Объектив Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 для фотокамер стандарта MFT (Micro Four Thirds): спутник скитальца

Спутник скитальца


001-sm.jpg

В стандарте Micro Four Thirds объектив с фокусным расстоянием 25 мм эквивалентен «полтиннику» (50 мм) на полном кадре. Значит, Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 и есть тот самый «золотой стандарт» прежних времен, универсальный оптический инструмент с фиксированным фокусным расстоянием, без которого обычно не представляют себе рабочий комплект фотооборудования любой системы.

Он прост, как только может быть прост объектив, и работает почти так же хорошо, как этого можно ожидать от светосильного «полтинника». Он легкий и компактный, по сравнению со аналогами из арсенала зеркальных камер весит всего-ничего и занимает до смешного немного места в сумке или рюкзаке.

Наименование Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8

002-sm.jpg
Дата анонса 29 января 2014 г.
Фокусное расстояние 25 мм
Эквивалент для 35-мм кадра 50 мм
Байонет MFT (Micro Four Thirds)
Максимальное раскрытие диафрагмы F1,8
Минимальная диафрагма F22
Число лепестков диафрагмы 7 (скругленные)
Элементов 9 в 7 группах, в том числе два асферических
Минимальная дистанция фокусировки 0,24 м
Максимальное увеличение 0,12x
Угол обзора 47°
Автофокусировка да, внутренняя
Привод автофокусировки высокоскоростной
Стабилизация нет
Защита от пыли и влаги нет
Резьба для светофильтров ∅46 мм
Размеры (диаметр × длина) ∅56×41 мм
Вес 136 г
Средняя цена T-10703331


003.jpg

Оптическая схема Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8. Розовым маркирован асферический элемент.

Вот как выглядит диаграмма MTF (Modular Transfer Function), или ЧКХ (частотно-контрастной характеристики), объектива (данные Olympus America). Подробно о том, как читать ЧКХ, см. на странице Владимира Медведева.

004-sm.jpg

Корпус Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 сделан из пластмассы — судя по виду, на основе поликарбоната. Он не выглядит слабым и беззащитным, не прогибается при нажатии и не скрипит на стыках, но я все-таки предпочитаю металл.

Стыковочный узел байонета — хвала конструкторам! — сделан из сплава алюминия и магния. Он обеспечивает плотное прилегание к фланцу фотоаппарата и держит объектив очень крепко.

Единственное, что можно покрутить на объективе — кольцо ручной фокусировки. Оно рифленое, очень широкое, и любой фотограф сможет сразу же, вслепую, поймать его пальцами, не отрываясь от видоискателя.

Даже в ручном режиме фокусировка производится при посредстве встроенной электроники. Из-за этого наводка на резкость на долю секунды отстает от поворота фокусировочного кольца. Впрочем, в автоматическом режиме нужная резкость достигается почти мгновенно. Мне не приходилось сталкиваться с ситуацией, когда после отработки автомата потребовалась бы «доводка» руками.

Объектив резок в центре кадра, уже начиная с полностью открытой диафрагмы. Правда, на F1,8 на периферии можно обнаружить небольшое падение резкости, но ситуация значительно улучшается уже при F2,8, а при F5,6 резкость в центре и на периферии становится одинаковой.

Ниже я поместил серию снимков одной сцены при разных значениях диафрагмы. Это крепость древней Симены в нынешнем турецком селении Калекёй. На обращенном к нам склоне горы стоят каменные ликийские саркофаги, которым около двух тысяч лет (все разграблены еще в древности).

050-sm.jpg

F1,8, 1/10000 с, ISO 200.


051-sm.jpg

F2, 1/8000 с, ISO 200.


052-sm.jpg

F2,8, 1/4000 с, ISO 200.


053-sm.jpg

F4, 1/2000 с, ISO 200.


054-sm.jpg

F5,6, 1/1000 с, ISO 200.


055-sm.jpg

F8, 1/500 с, ISO 200.


056-sm.jpg

F11, 1/250 с, ISO 200.


057-sm.jpg

F16, 1/125 с, ISO 200.

На полном раскрытии заметна небольшая потеря резкости на периферии кадра и выраженное виньетирование изображения (на глаз около −0,7EV). При диафрагмировании до F4 виньетирование сильно ослабевает, а при F5,6 практически исчезает, и одновременно нормализуется резкость на периферии.

Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 обладает очень приятным «характером» и рисует красивое бокэ.

060-sm.jpg

Ресторан в Сиде. Манавгат, Турция. F1,8, 1/320 с, ISO 200.


062-sm.jpg

Кафе в Сиде. Манавгат, Турция. F1,8, 1/40 с, ISO 200.


064-sm.jpg

Каменные «грибы». Чавушин близ Аваноса. Каппадокия, Центральная Анатолия. F1,8, 1/5000 с, ISO 200.

Объектив отлично подходит для репортажной работы, причем особенно хорош он в условиях недостатка освещения.

070-sm.jpg

У гостиницы в Селифке. Мерсин, Турция. F1,8, 1/50 с, ISO 200.


072-sm.jpg

На торговой площади Учхисара. Невшехир, Каппадокия, Северная Анатолия. F1,8, 1/20 с, ISO 200 (передержка +1EV).


074-sm.jpg

Опустилась ночь. Манавгат, Турция. F1,8, 1/100 с, ISO 200.

Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 позволяет без труда создавать панорамы, причем как средствами самой камеры, так и при склейке отдельных кадров во внешней программе.

080-sm.jpg

Гёрселид Вадысы́, или Долина Любви II. Гёреме, Каппадокия, Центральная Анатолия. F1,8, 1/16000 с, ISO 160.

Эта панорама снята в виде четырех горизонтальных кадров с рук при полностью открытой диафрагме. Из-за последнего автоматике камеры пришлось не только использовать минимальную выдержку из возможных, но и искусственно понизить ISO ниже 200 ед. Склейка производилась в приложении Kolor Autopano Giga.

084-sm.jpg

Подземный город Озконак. Каппадокия, Центральная Анатолия. F2,8, 1/10 с, ISO 1600.

Основная цель снимка — убедиться, что с объективом Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 правильно работает внутрикамерная стабилизация изображения. Источник света — единственная лампа (около 100 Вт). Для достижения нужных условий диафрагма уменьшена до F2,8. При ISO 1600 потребовалась выдержка 1/10 с, которую пара «камера и объектив» отработала отлично. Никаких следов «смаза» картинки нет.

Из-за значительной минимальной дистанции фокусировки (24 см) и невысокого максимального увеличения (0,12х) Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 непригоден для настоящей макросъемки. Вот что удается получить при максимально возможном приближении предмета к объективу.

086-sm.jpg

Сувенирные кружки в Сиде. Манавгат, Турция. F1,8, 1/80 с, ISO 200.

На этом снимке меня устраивает почти все, особенно сохранение деталей в ярких светах изображения. Недостаточное размытие фона (более сильное было бы очень кстати) вызвано, как и было сказано, особенностями стандарта MFT и невозможностью отодвинуть фон (дело было в сувенирной лавке).

Закончим наш краткий обзор возможностями объектива при съемке закатов и рассветов. Это весьма распространенный сюжет в обиходе путешественника.

090-sm.jpg

Закат в Чавушине близ Аваноса. Каппадокия, Центральная Анатолия. F8, 1/400 с, ISO 200.

Некорректированная работа автоматической установки экспозиции привела к тому, что небо явно пересвечено, контраст в тенях сильно снижен, вместо солнца — «выбитое» белое пятно, а от него вперед и вниз тянется целый шлейф отражений от поверхностей линз (в обиходе их называют «зайцами»). Увы, снимок нельзя считать удовлетворительным.

092-sm.jpg

Закат в Чавушине. Каппадокия, Центральная Анатолия. F8, 1/800 с, ISO 200 (недодержка −1EV).

То же место, тот же час. Я решил ввести экспокоррекцию, чтобы нивелировать ошибку экспозиции, перекомпоновал кадр в «пейзажном» формате и чуть приподнял объектив по отношению к горизонтали, чтобы «подобрать» паразитные отражения от стекол. К сожалению, полностью скрыть их все равно не удалось.

094-sm.jpg

Закат над озером Туз. Щерефликочхисар, Турция. F8, 1/60 с, ISO 200 (передержка +1EV).

Когда солнечный диск прикрыт чем-нибудь (в нашей сцене — тучами), то никаких проблем не возникает. На этом снимке всё в полном порядке: и проработка неба, и контраст сцены. И никаких «зайцев».

096-sm.jpg

Рассвет над Долиной Гёреме. Каппадокия, Центральная Анатолия. F8, 1/400 с, ISO 200.

Мне было интересно выяснить, что увидит Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 в этом предрассветном сумраке. Как оказалось, он увидел немало. Во всяком случае, я не ожидал столь хорошей детализации областей, расположенных в зоне глубокой тени. Также, несмотря на выраженный краевой эффект в области контуров горных склонов на фоне света, тут достаточно высокая резкость.

Галерея

100-sm.jpg

Щерефликочхисар с балкона гостиничного номера. Турция. F1,8, 1/5000 с, ISO 200 (передержка +1EV).


102-sm.jpg

Гюзельюрт, Церковь Вознесения (на холме справа). Долина Ыхлара. Каппадокия, Центральная Анатолия. F8, 1/800 с, ISO 200.


104-sm.jpg

Виноградник в Голубиной долине. Каппадокия, Центральная Анатолия. F1,8, 1/6400 с, ISO 200.


106-sm.jpg

Раннехристианская пещерная церковь. Музей под открытым небом в Зелве. Каппадокия, Центральная Анатолия. F1,8, 1/200 с, ISO 200.


108-sm.jpg

Монастырская долина. Гюзельюрт. Каппадокия, Центральная Анатолия. F8, 1/320 с, ISO 200.


110-sm.jpg

Утро в Долине Гёреме. Каппадокия, Центральная Анатолия. F8, 1/100 с, ISO 200.


112-sm.jpg

Монастырская долина. Гюзельюрт. Каппадокия, Центральная Анатолия. F1,8, 1/4000 с, ISO 200.


114-sm.jpg

Над Долиной Любви II. Каппадокия, Центральная Анатолия. F1,8, 1/12800 с, ISO 200.


116-sm.jpg

Пустынник в Монастырской долине. Гюзельюрт. Каппадокия, Центральная Анатолия. F1,8, 1/12800 с, ISO 200.


118-sm.jpg

Дорога к церкви Вознесения. Гюзельюрт. Каппадокия, Центральная Анатолия. F8, 1/800 с, ISO 200.


120-sm.jpg

Долина Мечей. Каппадокия, Центральная Анатолия. F8, 1/800 с, ISO 200.


122-sm.jpg

Привет подножию от вершины. Гюзельюрт. Каппадокия, Центральная Анатолия. F8, 1/800 с, ISO 200.

Итог

Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 — хороший оптический инструмент, верный товарищ в путешествиях. Он резок, начиная с открытой диафрагмы, быстро и точно фокусируется, рисует приятную картинку. Легкость и компактность делают его еще более желанным спутником в поездках.

К сожалению, он не любит открытого солнца в кадре, не защищен от пыли и влаги и заключен в пластмассовый корпус, не внушающий безоглядного доверия. Впрочем, несмотря на все это, Olympus M.Zuiko Digital 25mm F1.8 очень полюбился мне во время съемок.

Благодарим компанию Olympus за предоставленный для тестирования объектив

Полный текст статьи читайте на iXBT