Как мы вывели 20+ инсайтов для прокачки работы с ЦА в 2025: кейс "Sибирская коллекция"

Заказчик«Sибирская коллекция» давно зарекомендовала себя как лидер рынка замороженных продуктов.ЗадачаДетально сегментировать ЦА; провести анализ потребления как собственной продукции, так и продукции конкурентов; оценить продажи в разрезе демографии и каналов.

На первом этапе Ingate Performance показывает, как благодаря проработке и анализу сырых данных из Mediascope и X5 Dialog сформировался эффективный медиаплан на 2025 год.

О клиенте

«Сибирская коллекция» давно зарекомендовала себя как лидер рынка замороженных продуктов. Сегодня компания ставит перед собой амбициозную задачу — не просто удержать позицию, но и увеличить свое влияние. 

Чтобы достичь этих целей и определить новые возможности для развития бренда, необходимо опираться на актуальные данные о современных тенденциях потребления. Полученные инсайты помогают компании грамотно управлять медиапланом на 2025 год, охватить новые ресурсы и усилить присутствие в ключевых сегментах.

Цельклиент

Клиент выделил три основных цели:

  1. Детально сегментировать ЦА: разобраться в удивительном образе жизни, поведении и других параметрах своего потребителя. 
  2. Провести анализ потребления как собственной продукции, так и конкурентной продукции. 
  3. Оценить продажи в разрезе демографии и направлений.

Методология

Чтобы получить максимально объективную картину ЦА, Ingate Performance использовала два ключевых источника данных:

  • Mediascope (апрель 2023 г. — март 2024 г.): медиапотребление, демографический анализ;
  • X5 Retail Group (май 2023 — апрель 2024): данные о продажах (по сравнению с конкурентами) продукции в сетях «Перекрёсток» и «Пятёрочка» по регионам присутствия.

Количество источников всегда зависит от целей исследования. При необходимости подключаем данные из других сетей:

  • «Магнит»
  • «Лента»
  • «Глобус»

В настоящее время направлены на «Перекрестке» и «Пятерочке» как на наиболее целевых торговых площадках.

Этапы анализа:

  1. Демографическая сегментация: изучаем точные профили потребителей с их стандартами, потребностями и качеством. Учитываем пол, возраст, состав семьи, семейное положение, особенности работы и т.д. 
  2. Поведенческий анализ: изучаем модели потребления, динамику предпочтений покупателей, факторы выбора товаров. На этом этапе важно понять логику и мотивы потребительского поведения.
  3. Аффинитивный анализ каналов связи: измеряем эффективность каналов связи, анализируемую транспарантность, измеряем конверсию, находим оптимальные пути взаимодействия с аудиторией. 
  4. Конкурентный анализ: сохранение позиций, их маркетинговые стратегии, товарный ассортимент. Такой сравнительный анализ позволяет выявить новые возможности развития.  

Только системное и многоуровневое исследование позволяет глубоко понять рынок и потребителей:

  • составить целостную картину рынка;
  • создание условий для замедления развития;
  • принимать обоснованные бизнес-решения.

Ход исследования данных из Mediascope

Наша цель — не просто собрать данные, а создать живой, динамичный портрет потребителя . Команда Ingate Performance двигалась от общих правил к частным деталям, раскрывая характер каждой возрастной группы.

Исследование построено как послойное раскрытие внешних характеристик.

Демографический анализ

Провести изучение социально-демографических параметров для:

  • представители лояльных групп брендов;
  • определение перспективных сегментов;
  • обеспечение зоны безопасного роста.

Мы выявили наиболее выраженные возрастные группы и менее заметные категории, у которых есть потенциал для роста. Аналогично получены данные по X5 для сравнения групп из двух разных источников.

1fe63d81e87a7d1782b061271b71ed57.png

Совокупность 3 брендов (СК и два конкурента) по всему РФ в разрезе сетей «Перекресток» и «Пятерочка». Данные X5 май 2023 г. — апрель 2024 г.

Психографический портрет окружающего мира

С помощью анализа определены уникальный профиль возрастной категории, а также ключевые сайты и сервисы для каждого сегмента. Эти данные помогают интегрировать интересы ЦА в коммуникационный кризис. 

Развлечения и досуг

Анализ позволяет выявить ключевые местоположения, где различные сегменты включаются в свободное время. Эти места обеспечивают оптимальные точки контакта для размещения рекламных материалов, обеспечивающие максимальное покрытие нашей окружающей среды.

Покупательское поведение

В ходе исследования были определены основные направления покупок, которые учитываются при принятии решений о покупке (с учетом дифференциации по количеству потребителей дохода). Дополнительно был проведен анализ товарной корзины включен и определены товары, которые чаще всего покупают. 

1e918a9daa14c94e3364c57262182b6a.png

Данные Mediascope с апреля 2023 г. по март 2024 г.

Влияние рекламы

Провели анализ рекламных каналов и их влияния на группы разных возрастов. Определили, как универсальные виды рекламы, действующие для всех ЦА, столь же специфичны и ориентированы на конкретные группы.

ba313cb8da86b914469db1f3953781bc.png

Примерная статистика по наиболее перспективным видам рекламы: видно, что акции и распродажи — неизменно самый очевидный способ привлечь внимание к бренду. Также видна разница между видами рекламы между брендами. Данные Mediascope с апреля 2023 г. по март 2024 г.

Медиапредпочтения и платформа

Исследовали медиапотребление: видеосервисы, соцсети, платные подписки. Каждая возрастная группа показывает предпочтения в потреблении контента, что важно учитывать при обсуждении с ними.

b43003eeb2f64a3b25a28d9f5692de53.png

Пример статистики по самым современным платным подпискам. При такой популярности подписок Яндекс Плюс есть повод задуматься о разных видах активности на ней. Данные Mediascope с апреля 2023 г. по март 2024 г.

Региональные особенности

Анализируя различия в потреблении и поведении ЦА в регионах, мы выявили локальные особенности, способствующие более эффективному географическому масштабированию.

0b198c24eb59f46b971c28d1f507bdad.png

Пример разницы ЦА в Москве и Санкт-Петербурге. Данные Mediascope с апреля 2023 г. по март 2024 г.

Динамика знаний брендов

Мы оценили позицию бренда в сравнении с другими регионами в динамике, чтобы определить зоны для укрепления нашей доли.

a870949a710d57087330b29fb7acca4a.png

Динамика одного из видов знаний в Москве: бренд SK постепенно сравнялся с конкурентами по доле узнаваемости среди ЦА. Данные Mediascope с апреля 2023 г. по март 2024 г.

Обработка и проверка гипотез

В процессе анализа работали клиентские и экспериментальные гипотезы, последовательно выявляя новые детали и обоснование вопросов для каждой гипотезы через формы «полученные такие данные, но почему?»

Эти данные помогли бренду «Сибирская коллекция» лучше понять свою аудиторию и ее дизайн, а также определить ключевые шаги для персонализированных коммуникаций.

Анализ данных из X5

Наш подход к анализу продаж в сетевых магазинах:

  • использовали отчет «Профиль пользователя» для изучения данных по продажам с фокусом на сегментацию покупателей по полу и возрасту;
  • В сравнении с аналогами проводится разделение по возрастным группам, а также по товарным категориям. В каждом ценовом сегменте есть конкурирующие товары, как наших, так и других производителей. Сопоставление этих товаров и их компонентов нам позволяет понять динамику в каждой ценовой категории;
  • Для каждого ценового сегмента анализировались основные параметры: количество чеков, количество покупателей, объем продаж, доля акционных товаров, представленность в торговых точках и другие показатели. Это помогло выявить факторы лидерства в различных сегментах.

В результате мы получили комплексную картину продаж в двух розничных сетях с разбивкой по демографическим показателям, географии, товарным группам и разделению товарных позиций — от общего к частному.

Мы также рассмотрели возможность применения отчета «анализ корзина» для более глубокого изучения покупательских миссий и покупок клиентов. Но с учетом уже собранной информации решили, что данных достаточно.

Проведенный анализ не только дополнил ранее разработанные изображения, но и включил некоторые цифры по продажам, которые подсветили дополнительные инсайты.

Выводы

Для клиента Ingate Performance провел комплексный анализ бизнеса клиента, который учитывает:

  • анализ включить в Mediascope;
  • аналитика данных из сетевых магазинов;
  • аналитику категорий продукции;
  • детальную аналитику ассортимента;
  • аналитику покупателей;
  • аналитику новинок и тесты.

Проведенный анализ выявил более 20 инсайтов и позволил проверить первоначальные гипотезы. Ключевое:

  1. Составили подробные характеристики всех групповых шкафов с описанием удобных коммуникационных каналов для каждого из них.
  2. Обнаружили значимые инсайты по работе с различными сегментами ЦА: как для основных групп потребителей (для позиций продвижения), так и для перспективных сегментов. В частности, определены эффективные способы взаимодействия с аудиторией 18–25 лет — сегментом с наибольшим потенциалом роста в динамике с уже сформированными и более лояльными тенденциями.
  3. Разработали рекомендации по удалению разработки на основе электронных данных. Анализируйте деятельность не только в Москве, но и в других регионах, привлекая ценные инсайты для расширения географического присутствия.
  4. Определили лидерство брендов и продуктов в каждом ценовом сегменте и способствовали их успеху. Например, в среднем ценовом сегменте выявлены основные конкуренты с высоким уровнем лояльности среди большинства групп ЦА и проанализированы причины такой приверженности потребителей.
  5. Оценили перспективы расширения ассортимента и увеличения представленности в отдельных торговых точках с учетом успешных продаж современных товарных позиций. 

Перейти на сайт

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine