82×12,5 мм |
Масса | 45,6 г |
Стоимость | 1300 ₽ на момент тестирования |
Упаковка и комплектация
Поставляются устройства в простых картонных коробках, на которые нанесены изображения и краткие характеристики, включая упоминание поддержки Zigbee и надпись «Работает с Алисой».
Внутри коробок размещены картонные ложементы, надежно удерживающие содержимое на своем месте. В комплект поставки входят только сами устройства, плюс краткие инструкции к ним.
Внешний вид и эксплуатация
Внешне розетка выглядит совершенно привычным образом — внутри непосредственно устройство, вокруг — съемная декоративная рамка. Кстати, рамку можно и поменять — подходят любые из серии «Стокгольм», так что дизайн можно немного адаптировать под свои запросы. Розетка выполнена в формате Schuko (Тип F, CEE 7/4), оснащена защитными шторками. Наличие смарт-функций выдает только кнопка включения с небольшим светодиодным индикатором внутри. Нажимается она легко и с отчетливым резким кликом, служит как для включения и выключения устройства, так и для запуска процесса сопряжения с Zigbee-хабом.
На задней поверхности размещены отверстия зажимных клемм для подключаемых кабелей, а также краткие характеристики. Внешняя панель удерживается пластиковыми штифтами, система крепления в установочной коробке стандартная.
Сверху на выступающей части корпуса расположены отверстия для винтов зажимных клемм. По бокам находятся «лапки» для крепления внутри подрозетника.
Выключатель внешне тоже выглядит вполне «классическим» образом — две клавиши и декоративная рамка. При этом работают они не совсем как переключатели — скорее, как кнопки. То есть только нажимаются, но не меняют своего положения, как в привычных выключателях. Нажатие происходит с усилием чуть выше среднего и мягким кликом — придется немного привыкнуть, но большого дискомфорта это не доставляет. По центру клавиш расположились светодиодные индикаторы, срабатывающие при нажатии и активации режима сопряжения.
По сравнению с «классическими» выключателями корпус тонкий, так как подключение к электросети не требуется. Крепление при этом стандартное, поэтому смарт-выключатель вполне можно поставить взамен обыкновенного. А можно просто закрепить его на кусочек двустороннего скотча в любом удобном месте.
Конструкция
Розетка качественно собрана: все детали аккуратно подогнаны и закреплены, никаких лишних зазоров или люфтов. Разбирается она при этом довольно просто, под кожухом обнаруживается плата с системой выключения и защиты.
Система управления вынесена на отдельную плату. Построена она на модуле ZT2S производства китайской компании Tuya, также известной собственной экосистемой умного дома.
Выключатель тоже хорошо собран и просто разбирается. Плата с батарейкой вынимается из корпуса, на ней видны две кнопки, на которые и давят клавиши выключателя.
Для питания используется литиевая батарейка CR2032, управление построено на модуле ZTU, произведенном всё той же Tuya.
ПО EKF Connect Home
На момент тестирования устройств у EKF было два приложения, на официальном сайте производителя для взаимодействия со смарт-устройствами серии «Стокгольм» рекомендуется новое, EKF Connect Home — им и воспользуемся. Для подключения посредством Zigbee нам понадобится умный хаб EKF Connect, добавить другие в используемое ПО не получится.
Устанавливаем приложение, регистрируемся — всё как обычно. Оказываемся на главном экране, где сразу нажимаем на кнопку добавления устройства. Даем все необходимые разрешения, включаем хаб — ПО тут же «подхватывает» его без дополнительных действий.
После активации хаба пользователю сразу предлагается добавить какое-нибудь Zigbee-устройство, этим и займемся. Для начала — розетку. Вводим ее в режим сопряжения длительным нажатием кнопки на лицевой панели, после чего она буквально за пару секунд добавляется в систему.
На странице розетки в приложении можно включить и выключить ее большой кнопкой по центру, а также посмотреть текущие показатели напряжения, силы тока и потребляемой мощности. Данные обновляются оперативно, что мы дополнительно проверили, подключив розетку к лабораторному автотрансформатору (ЛАТРу) и вручную изменяя напряжение. Заодно выяснили, что устройство прекрасно переживает поднятие напряжения выше 300 В, но при этом не имеет функции отключения при достижении какого-либо предельного значения.
Также можно запустить таймер включения или выключения, настроить свечение светодиодного индикатора и поведение в случае перебоев питания — розетка может сохранять состояние при возобновлении электроснабжения, включаться или выключаться. Приложение и встроенное ПО устройств активно обновляется, за время тестирования мы дважды столкнулись с приглашением установить новую версию.
Далее добавляем выключатель, который определяется как одно устройство с двумя клавишами — всё просто и удобно. На странице устройства можно увидеть уровень зарядки используемой для его питания батарейки и сразу создать сценарии для трех поддерживаемых типов нажатия: одинарного, двойного и длительного.
Ну и раз у нас есть выключатель и розетка — попробуем сделать так, чтобы одно управляло другим. Создаем сценарий, даем ему имя. Через меню хаба добавляем управляемое устройство — розетку.
Условий выполнения сценария может быть несколько, при этом запускаться он может как при выполнении всех или только одного из них. При этом условием способны служить текущее время или даже изменение погоды в какой-нибудь точке.
Выбираем, что при запуске сценария устройство будет менять свое состояние: включаться, если выключено, и наоборот. Добавляем нужный нам триггер — однократное нажатие клавиши выключателя. Проверяем — всё работает: при нажатии клавиши розетка включается и выключается.
Далее можно добавить другие устройства EKF Connect Home, настроить управление и пользоваться. Но современный умный дом сложно представить себе без голосового ассистента. Собственного у производителя нет, следовательно — надо пользоваться каким-нибудь из сторонних. На упаковке тестируемых устройств указано, что они готовы взаимодействовать с Алисой «Яндекса» — с нее и начнем. А еще попробуем осуществить интеграцию в умный дом Sber.
Интеграция в умный дом с Алисой и Sber
Потенциально самым простым и удобным способом добавления новых устройств к умным домам обоих производителей является их прямое подключение к уже существующим в системе Zigbee-хабам. В случае «Яндекса» будем использовать не смарт-колонки, а поставляемый отдельно хаб. Запускаем поиск устройств, переводим розетку в режим сопряжения.
Через несколько секунд устройство обнаружено и подключено. Выбираем место размещения — всё как обычно. Доступна информация о потребляемой мощности, напряжении и силе тока, правда обновляется она немного неспешно. Но для сбора статистики этого достаточно. В целом устройство работает корректно: им можно управлять голосовыми командами, добавлять в сценарии и так далее.
Попробуем провернуть всё то же самое, но уже с умным домом Sber, в качестве центрального устройства выступит вышедшая недавно колонка SberBoom Home со встроенной поддержкой Zigbee. Запускаем поиск, переводим розетку в режим сопряжения — весь процесс вновь занимает несколько секунд.
Указываем место размещения для более удобного управления устройством позже. Показатели напряжения и прочего в приложении «Салют» недоступны, зато есть встроенный таймер отключения.
В целом, розетка работает ровно так, как мы ожидаем от устройства с поддержкой Zigbee — без проблем добавляется в существующую систему, не требует длительной настройки и дополнительных действий для отладки взаимодействия с другими приборами. Немного жаль, что в приложении «Салют» недоступна статистика, но в будущем она может и появиться — как мы уже упоминали выше, ПО постоянно обновляется.
Теперь попробуем подключить к тем же умным домам выключатель. В его инструкции прямо написано, что делать это нужно через приложение EKF Connect Home, но дух экспериментаторства заставил нас сначала всё же попробовать наладить прямое подключение. Начнем вновь с «Яндекса». Поначалу всё идет отлично — устройство определяется.
Но далее выясняется, что выключатель добавился как 4 независимых устройства, причем способных включаться и выключаться. При этом на нажатия клавиш ни одно не реагирует. Соответственно, добавить их в сценарии и как-либо использовать нельзя.
В умном доме Sber ситуация ненамного лучше: выключатель определяется как одна кнопка с тремя типами нажатия — уже что-то, но полноценно использовать его не получится.
Тем не менее, мы создали сценарий управления розеткой. Всё даже заработало, если бы кнопки было две, получилось бы совсем неплохо. А использовать устройство «наполовину» — вариант так себе, потому пойдем другим путем, воспользовавшись указанием из инструкции, то есть осуществляя подключение через ПО EKF Connect Home.
Связываем аккаунты в EKF Connect Home и «Яндексе» через приложение последнего. Обновляем список устройств — видим розетку и две клавиши выключателя, всё как полагается.
Розетка работает, все измеряемые параметры отображаются, правда обновляются крайне медленно. Но для сбора статистики хватит и этого.
Но нас в данном случае больше интересует выключатель. Он тоже работает, все нажатия регистрируются и отображаются в приложении.
Остается добавить сценарий, который будет изменять состояние выбранной лампочки по нажатию клавиши, которая внутри ПО «Яндекса» будет называться «умной кнопкой».
Для примера сделаем так, чтобы клавиша включала одну из подключенных к сети Wi-Fi ламп в торшере. Поддерживаются все три типа нажатий, выберем одинарное. Всё работает, но с предсказуемо высокой задержкой — порядка пары-тройки секунд.
Проделаем то же самое со Sber. Связываем приложения, если на смартфоне уже установлено ПО EKF Connect Home, процесс занимает буквально несколько секунд. Главное тут — не запутаться и выбрать новое, старое до сих пор есть в списке.
Далее выбираем комнату сразу для всех устройств — розетки и двух клавиш выключателя, которые также определяются отдельно.
Розетка функционирует, но данные измерений почему-то не обновляются. Всё остальное работает — от голосового управления до таймера.
Далее добавляем нажатие одной из «кнопок» в качестве условия для срабатывания сценария — поддерживаются снова три типа нажатия.
Сценарий тот же — включение и выключение лампочки в торшере. Готово, работает опять с задержкой, но в остальном — корректно и стабильно. Вторую кнопку можно подключить к какому-нибудь другому устройству.
В общем, для добавления в систему голосового управления можно воспользоваться и таким вариантом подключения. Но есть в нем свои недостатки, так как прямое соединение с Zigbee-хабом дает нам пару важных преимуществ. Во-первых, возможность взаимодействия устройств без подключения к интернету: выключатель будет управлять какой-нибудь лампочкой даже в случае, если сервер производителя недоступен. Во-вторых, низкую задержку срабатывания. При прямом соединении сигнал с клавиши сразу поступает на управляемое устройство, а при связывании через аккаунты в системах умных домов — сначала обрабатывается серверами производителей, что становится причиной заметных пауз между нажатием и срабатыванием.
По словам специалистов EKF Connect Home, возможности интеграции в умные дома других производителей будут расширены. Когда именно это будет сделано, зависит от разработчиков непосредственно систем умного дома (в нашем случае, «Яндекса» и SberDevices) — как говорится, мяч на их стороне. Пока же для осуществления взаимодействия Zigbee-устройств гораздо проще и удобнее пользоваться «родным» хабом EKF, а возможность голосового управления добавлять через связывание аккаунтов. В таком случае мы получим все преимущества прямого подключения Zigbee-устройств — быстрое срабатывание и работу без интернета. Ну, а голосовые команды почти в любом случае обрабатываются на сервере авторов ассистента, потому требуют подключения к сети Wi-Fi и исполняются с задержкой.
Итоги
Сам факт того, что обладающая значительными ресурсами компания всерьез взялась за развитие своей экосистемы умного дома, не может не радовать — в будущем мы ожидаем от EKF расширения ассортимента. Первые устройства в целом показали себя очень хорошо: они симпатично выглядят, качественно собраны, приятны в эксплуатации. Конечно, пока есть куда развиваться — в первую очередь хотелось бы видеть более глубокую интеграцию в системы умных домов с голосовыми помощниками. Поддержка полноценного подключения к собственным Zigbee-хабам того же «Яндекса» или SberDevices — пока что ключевой момент, который определит привлекательность линейки.
Представители компании уверяют, что процесс идет и на данном этапе больше зависит от разработчиков систем с голосовыми ассистентами. Будем надеяться, что все участники процесса найдут эффективный и плодотворный способ взаимодействия, а мы в итоге получим разнообразную линейку электроустановочных изделий с поддержкой Zigbee, которые дадут нам возможность выбирать из многочисленных вариантов дизайна и подбирать нужный под интерьер — ровно так, как сейчас происходит с «классическими» розетками и выключателями. Декоративные рамки, кстати, можно выбирать уже сейчас.
Пока же устройства EKF проще использовать с их собственным хабом, но в целом это не такой уж плохой вариант: стоит хаб не запредельно дорого (чуть более 2000 ₽ на момент тестирования), а собственное ПО EKF Connect Home достаточно «продвинутое» для комфортного использования — в частности, имеется возможность задания нескольких условий для выполнения сценариев. Взаимодействие между устройствами настраиваем в собственном приложении, а поддержку голосового помощника добавляем через связывание аккаунтов. При таком сценарии использования система полностью жизнеспособна и в целом комфортна в эксплуатации уже в том виде, в котором она предлагается сейчас.
Полный текст статьи читайте на iXBT