Личный опыт: как начинающим владельцам продукта выстроить партнёрские отношения со стейкхолдерами

В роли Product owner в IT Мария Эйдельман работает с 2013 года. В её портфолио — технологические продукты таких компаний, как МегаЛабс, Билайн и X5 Retail Group. Среди знаний и умений, которые Мария приобрела в корпорациях, особенно она выделяет навык эффективной коммуникации с большим количеством людей.

В этой статье Мария делится собственным подходом для конструктивного общения с разными специалистами, который поможет начинающим владельцам продукта и продакт-менеджерам ускорить разработку и запуск продуктов, а также сберечь нервы.

Личный опыт: как начинающим владельцам продукта выстроить партнёрские отношения со стейкхолдерами

Мария Эйдельман

Ведущий
продакт-менеджер
в X5 Retail Group

Могу смело сказать, что работа с людьми — это один из самых сложных и интересных навыков, так как нельзя выбрать одну правильную и эффективную стратегию общения с каждой ролью. Слишком большая вариативность темпераментов, опытности и профессионализма людей в каждом конкретном случае привносит новые неизвестные вводные.

Признаюсь, что в своё время я испытала все степени принятия горя, если говорить языком психологов: отрицание, гнев, торг, депрессия и смирение. Разве что я чуть изменила для себя эту шкалу: от недооценки важности и опытности какого-то специалиста иногда случалась не депрессия, а ступор, за которым мог последовать крах проекта, если проблема взаимодействия с участниками команды не решалась.

Для начала кратко расскажу о тех, с кем обычно коммуницируют владельцы продукта:

Личный опыт: как начинающим владельцам продукта выстроить партнёрские отношения со стейкхолдерами
Карта ключевых контактов владельца продукта. Все указанные контакты — стейкхолдеры

Стейкхолдеры, или заинтересованные стороны — это специалисты, которых проект или продукт так или иначе затрагивает. Сюда же относятся и те, кого проект не затрагивает, но они могут повлиять на его реализацию.

Заказчики ― это сотрудники, которые формируют основную задачу для создания продукта или начала проекта. Ключевая функциональность продукта будет отвечать их требованиям, так как его создание базируется на потребностях и запросах этой группы лиц.

Созаказчики ― те, кто могут решить часть своих бизнес-потребностей за счёт заложенной в продукте функциональности. Реализованная для созаказчиков функциональность не должна менять основную логику работы продукта.

Владельцы ресурсов ― это руководители подразделений компании, которые предоставляют требуемых для выполнения проекта специалистов — на временной или постоянной основе. Например, руководитель отдела разработки, начальник аналитического отдела, руководитель отдела дизайна.

Смежные команды — это команды, работающие над другими проектами или продуктами. Общение с ними важно по двум причинам:

  • Ребята делают для своего продукта какой-то сервис или какую-то опцию, который или которую можно будет у них взять и переиспользовать в своём продукте. Стоит держать со смежными командами связь, чтобы они сразу заложили в свой сервис полезные для вашего продукта функции или оставили интеграционный рукав. Такой подход работает в обе стороны.
  • Смежная команда и вы делаете два разных продукта, обслуживающих один бизнес или большую систему. Чтобы синхронизировать внедрение обоих продуктов, следует наладить крепкую коммуникацию и договариваться о планах разработки.

Далее в тексте все ключевые контакты владельца продукта буду называть партнёрами — само название настраивает на правильный ход мыслей в общении с этой группой коллег.

***

Про выстраивание партнёрских отношений со стейкхолдерами и поговорим дальше. Расскажу про три простые тактики, которые я получила опытным путём. Если бы мне о них рассказали на старте работы, это сберегло бы мне много нервов и ускорило бы разработку и запуск продуктов.

По моему опыту, самая большая неприятность заключается в затягивании сроков разработки. Это делает продукт дороже, приносит убытки компании в виде недополученной прибыли, а порой и вовсе сжирает его актуальность: сделать продукт раньше конкурентов, например, бывает критически важно.

Нередко сроки разработки сдвигаются из-за внутренней борьбы между владельцем продукта и стейкхолдерами.

Быстрее выстроишь качественные отношения с партнёрами — быстрее приступишь к работе над продуктом.

Что стоит знать о будущих партнёрах до первой встречи

При старте разработки нового технологического продукта в окружении владельца продукта появляется много новых коллег. И часть из них становятся его партнёрами — теми, кто будет с разной интенсивностью и в разном ключе влиять на продукт.

С этими людьми предстоит долгая и плотная работа, которая в процессе раскроет их возможности, потребности и их отношение к продукту, но определённую информацию владельцу продукта следует узнать до первой рабочей встречи с ними. И это не только должность и ФИО.

Постарайтесь узнать как можно больше о том:

  • какие системы поддерживают ключевые бизнес-процессы партнёра: например, системы биллинга, накопления и обработки данных, сбора обратной связи, отслеживания и фиксации событий;
  • какие проблемы в этих системах существуют;
  • есть ли у этих систем план модернизации и бюджет;
  • есть ли планы на замену этих систем;
  • какие главные боли направления или подразделения — об этом лучше узнать из первых уст у сотрудников партнёра.

Я не призываю к разведывательной операции 
    
            <p class=Полный текст статьи читайте на Нетология