OpenStack для Enterprise. Почему будущее облачного рынка за платформами на базе открытого ПО

25.01.2021, Пн, 12:16, Мск

В январе выйдет первый в России рейтинг поставщиков IaaS Enterprise 2021. Mail.ru Cloud Solutions — единственный среди лидеров рейтинга провайдер, который предлагает облачную инфраструктуру на базе платформы виртуализации OpenStack. За подробностями такого решения мы обратились к Дмитрию Лазаренко, директору по продукту Mail.ru Cloud Solutions.

Market.CNews: Вы считаете, что решения на базе OpenStack смогут потеснить в сегменте Enterprise облака на VMware? Чем OpenStack привлекателен для крупных заказчиков? Какие преимущества вы можете выделить?

Дмитрий Лазаренко: Российский рынок IaaS уже достаточно зрелый. Крупные корпоративные клиенты хорошо понимают возможности базовых IaaS-сервисов, и их потребности постепенно становятся шире, чем просто аренда вычислительных мощностей. Сегмент Enterprise дрейфует в сторону полностью управляемых PaaS-сервисов. Компании задумываются о дальнейших шагах в развитии облачной инфраструктуры, активно экспериментируют с внедрением компонентов PaaS: по нашей оценке затраты крупного бизнеса на платформенные сервисы в 2020 году выросли в 3 раза. Ряды клиентов наших PaaS-сервисов уже пополнили «АШАН», Danone, X5 Retail Group, логистический оператор Lorus, сеть медицинских клиник «Инвитро» и многие другие компании.

32x.pngДмитрий Лазаренко, директор по продукту Mail.ru Cloud Solutions

Переход с проприетарного ПО, вроде VMware, на платформы с открытым исходным кодом видится лишь вопросом времени. Использование проприетарных платформ замедляет скорость ИТ-изменений в компании ввиду монополизации дорожной карты развития в руках одного вендора и ориентации преимущественно на ИТ-администраторов, а не на разработчиков.

MCS, в свою очередь, изначально создавался с прицелом на платформенные сервисы для разработчиков и DevOps. Благодаря открытости ядра OpenStack, которое мы взяли за основу, в платформу архитектурно заложено больше инструментов и путей для их реализации.

В случае с VMware PaaS-сервисы — это вынужденная надстройка, продиктованная потребностями рынка. Вендор делает фокус на виртуализацию, он больше приближен к «железу» и связан поддержкой большого количества legacy-систем. По этой причине инструментов и путей реализации меньше, а времени, ресурсов на создание PaaS нужно заметно больше.

Профессиональные сообщества вокруг обеих технологий наглядно иллюстрируют различие VMware и OpenStack. Если зайти на форум или посетить конференцию по VMware, в большинстве своем вы увидете обсуждения виртуализации, вопросов работы с «железом». Сообщество OpenStack строится вокруг новых сервисов и платформ, их настроек и конфигураций.

Поскольку продукты VMware не являются ПО с открытым кодом и провайдеры не могут его дорабатывать, затрудняется кастомизация сервисов под конкретные задачи, а со стороны Enterprise это распространенный запрос. В итоге компании остается только создавать PaaS-интерфейсы рядом с основным облаком, на что уходит существенное время, при этом данных подход обеспечивает лишь базовые PaaS-функции ввиду закрытости исходной платформы.

Архитектура облака Mail.ru Cloud Solutions

На нашей платформе возможен индивидуальный подход, начиная с уровня виртуализации и доработки архитектуры и заканчивая кастомизацией интерфейса конечного решения.

Показательный пример — проект создания частного облака для X5 Retail Group. Компании требовалась масштабная и разнообразная кастомизация: от интеграции различных систем до полной адаптации решения MCS под существующую инфраструктуру Х5, написания собственного софта для совместимости с оборудованием заказчика и кастомизации сетевых схем. В соответствии с политикой самого Х5 был гибко доработан и интерфейс личного кабинета заказчика, в том числе навигация, роли и даже «кнопки».

Помимо прочего, клиентам не нужно платить за лицензии проприетарного ПО, что заметно сокращает стоимость владения инфраструктурой. Качество сервисов при этом не только не уступает, но и превосходит вендорские решения в гибкости и функциональных возможностях.

Большинство российских провайдеров все еще перепродают технологии VMware. Мы выбрали для себя другой путь. Мы предлагаем OpenStack, доработанный с учетом потребностей действующих клиентов, включая портфель полностью управляемых PaaS-сервисов. Со временем все больше компаний из сегмента Enterprise будут делать выбор в пользу платформ на базе открытого исходного кода, а не проприетарных решений.

Market.CNews: Многие считают проприетарное ПО для виртуализации отраслевым стандартом. Что может повлиять на это мнение? Какие преимущества MCS дает использование OpenStack?

Дмитрий Лазаренко: Отраслевые стандарты имеют свойство меняться. 10 лет назад стандартом была локальная физическая инфраструктура, а сегодня российский облачный рынок по объему превысил $1 млрд и продолжает расти опережающими темпами.

Сегодня большинство приложений работают в контейнерах. При выборе облачной платформы приходится считаться с этим: классические виртуальные машины покрывают не все потребности внутреннего ИТ. В конечном итоге предпочтение отдается тем провайдерам, которые помимо инфраструктурных решений поддерживают управляемые PaaS.

OpenStack в основе облачной платформы дает клиентам несколько важных преимуществ. Объясню на примере нашего бизнеса. Во-первых, доработку платформы оcуществляют специалисты Mail.ru Cloud Solutions. За счет этого мы можем быть более гибкими и быстрее адаптировать наше облако под запросы клиентов. Самостоятельная разработка также позитивно влияет на скорость и качество работы технической поддержки. На всех уровнях поддержки у нас русскоязычные специалисты, готовые оперативно решить проблемы клиента. Это позволяет обеспечить высокий уровень клиентского сервиса, необходимый крупным компаниям.

Во-вторых, открытый исходный код в ядре нашей платформы позволяет достичь более высокой степени кастомизации сервисов, в сравнении с аналогичными вендорскими решениями. OpenStack также прост в интеграции с другими наработками Open Source, которые есть в компании.

Кроме того, мы адаптировали многие модули под задачи высокой нагрузки и обеспечения отказоустойчивости, но сохранили совместимость со стандартным OpenStack API. Таким образом, клиенты, которые уже работают с сервисами на базе OpenStack, могут легко интегрировать собственные наработки с нашей платформой.

Market.CNews: В целом, насколько высоко проникновение облачных технологий в российском Enterprise? В чем, на ваш взгляд, специфика этого сегменте? Предъявляют ли крупные клиенты особенные требования к облачным провайдерам и платформам?

Дмитрий Лазаренко: В 2020 году именно крупные компании стали активнее пользоваться облачными сервисами. В нашей практике, несколько крупных компаний задействовали нашу облачную платформу для поддержки стабильности или запуска новых цифровых каналов продаж. Burger King, к примеру, с помощью облака обеспечил стабильную работу мобильного приложения при трехкратном росте количества заказов.

Основными критериями выбора облачного провайдера становится уровень клиентского сервиса и возможности кастомизации инфраструктуры под специфические запросы. Приведу пример: международная производственная компания перенесла на нашу платформу десятки проектов, включая веб-сайты и e-commerce приложения. Для команды клиента возможность кастомизации ИТ-систем было одним из важнейших требований из-за строгих корпоративных политик безопасности. Мы смогли настроить платформу таким образом, что работа с данными автоматически выстраивается в соответствии с политиками компании.

Стандартный сценарий для большинства малых и средних предприятий — подключение к публичному облаку. В сегменте Enterprise все гораздо многообразнее. Среди крупных российских компаний также высок спрос на частные облака, которые строится в контуре компании. При этом многие предпочитают разворачивать частное облако на базе платформ с открытым исходным кодом. Это позволяет нивелировать риски при смене облачного вендора или его уходе с рынка.

Также набирают популярность гибридные и мультиоблачные модели, которые помогают избавиться от привязки к единственному поставщику (vendor lock) и расширить технологические возможности. Одним из ключевых требований к провайдеру становится совместимость и гибкость облачной архитектуры.

Market.CNews: Как компании выбрать облачного провайдера? На что в первую очередь обратить внимание?

Дмитрий Лазаренко: Существует несколько основных критериев. Самое важное, на что стоит обратить внимание в первую очередь — это надежность и скорость восстановления после сбоев.

13.pngАрхитектура отказоустойчивого приложения

Не менее значима технологичность облачной платформы. Это касается как количества доступных сервисов, так и возможности выполнить миграцию инфраструктуры силами провайдера. На рынке есть примеры компаний, которые предлагают клиентам миграцию только совместимой архитектуры (cloud native), и это, конечно, накладывает определенные ограничения. При этом, если провайдер не развивает собственные платформенные сервисы, это сильно ограничивает технологические возможности заказчика и повышает затраты ресурсов на запуск инновационных проектов.

Далее, нужно обратить внимание на готовность провайдера, как технологическую, так и организационную, идти на встречу клиенту и и адаптировать платформу и сервисы под решение конкретных бизнес-задач.

Третий критерий — качество и скорость работы технической поддержки. При возникновении каких-либо ошибок или неполадок, служба поддержки должна оперативно реагировать по удобным для клиента каналам. Также важно, чтобы специалисты провайдера имели широкую экспертизу не только по конкретным сервисам, но и по вопросам облачной инфраструктуры в целом.

Не менее значима стоимость предоставляемых ресурсов и сервисов. Многие зарубежные провайдеры предоставляют широкий спектр сервисов, однако их стоимость на порядок выше и зачастую растет пропорционально курсам валют. Для некоторых компаний важным критерием также является размещение дата-центров провайдера на территории РФ в соответствии с законом 152-ФЗ.

При первичной оценке провайдера стоит обратить внимание на его репутацию на рынке, узнаваемость, опыт реализации аналогичных проектов облачной миграции. В общем случае — чем крупнее компания, тем больше ее опыт работы с облачными технологиями и, соответственно, тем выше потенциальный уровень технической поддержки и на этапе миграции, и при эксплуатации. Важно понимать, что возможности облака выходят далеко за рамки инфраструктурных мощностей. Если провайдер не стимулирует технологическое развитие вашей компании, стоит задуматься —, а действительно ли он хорош?


Полный текст статьи читайте на CNews