Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать

В последнее десятилетие спрос на продуктовых дизайнеров постоянно растёт. В 2021 году 62% дизайнеров собирались осваивать именно это направление.

Продуктовые дизайнеры обладают навыками сразу нескольких специалистов — они не просто создают продукт, но и учитывают исследования рынка, запросы пользователей и бизнес-стратегию. В итоге должен получиться сервис, который способен решать проблемы клиента и приносить прибыль компании.

В 2022 году Нетология и Университет ИТМО запустили первую в России программу высшего образования по продуктовому дизайну. Рассказываем, чем занимаются специалисты в этой сфере, что умеют и сколько зарабатывают.

Благодарим Романа Зорина, ведущего UX/UI−дизайнера студии Everest, за помощь в подготовке материала.

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать

Алсу Гусманова

Автор-фрилансер

Что такое продуктовый дизайн

Цель продуктового дизайна заключается в том, чтобы создать востребованный продукт — приложение, сервис или сайт — который не только будет полезен и удобен для пользователя, но и решит определённые задачи бизнеса.

Дизайнер исследует интересы и потребности аудитории, чтобы продукт получился успешным и приносил прибыль компании. Например, приложения для заказа еды, сервисы такси или мессенджеры популярны, потому что помогают закрыть потребности пользователей: пообедать не выходя из дома, добраться в нужное место или пообщаться с кем-то онлайн.

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать

Роман Зорин

Ведущий UX/UI−дизайнер студии Everest

Говоря о продуктах для массового пользования, нельзя обойти стороной крупные ИТ-компании, сервисы которых прочно вошли в нашу жизнь.

Чтобы продукт был консистентным — целостным, без противоречий, специалисты разрабатывают дизайн-системы. Это объёмный и живой инструмент, который призван систематизировать и упорядочить всё, что соприкасается с брендом в интернете — от шрифтов до отдельных лендингов. Дизайн-система упрощает работу как продуктовых дизайнеров, так и разработчиков, которые могут быстро и самостоятельно внести нужные изменения или доработки.

Дизайн-системы есть, например, у Сбера, ВКонтакте, Tele2:

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать
В дизайн-системе есть все необходимые знания для разработки нового продукта или доработки уже существующего

Подобные инструменты — необходимость для крупных компаний, которые предоставляют массовые продукты. В Everest мы больше специализируемся на сервисном дизайне. При этом, у нас есть выделенные продуктовые команды, которые работают над внутренними системами крупных заказчиков.

Например, для одного из наших клиентов мы разрабатываем микроинтерфейсную архитектуру. Это не отдельные элементы, а готовые модульные блоки для построения интерфейсов. С их помощью заказчик сможет быстро и удобно поддерживать актуальность своей системы:

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать
Команда сделала компоненты максимально гибкими — они сохраняют вид при изменении элементов внутри, правильно растягиваются, некоторые имеют вложенность

Компания Uber рассказала о том, как и зачем создавала свою дизайн-систему. Команда проанализировала пользовательские сценарии и опыт в разных сервисах Uber и обнаружила ряд общих поведенческих паттернов, которые полезно учитывать в дизайне. Чтобы привести к единообразию интерфейсы всех сервисов Uber и собрать в одном месте все эффективные дизайн-решения, создали экосистему Uber Design Platform. Она помогает дизайнерам проектировать продукты Uber, понимая, какие цвета, шрифты и другие элементы больше всего нравятся пользователям. Это выглядит так:

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать
Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать

Чем занимается продуктовый дизайнер

Главное отличие продуктового дизайнера от UX/UI-дизайнера или дизайнера мобильных приложений — более широкий набор знаний и навыков из разных областей: графический и UX-дизайн, аналитика, прототипирование, маркетинг. Кроме того, продуктовый дизайнер обычно работает внутри конкретной компании и конкретного проекта, тогда как дизайнеры других направлений могут заниматься задачами разных заказчиков в студиях или на фрилансе.

Специалист учитывает потребности бизнеса и ожидания пользователей, чтобы создать полезный и популярный продукт. Для этого нужно опираться на исследования пользовательского опыта, разбираться в архитектуре современных цифровых продуктов, работать с данными и проверять гипотезы.

Перед тем как отдать проект в разработку, продуктовый дизайнер выполняет следующие задачи ↓

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать Изучает требования и цели бизнеса, чтобы понять, как должен выглядеть продукт. Чем подробнее они описаны — тем лучше. Обычно их собирает product lead — специалист, который отвечает за результат работы продуктовой команды.

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать Исследует пользователей: проводит опросы, анализирует запросы целевой аудитории и узнаёт, что её не устраивает в похожих продуктах, а какие решения, наоборот, кажутся ей удачными.

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать Работает в тесной связи с коллегами. Специалист взаимодействует с продуктовой командой на всех этапах работы над проектом от идеи до релиза.

 Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать Продумывает пользовательские сценарии. Здесь важно систематизировать полученные данные и на их основе составить полную карту пути пользователя.

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать Пишет микротексты для интерфейса, которые будут помогать пользователям решать их задачи, а бизнесу достигать своих целей. В крупных компаниях этим может заниматься UX-редактор, но продуктовому дизайнеру тоже важно знать tone of voice и владеть навыками UX-копирайтинга.

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать Разрабатывает высокодетализированный прототип — он повторяет все возможности сервиса и содержит элементы интерфейса нужного размера:

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать
Высокодетализированные прототипы экранов приложения «Умный двор» — одного из проектов студии Everest

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать Создаёт динамический прототип при необходимости тестирования функций.

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им статьТестирует прототип: выясняет, все ли пользовательские сценарии работают, как планировалось, и насколько выбранные решения попадают в цель.

К разработчикам проект может перейти уже со списком всех требований, полным описанием возможностей и набором визуальных элементов, а иногда работа строится итерациями, и нужно запрограммировать только часть функций — если есть задача быстрого запуска.

После релиза работа дизайнера не прекращается: он улучшает продукт, опираясь на фидбэки от пользователей и коллег. Гипотезы по доработке могут прийти от отдела продаж, маркетологов, сотрудников розничной торговли и так далее.

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать
Пример продукта, который поддерживают и дорабатывают много лет, — Сбербанк Онлайн

Что должен уметь дизайнер продукта

Так как продуктовый дизайнер считается специалистом широкого профиля, работодатели предъявляют разные требования к его компетенциям. Кроме знаний по композиции, колористике и типографике для создания дизайна, важны умения анализировать и работать с данными, прототипировать, тестировать, управлять проектами и командой.

Список задач, которые должен уметь решать специалист, варьируется в зависимости от компании, но в целом выглядит примерно так:

  • изучение потребностей и поведения пользователей с помощью различных инструментов аналитики и систем статистики: Яндекс Метрика, Google Аналитика;
  • проработка пользовательских сценариев;
  • создание макетов и прототипов;
  • проектирование интерфейсов (веб и мобайл);
  • отрисовка графических элементов;
  • владение профессиональными программами: Figma, Adobe Illustrator, Adobe Photoshop;
  • базовое владение и понимание принципов работы таких систем, как Principle, Adobe After Effects, Cinema 4D, чтобы делать продукт интереснее и лучше вовлекать пользователей;
  • контроль результатов разработки.
Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать
ВсеИнструменты.ру ищут продуктового дизайнера, который ко всему прочему будет отрисовывать рекламные баннеры и заниматься рассылками
Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать
А банк «Точка» хочет, чтобы продуктовый дизайнер выполнял функции UX-редактора

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать Совместная онлайн-магистратура Университета Итмо и Нетологии

Продуктовый дизайн

Узнать больше

  • Пройдёте полный цикл разработки дизайна цифрового продукта
  • Будете учиться на реальных кейсах и стажироваться у партнёров программы уже в первый год обучения
  • Освоите профессию продуктового дизайнера и сможете претендовать на зарплату middle-специалиста

Где работают и сколько зарабатывают продуктовые дизайнеры

По данным сервиса «Работа.ру», средняя зарплата продуктового дизайнера по России — 118 тысяч рублей. В Москве специалисты получают больше — около 140 тысяч рублей.

Специалисты по дизайну продукта востребованы во всём мире, они помогают бизнесу понимать своего клиента и предлагать ему решения в разных сферах. Это могут быть магазины, ИТ-компании, банки, мобильные операторы, маркетинговые или рекламные компании, интернет-ритейл.

На hh.ru есть много вакансий от продуктовых компаний, например:

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать
Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать
Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать

Роман Зорин

Ведущий UX/UI−дизайнер студии Everest

Из необычных вакансий, что мне встречались, — продуктового дизайнера искала компания Arrival, она строит электроавтобусы для всего мира. Продукт — приложение, операционная система для разработчиков, которые создают, запускают и управляют сценариями на автономной роботизированной фабрике.

Как стать продуктовым дизайнером

Продуктовый дизайнер должен иметь навыки из разных областей, поэтому в вузах чаще всего можно получить только смежную специализацию. Например, в Санкт-Петербургском государственном университете обучают графическому дизайну. Программа рассчитана на четыре года, за которые студенты осваивают дизайн-проектирование, технологии полиграфии, мультимедийные технологии в дизайне, шрифт, типографику и технику печатной графики.

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает пройти обучение по направлению «коммуникационный дизайн» со специализацией на выбор: «брендинг», «шрифт, типографика и многостраничное издание», «моушн-дизайн» или «дизайн-мышление». Срок обучения зависит от выбранной специализации.

Недостающие знания можно получить на онлайн-курсах. Например, в школе дизайна и иллюстраций Bang Bang Education — много подходящих программ: по типографике, иллюстрации, веб-дизайну, графическому дизайну, UX-дизайну и много чему ещё.

В Нетологии есть готовый курс по продуктовому дизайну — совместная магистерская программа с Университетом ИТМО. Обучение длится два года, это полноценное очное высшее образование, но получить его можно в дистанционном формате. Программа объединяет творческий, научный и системный подходы и даёт знания о полном цикле разработки и продвижения продукта. Она включает 18 дисциплин, по желанию можно пройти все или выбрать то, что интереснее. Магистранты стажируются у компаний-партнёров, а по итогам обучения могут претендовать на зарплату middle-специалиста — от 100 до 140 тысяч рублей.

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать

Роман Зорин

Ведущий UX/UI−дизайнер студии Everest

У меня образование архитектора. В университете я получил базовые знания графического дизайна, а после выпуска начал сам изучать программы, читать статьи, развивать насмотренность и применять знания на практике.

В дизайне я с 2016 года. Работал продуктовым дизайнером в крупной строительной компании, а сейчас ведущий дизайнер в Everest: разрабатываю дизайн-макеты для сложных систем и помогаю клиентам улучшать их продукты. 

Что почитать и посмотреть о продуктовом дизайне

Книги:

  • «Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия», Алан Купер;
  • «Как создать продукт, который полюбят», Скотт Хёрф;
  • «Типографика», Эмиль Рудер;
  • «Не заставляйте меня думать», Стив Круг;
  • «Дизайн привычных вещей», Дональд Норман;
  • «Дизайн для реального мира», Виктор Папаник;
  • «Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков, типографов и оформителей выставок», Йозеф Мюллер-Брокманн;
  • «Основы стиля в типографике», Роберт Брингхёрст;
  • «Типографика. Порядок и хаос», Владимир Лаптев.

Медиа:

  • Дизайн-кабак;
  • UX Collective;
  • UxJournal.

Блоги:

  • Юрий Ветров;
  • Lisa Sy;
  • Brandon Walkin;
  • Дизайн-студия Rui Ma;
  • Сергей Сурганов;
  • Louis Ansa;
  • Adam Sandoval.

YouTube-каналы:

  • Design Prosmotr;
  • Nobu Design;
  • Laith Wallace;
  • Школа веб-дизайна Максима Солдаткина;
  • Sarah Doody.

Telegram-каналы:

  • Now How Channel;
  • Chulakov Design;
  • PonchikNews;
  • UX Notes.

Резюмируем

Продуктовый дизайнер создаёт качественный, полезный для пользователя и прибыльный продукт.

Специалист должен обладать компетенциями из разных сфер: дизайна, маркетинга, бизнес-стратегии, прототипирования, аналитики. Он владеет инструментами для анализа аудитории и её потребностей, графическими редакторами, понимает, как работает бизнес, и несёт ответственность за продукт и результат.

Продуктовый дизайн набирает популярность, и спрос на специалистов в этой области растёт. Чтобы стать продуктовым дизайнером, можно получить профильное или смежное образование в вузе или окончить курсы.

Читать также

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать Личный опыт: как продакт-менеджеру и продуктовому дизайнеру сотрудничать эффективно

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать Дизайнер мобильных приложений: всё о профессии

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать Кто такой UX/UI-дизайнер, чем он занимается и почему его работа так важна

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать

Алсу Гусманова

Автор-фрилансер

The post Кто такой продуктовый дизайнер: что должен уметь и как им стать first appeared on Медиа Нетологии.

Полный текст статьи читайте на Нетология