«Рекламы в Viber не будет»: интервью с Евгением Рощупкиным, директором представительства Viber в России

В июне 2014 года в России открылось представительство Viber. Википедия сообщает нам следующее: «Viber — приложение VoIP (интернет-телефон) для смартфонов, работающих на платформах Android, BlackBerry OS, iOS, Symbian, Windows Phone, Bada и компьютеров под управлением Windows, OS X и Linux. Интегрируется в адресную книгу и авторизует по номеру телефона. Позволяет делать бесплатные звонки через Wi-Fi и сети 3G между смартфонами с установленным Viber, а также передавать текстовые сообщения, картинки, видео- и аудиосообщения». Чтобы узнать, что же это такое по-настоящему, мы побеседовали с директором российского филиала Евгением Рощупкиным, который ответил на накопившиеся у наших читателей вопросы.

Евгений Рощупкин, директор российского представительства Viber iXBT.com: Для начала расскажите о Viber в общих чертах: вдруг есть еще люди, которые о вас не знают.

Евгений Рощупкин: Viber — удобная коммуникационная платформа, которая позволяет свободно общаться с близкими. Viber доступен на смартфонах и планшетах на Android и iOS, а также на компьютерах под управлением Windows (включая Windows 8), Mac OS, Linux и мобильных устройствах BlackBerry, Symbian S40, Windows Phone. То есть вы можете общаться с вашими друзьями и близкими практически вне зависимости от того, какими устройствами они пользуются. Причем общаться бесплатно. Сейчас в Viber уже более 30 миллионов пользователей, и эта цифра продолжает неуклонно рости, мы сохраняем лидирущие позиции в App Store и Google Play.

iXBT.com: «Вайбер» или «вибер» — как вы сами называете себя по-русски?

Евгений Рощупкин: Наша компания — международная, и название придумано первоначально для английского языка. Поэтому правильно произносить «вайбер». Кстати, с названием связана интересная история. Основатели Viber Тальмон Марко и Игорь Магазиник вместе с командой не могли прийти к единому мнению про то, как должен называться сервис. Вместе с тем они понимали, что название должно быть простым, звонким и легко запоминающимся. В один из дней знакомый программист в беседе упомянул, что у него припасен короткий домен Viber.com. И в один момент решилось, как будет называться запускаемый сервис.

iXBT.com: Где находится штаб и головной офис мирового Viber?

Евгений Рощупкин: Viber имеет несколько офисов по всему миру. Главный офис находится в Тель-Авиве, где работают технические сотрудники, дизайнеры, в том числе и Игорь Магазиник, один из основателей компании. В Беларуси находится крупный хаб разработчиков.

iXBT.com: Viber пришел в Россию не так давно — летом 2014 года. Есть ли уже первые результаты работы офиса?

Евгений Рощупкин: Да, российский офис работает в нашей стране уже полгода. За это время мы видим всплеск активности пользователей. Так, Viber в России установлен у 30 миллионов человек. А 15 миллионов пользуются Viber регулярно. Россия — один из трех крупнейших рынков для Viber в мире, и мы заинтересованы в том, чтобы продолжать развивать свое присутствие здесь.

iXBT.com: Чем занимается российское подразделение? Каковы его цели?

Евгений Рощупкин: В первую очередь мы работаем над тем, чтобы делать опыт использования Viber более простым и приятным для российских пользователей. Мы занимаемся локализацией сервиса и всех его возможностей. Также мы развиваем направления, которые делают Viber по-настоящему коммуникационной платформой — я говорю о Паблик Чатах и других проектах.

iXBT.com: Сколько сейчас абонентов у сервиса в мире и в России? Какая цифра растет быстрее?

Евгений Рощупкин: Число зарегистрированных пользователей Viber в мире превышает 460 миллионов человек. 30 миллионов пользователей у Viber из России. При этом аудитория сервиса развивается динамично по всему миру, а Россия входит в топ-3 рынков для Viber.

iXBT.com: Создание сервиса, безусловно, требует денег, при этом для пользователей приложение бесплатно. Какова бизнес-модель компании сейчас (на чем вы зарабатываете) и предполагается ли ее изменение впоследствии?

Евгений Рощупкин: Viber — бесплатный сервис, причем доступ к нему крайне простой и для регистрации достаточно указать свой номер телефона. Viber не показывает, и не собирается в будущем показывать пользователям рекламу.

Мы хотим, чтобы общение между людьми было простым и удобным, и расширяем круг возможностей, доступных нашим пользователям. Так, за последние несколько месяцев мы представили видеозвонки с мобильных устройств, Паблик Чаты со знаменитостями и интересными людьми, на которые могут подписываться наши пользователи.

Платными для пользователей являются некоторые коллекции стикеров, а также услуга голосовой связи Viber Out.

iXBT.com: Как начался Viber? На что рассчитывали его создатели, учитывая, что в момент появления уже существовали сервисы с похожим набором услуг от довольно значимых игроков рынка?

Евгений Рощупкин: Viber задумывался как удобный для использования коммуникационный сервис для разных платформ. Эта идея лежит в основе и в постепенном развитии сервиса. И, как нам кажется, она работает и находит отклик у пользователей по всему миру. Viber — по-настоящему глобальный сервис, который активно устанавливают в Северной и Южной Америке, Европе, России, Юго-Восточной Азии.

iXBT.com: Кого вы рассматриваете в качестве основных конкурентов в мире и в России? Чем вы лучше?

Евгений Рощупкин: Мы не говорим про то, как мы отличаемся от конкурентов и других сервисов, представляя самим пользователям делать выбор. Со своей стороны мы стараемся создавать лучший сервис, которым нам хотелось бы пользоваться самим. Этой идеей вдохновлялись основатели Viber, создавая мессенджер, которым они захотят пользоваться сами.

iXBT.com: Skype приобрела компания Microsoft, а Whats App — Фейсбук. Какие эмоции это вызывает у Viber?

Евгений Рощупкин: Мы не говорим о наших конкурентах. При этом Viber является частью крупнейшей интернет-корпорации Rakuten. Это позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее и развивать наш сервис для пользователей по всему миру.

iXBT.com: Десктопная версия Viber (по крайней мере, для Windows) вызывает впечатление недооцененной вниманием. Компания считает ее не слишком важной или просто на все рук не хватает?

Евгений Рощупкин: Мы считаем Viber Desktop одним из ключевых преимуществ Viber. В десктопной версии пользователям доступны все базовые особенности Viber, включая отправку сообщений пользователям и в группах, видеозвонки, отправку стикеров и вызовы Viber Out. Вместе с тем, ряд новых возможностей Viber для мобильных пользователей — в первую очередь Паблик Чаты пока не доступны на десктопах. Мы работаем над тем, что пользователям десктопной версии Viber будут представлены дополнительные возможности. Например, на днях на десктопе запустятся наконец Паблик Чаты.

iXBT.com: Увидим ли мы когда-нибудь в Viber рекламу?

Евгений Рощупкин: Нет. Реклама в Viber не была представлена ранее, и мы не собираемся внедрять ее в будущем. При этом важно отметить, что Viber также является бесплатным для использования на всех платформах.

iXBT.com: Много говорят о кризисе в России: нефть, падение рубля… Вы его ощущаете? Какие прогнозы?

Евгений Рощупкин: Офис Viber в России открылся в июле прошлого года. И, несмотря на кризис, мы не планируем сокращать сотрудников. Более того, в связи с бурным ростом количества пользователей и развитием социальной платформы Viber в России у нас будут открываться новые вакансии в этом году. Кроме того, если интересует мнение экспертов, то у нас есть Паблик Чат финансовых аналитиков, которых собрал известный блогер Илья Варламов в своем чате под названием «Как дальше жить»?

iXBT.com: Сейчас трудно представить себе провайдера телефонной связи, который не являлся бы одновременно провайдером интернет-услуг. Не считаете ли вы, что скоро привычное нам понятие телефонии станет менее популярным или уйдет совсем?

Евгений Рощупкин: Мы уже сейчас видим на рынке сокращение потребления обычной голосовой связи, и рост выручки за счет объема трафика. И это не только общемировая тенденция. Например, в новогоднюю ночь российскими пользователями Viber был установлен рекорд по количеству отправленных стикеров и сообщений. Всего за период праздников пользователями было отправлено более чем полтора миллиарда сообщений и почти 100 миллионов стикеров. С 31 декабря по 1 января было передано около 30 миллионов стикеров.

iXBT.com: Есть ли у вас статистика о возрастном составе вашей аудитории? Меняется ли он с годами?

Евгений Рощупкин: В настоящий момент у нас превалирует молодая аудитория от 16 до 25 лет. Как юноши так и девушки в этом возрасте находятся на острие прогресса и с охотой принимают все новое. Так например в Паблик Чатах более популярными оказались известные в социальной сети Вконтакте паблики.

iXBT.com: Мы провели небольшой опрос среди читателей и обнаружили, что многих удивляет и даже кажется излишним количество стикеров. а) Какой с них смысл? б) Такое многообразие действительно пользуется популярностью? в) Появится ли возможность убирать старые стикеры, которые уже не нужны?

Евгений Рощупкин: Стикеры являются одной из ключевых особенностей Viber. Мы видим, что популярные стикеры скачиваются по всему миру тиражами в миллионы копий. При этом стикеры — один из наиболее эффективных способов локализации сервиса в разных странах мира. Стикеры позволяют передать эмоцию, или фразу простым и удобным для восприятия способом. При этом отправить стикер легко и в Viber представлено большое количество как платных, так и бесплатных коллекций.

iXBT.com: Не секрет, что многие ставят программу просто чтобы «поиграть». Есть ли у вас данные о том, как соотносятся регулярные пользователи и общее количество абонентов?

Евгений Рощупкин: Мы уже говорили говорим о том, что в России у Viber 30 миллионов зарегистрированных пользователей, из которых 17 миллионов человек используют Viber регулярно. Мы смотрим на динамику с оптимизмом: чем больше становится регулярных пользователей, тем скорее втягиваются новички. Человек ставит Viber «на пробу», начинает получать сообщения от друзей, обнаруживает, что это удобно — и все, он уже с нами.

iXBT.com: Есть ли у вас данные по используемым вашими клиентами мобильных операционных систем? Интересно соотношение iOS/Android/все остальные.

Евгений Рощупкин: Безусловно у нас уже набралась критическая масса пользователей, для того чтобы отобразить тенденции развития рынка мобильных устройств в России в целом. Поэтому наш сплит устройств не отличается от цифр в целом по стране. Последние данные таковы:

61,3% сообщений было отправлено с устройств с ОС Andorid; 33,6% сообщений было отправлено с устройств с ОС iOS; 1,9% сообщений было отправлено с компьютеров и ноутбуков c ОС Windows; 1,7% сообщений было отправлено с Windows Phone 8; 1,5% сообщений было отправлено со «всего остального». iXBT.com: Несколько вопросов-просьб от наших читателей: а) Будет ли возможность редактирования контактов, которые присутствуют только в Viber? б) Будет ли в десктопной версии возможность временно переключить клиент в режим оффлайн? в) Возможно ли сделать оформление цитат цитатами, а не просто скопированным из чата текстом? г) Будет ли возможность прикрепления нескольких номеров к одному и тому же пользователю?

Евгений Рощупкин: Мы не можем говорить о том, какие возможности будут представлены в будущих версиях. Однако спасибо за комментарии — мы передадим их нашим коллегам-разработчикам.

Полный текст статьи читайте на iXBT