Как начинающему режиссёру монтажа развиваться в профессии: 13 советов от специалиста

Что начинающему монтажёру делать для развития навыков и расширения кругозора? Нетология поговорила об этом с Антоном Долгановым, основателем Modjo Films и преподавателем курса «Режиссёр видеомонтажа».

Антон уже 7 лет в видеопроизводстве, за это время он успел побывать в роли оператора, колориста, продюсера и режиссёра монтажа и поработать с контентом для Instagram, сериалами, промороликами, игровым и документальным кино. В статье вы найдёте его советы для тех, кто только начинает первые шаги в профессии.

Антон Долганов

Антон Долганов

Основатель Modjo Films, кинооператор, продюсер, режиссёр монтажа, колорист

лого_нетология

Редакция Нетологии

1. Тренировать насмотренность

Насмотренность помогает расширять границы. Чем больше примеров монтажа вы проанализируете, тем шире будет ваш профессиональный кругозор.

Поэтому даже если вы хотите стать режиссёром монтажа кинофильмов, лучше смотреть видео разных жанров: от TikTok до кино. Также полезно познакомиться с советским кинематографом и популярными видеоблогерами, разобрать монтаж культовых фильмов — для начала подойдёт творчество Гая Ричи.

В качестве источника актуального видео можно использовать Vimeo.

Вы подписывайтесь на авторов, ставите лайки интересным работам — так формируется ваша лента. Потом вы можете смотреть, что лайкают те, на кого вы подписаны, и подборки от редакции Vimeo — самые лучшие ролики недели и месяца.

Короткометражка «Иррациональный страх перед ничем». Главный герой — параноик-невротик по имени Терри, которого преследуют воспоминания

«Конец» — экспериментальный короткометражный рассказ, чёрно-белый и цветной, сделанный только из отрывков более 500 фильмов

Стоит уделять по 15 минут в день просмотру видео, чтобы быть в теме. И, конечно, не забывайте пробовать и применять в своих работах увиденные приёмы.

2. Научиться работать с браком

Иногда вам может попасть материал, который выглядит как брак — например, потому что оператор неправильно выставил настройки камеры и на видео мерцает свет. Не всегда стоит сразу же отказываться от такого материала.

Если будет уместно по жанру, его можно стилизовать под аналоговую съёмку: VHS, Super 8, или 16-миллиметровую плёнку. Артефакты плёночной съёмки скроют дефект.

3. Чаще экспериментировать

Начинающий режиссёр монтажа во многом опирается на заготовки, пресеты и шаблоны, из-за этого не растёт как профессионал.

Поэтому важно при работе включать смекалку и пробовать новые технические приёмы.

Хорошо, если каждый ваш проект будет не только выполненной работой, но и способом научиться чему-то новому, расширить границы.

4. Сверяться с первоисточником

Сейчас тренд на стилизацию под аналоговое видео. Если зайти на vimeo.com и посмотреть самые лучшие ролики по мнению редакции Vimeo, то можно увидеть, что ни один иностранный ролик не обходится без стилизации под плёнку.

Из-за того, что большинство режиссёров монтажа никогда не работали с аналоговым оборудованием, иногда они допускают неприятные ошибки.

Например, приём каше из плёночной фотографии — когда по бокам снимка есть чёрные полосы, а сбоку написано Kodak Portra. Иногда такой эффект накладывают на кадры с движущимся видео. Но так делать нельзя, это оформление подходит только для фотоснимков.

Или, скажем, идёт стилизация под запись со старого телевизора. И режиссёр видеомонтажа накладывает эффект с надписью REC, а должно быть PLAY, так как надпись REC означает запись на аналоговую камеру.

Поэтому полезно узнать, как выглядит настоящая хроника, которая снята на 8-миллиметровую плёнку, увидеть, какое зерно и какие артефакты могут быть у 16-миллиметровой плёнки, посмотреть, что такое запись с телевизора и что такое запись на VHS. Если хочется использовать тренд, надо его использовать правильно.

5. Развивать монтажное мышление

Фильмы рождаются на монтажном столе. Пока фильм снимается, его ещё не существует. Поскольку монтаж — это последний производственный этап, то очень важно продумать всё в самом начале, чтобы в результате был хороший результат.

Для формирования монтажного мышления есть сайт directorsnotes.com. Там можно найти бэкстейджи со съёмок, где режиссёры рассказывают, как они придумывали видео, что проект представляет из себя внутри. Они прикладывают материалы, раскадровки и кадры со съёмок.

Хорошее монтажное мышление поможет в работе, так как при просмотре сырого материала вы сразу поймёте, какой результат получится в итоге.

6. Изучить разные роли внутри съёмочного процесса

Очень хорошо знать весь съёмочный процесс. Тому, кто монтирует, нужно хоть раз в жизни побыть в роли оператора, тому, кто только снимает, — смонтировать видео. Всё это поможет лучше понимать своих коллег.

Поэтому режиссёру монтажа полезно побывать на съёмочной площадке или как минимум на этапе раскадровки, где художник с оператором-постановщиком продумывают кадры: как, где и что будет снято.

Eleusis раскадровка 1
Раскадровка короткометражного фильма Eleusis, реж. Анджей Гавриш. Источник
Eleusis раскадровка 2
Eleusis раскадровка 3

7. Погружаться в контекст задачи

Прежде чем начать монтировать, важно отсмотреть весь материал. Если вы были на этапе съёмок и понимаете, с чем вам предстоит работать, то, конечно, можно ускориться на этапе постпродакшена.

Важно знать сценарий: если вы не в контексте, то можно упустить важные детали. Предположим, что снимается следующая сцена: два персонажа стоят, разговаривают, а мимо проходит один из ключевых героев и замечает их. Первый персонаж обращает внимание, что их заметили. Если не знать сценарий, то на монтаже можно и не придать значение этому мимолётному кадру, решить, что это неважно для сюжета.

Режиссёру монтажа нужно уметь работать с монтажными карточками, если мы говорим про кино. Монтажная карточка — это информация, которую передаёт хлопушка, удачные дубли. Например, было шестнадцать дублей, режиссёр сказал, что восьмой ему нравится больше всего. Монтажёр должен из этих дублей в первую очередь взяться за восьмой.

8. Смотреть на материал глазами зрителя

Зрителя очень сложно обмануть. Зритель видит всё. Но когда монтируешь, глаз может замылиться. Поэтому прежде чем сдавать работу, лучше дать ей отлежаться ночь или несколько дней, чтобы потом взглянуть свежим взглядом.

Плюс хорошо иметь в своём окружении небольшую честную фокус-группу, которой можно показать работу, собрать мнения, сделать вывод, а уже потом учесть всё это в готовой работе.

9. Внимательно выбирать музыку

Музыка очень важна: она должна делать видео лучше. Но бывает, что неправильный подбор композиции может испортить всё впечатление.

Например, если не знать перевода песни, то во время любовной сцены можно поставить что-то противоположное или неподходящее по смыслу. Если вы не уверены в переводе песни, не рискуйте. Лучше возьмите музыку без слов — точно не ошибётесь, плюс зритель не будет отвлекаться на лишнюю информацию. И, конечно, не берите избитую музыку.

Старая реклама компании Roshen — пример того, как не надо использовать музыку. На фоне звучит песня, которая может показаться чувственной и романтической. Но слова в ней такие, что в 2021 ролик мог бы спровоцировать скандал. В нулевые реклама, однако, прошла на ура (английский на необходимом для понимания текста уровне знали немногие зрители).

Если у композиции есть правообладатель, то обязательно покупайте права на неё. Иногда люди платят за музыку на iTunes и думают, что теперь её можно свободно использовать в коммерческих целях. Для покупки подходящих треков лучше воспользоваться специализированными сайтами вроде premiumbeat.com, audiojungle.net и подобных.

10. Изучить принципы анимации

Многие режиссёры монтажа работают с титрами. Титры — это простейшая анимация, они как красивая упаковка для подарка, и очень важно не испортить впечатление.

Чтобы разобраться в простейших принципах анимации, изучите 12 правил Уолта Диснея. Их понимание поможет выйти вам на новый качественный уровень.

Короткометражка Lostopolis

Короткометражка «Страхи»

11. Не бояться резать материал

Если вам самим скучно смотреть тот или иной фрагмент видео, то зрителю точно будет скучно. Хорошая практика: отключать звук, смотреть только на визуальный ряд. Или отключать видео и подробнее прислушиваться к звуку. Это поможет вам выявить скучные места.

Конечно, многим режиссёрам монтажа тяжело расставаться с материалом: хочется вставить всё, что есть. Но нужно научиться безжалостно вырезать скучные фрагменты, и даже сокращать готовый ролик до такого состояния, чтобы история сохранилась, но видео стало короче.

12. Обсуждать всё с заказчиком на берегу

Прежде чем брать заказ, стоит проинтервьюировать заказчика, внимательно изучить его желания, понять, что он хочет получить в итоге.

И если то, что он от вас ждёт, никак не вяжется с материалом, который вам предоставили, или с вашими возможностями, отказывайтесь от работы, потому что это будет полный провал.

13. Никогда не останавливаться

Обучение профессии режиссёра монтажа никогда не заканчивается: постоянно выходят новые тренды, появляются интересные приёмы, новые жанры и форматы видео.

Для хорошего специалиста мало ‎просто уметь монтировать, необходимо иметь широкий кругозор, грамотно использовать тренды, не бояться экспериментировать, изучать новое, погружаться в контекст и пробовать себя в разных ролях.

Всё это сделает из вас настоящего профессионала и высокооплачиваемого специалиста, у которого будут интересные проекты.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Антон Долганов

Антон Долганов

Основатель Modjo Films, кинооператор, продюсер, режиссёр монтажа, колорист

лого_нетология

Редакция Нетологии

Полный текст статьи читайте на Нетология