Интегральный ламповый усилитель Fezz Audio Silver Luna Prestige: для любителей «лампового звука» и экспериментов

Создатели героя сегодняшнего обзора широко известны в среде ценителей хорошего звука, причем в течение аж 20 с лишним лет. Вот только известны они не готовыми устройствами, а трансформаторами. Тороидальные трансформаторы польской компании Toroidy можно обнаружить в аудиокомпонентах Mytek, Ancient Audio, Audio Valve, LampizatOr и так далее. Это семейное предприятие, которым ныне заправляют два поколения специалистов: отец Лех и два его сына — Мацей и Томек. В общем, чистая идиллия.

Дела у компании явно идут неплохо, и вполне логично, что на определенном этапе ее руководство задумалось про собственные устройства. Один из ключевых компонентов уже в руках, остальное — дело наживное. Ну и понеслась — первые же попытки были тепло встречены публикой, а на сегодняшний день в ассортименте созданного для этого направления бренда Fezz Audio есть несколько усилителей, в том числе для наушников, а также фонокорректоры.

Во всех устройствах используются лампы производителя под названием Electro Harmonix, который принадлежит компании из США. Но что интереснее всего, непосредственно лампы выпускаются на заводе NewSensor, который был создан на базе предприятия «Рефлектор» в российском Саратове. Вот такой вот интернационал, позволивший производить компоненты, которые нередко называют чуть ли не лучшими в мире.

Начнем знакомство с брендом мы с одного из самых «продвинутых» и универсальных усилителей в линейке — Fezz Audio Silver Luna Prestige. Помимо качественных компонентов он интересен тем, что дает своим владельцам широкое поле для экспериментов — поставляется сразу с двумя наборами драйверных ламп, да еще и имеет переключатель режимов тетрод/пентод.

Также в комплекте есть кожух для ламп, предусмотрены возможность регулировки громкости с помощью радиопульта и выход Home Theatre для интеграции с домашним кинотеатром. Собственно, именно ими и возможностью замены ламп версия Prestige отличается от «обычной». И да, такие опции — в целом не новость. Но вкупе с приятным дизайном, трансформаторами чуть ли не самого известного производителя и высоким качеством исполнения рассматриваемый усилитель точно достоин того, чтобы поговорить о нем поподробнее.

Технические характеристики

Название модели Fezz Audio Silver Luna Prestige
Тип устройства двухтактный, класс AB
Выходная мощность 2×35 Вт
Диапазон воспроизводимых частот 15 Гц — 77 кГц
Поддерживаемый импеданс АС 4—8 Ом
Входы 3×RCA
КНИ < 0,35%
Масса 15,3 кг
Габариты 410×320×165 мм
Стоимость на момент тестирования 270 тысяч рублей

Комплектация

Комплект поставки, как уже упоминалось выше, у Fezz Audio Silver Luna Prestige весьма обширный. Помимо самого устройства в него входят:

  • лампы Electro Harmonix EL34 — 4 шт.
  • лампы Electro Harmonix 12AX7 — 2 шт.
  • кабель питания
  • руководство пользователя
  • тканевые перчатки
  • лампы 6N2P EW Voskhod — 2 шт.
  • защитный кожух для ламп
  • пульт ДУ

Дизайн и конструкция

Внешний вид ламповых усилителей — это отдельная история. Пожалуй, именно они обладают самой эффектной внешностью из всех аудиоустройств и способны не только обеспечивать хороший звук, но и стать украшением интерьера. Ну, а чтобы пользователи могли подобрать подходящую под их вкус цветовую гамму, Fezz Audio предлагает пять вариантов оформления своего Silver Luna Prestige: черный, белый, темно-красный, красный и черно-белый. У нас на тестировании был белый.

Смотрится Silver Luna Prestige действительно отлично: минималистично и с нотками «винтажности» — все как подобает ламповому усилителю. Металлический прямоугольный корпус выглядит крайне надежным, к качеству исполнения и отделки никаких вопросов — тут мы ничего другого и не ожидали. Размеры сравнительно компактные, ну, а масса солидная, конечно — чуть больше 15 кг.

Под прямоугольной крышкой сзади расположились выходные трансформаторы, под круглой центральной — предназначенные для питания. Вокруг размещены лампы, задающие тон всему внешнему виду устройства. Стоит усилитель на четырех прочных металлических ножках с резиновыми вставками. На передней панели находятся две алюминиевые ручки. Левая — регулятор громкости, правая — селектор входов.

Возле селектора видны обозначения номеров входов, рядом нанесено название усилителя. По центру передней панели размещен крупный металлический шильдик с названием компании-производителя, который отлично вписывается в дизайн.

На верхней панели справа находится переключатель режимов тетрод/пентод, слева есть такой же переключатель, положение которого нужно изменять в зависимости от используемых ламп.

Сверху на задней панели размещены выходы для интеграции с домашним кинотеатром, сигнал в которые подается минуя потенциометр для регулировки громкости и селектор входов. Ниже слева расположены три входа 2×RCA для подключения источников звука, далее — разъемы для подключения акустики: отдельные для колонок с импедансом 4 Ом или 8 Ом. Ну и справа мы видим разъем для кабеля и выключатель питания.

Подключение и эксплуатация

Для начала в усилитель придется установить лампы — дело в целом нехитрое. Главное — хотя бы одним глазом посмотреть в инструкцию, да не прилагать лишних усилий. Стоит уделить внимание правильному выбору вида используемых ламп с помощью переключателя. Радиолампа 12AX7 рассчитана на напряжение накала 12,6 В либо 6,3 В. А вот 6N2P — только 6,3 В.

Ну и нужно помнить о том, что хоть установку, хоть последующую замену ламп надо производить после отключения устройства. А также о том, что лампы в процессе работы нагреваются, а потому не стоит браться за них пальцами — лучше использовать перчатки, которые идут в комплекте. Ну или просто кусочек ткани, в конце концов. На этом небольшое вступление Капитана Очевидности объявим завершенным и пойдем дальше.

Как можно заметить выше, под каждый канал предусмотрено три коннектора для акустики. Один общий, два других — для колонок с импедансом 4 Ом или 8 Ом. Для шестиомных, согласно инструкции, надо использовать вторые. Ну, а дальше все очень просто: подключаем кабель питания, да источники во входы 2×RCA. Вход HT позволит использовать подключенную к Silver Luna Prestige стереопару в составе домашнего кинотеатра, правда надо согласованием громкости каналов явно придется немного поработать. Но сама возможность все равно хороша — не придется делать сложный для многих выбор между качественным стерео и захватывающим звуком при просмотре кино.

Как уже было упомянуто выше, в комплекте есть радиопульт дистанционного управления. Изменять он позволяет только громкость — переключать входы придется с передней панели. При этом регулировка громкости происходит с довольно большим шагом, постоянно хочется встать и чуть подкрутить ручку на передней панели вправо или влево. Ну и выбор связи по радиоканалу, конечно, имеет свои плюсы… Но и один большой минус тоже — нет шансов управлять Silver Luna Prestige с помощью какого-нибудь «обучаемого» пульта от других компонентов системы.

Звук и измерения

Этот раздел начнем с небольшого дисклеймера: используемая акустика вносит несоизмеримо больший вклад в звучание системы, чем усилитель. Мы всегда указываем все компоненты, которые участвовали в прослушивании, но в данном случае это особенно важно. Слушали мы Fezz Audio Silver Luna Prestige совместно с хорошо знакомыми нам Martin Logan Motion 60 XTi, а в качестве источника использовали еще одного старого знакомого — плеер Aurender N100C, плюс ЦАП Schiit Bifrost. О субъективных впечатлениях обязательно поговорим, но еще раз хотим отметить, что сложились они от совместного использования акустики и тестируемого усилителя.

«Сработались» усилитель и колонки, кстати, очень хорошо и в достаточной степени раскрыли потенциал друг друга. Слушать было решено с использованием Electro Harmonix 12AX7 — их производитель позиционирует как основные, а 6N2P EW Voskhod идут в комплекте в качестве альтернативы. Поменять лампы в ходе прослушивания сложновато в силу их нагрева, потому определяться надо было заранее. На фото ниже присутствует еще одно устройство, для чего оно там — поговорим чуть дальше.

Начали прослушивание мы с трека французских металлистов Gojira под названием The Shooting Star. Конечно, связка Fezz Audio Silver Luna Prestige с Martin Logan Motion 60 XTi как-то вот даже и не наводит на мысли о такой музыке, но тем интереснее было попробовать. И да, весь трек хотелось чуть более жесткого звучания, плотного низкочастотного диапазона… ну и так далее. Тем не менее, прозвучало все равно хорошо — явных противопоказаний для так называемой тяжелой музыки тут нет.

Продолжили мы замечательной композицией Deep Feeling Пола Маккартни. И вот тут уже получили то, чего ожидали — высокий уровень детальности, хороший панч в барабанных партиях, где каждый удар обладает узнаваемым щелчком. Плюс очень проработанное звучание гитар, но тут заслуга не только нашего сетапа, но и авторов записи, конечно. Ну, а дальше случилось неизбежное — джаз. Именно с этой музыкой у многих ассоциируется ламповая техника.

Для начала мы взяли практически гимн эпохи свинга Sing, Sing, Sing авторства Луи Примы в исполнении оркестра Бенни Гудмена. Запись сделана очень давно — в 1936 году, качество оставляет желать лучшего… И вот в прослушивании таких вещей «на лампе» есть какое-то свое очарование, за которое отвечает не только звук, но и внешний антураж, создаваемое взаимодействием с такой техникой настроение… При этом все, что в записи есть, система показала вполне четко — в частности, можно было развлекать себя попытками угадать положение солирующих инструментов.

Следующей композицией стала Money Jungle Дюка Эллингтона, Чарльза Мингуса и Макса Роуча. Очень живая композиция, с потрясающе плотно и живо звучащей партией фортепиано. Тут задача любого комплекта аппаратуры — просто показать это. Нашему ожидаемо удалось — все же именно камерные джазовые составы в таких сетапах звучат лучше всего. Еще раз убедились в этом мы с помощью Stop This World Дайаны Кролл. Контрабас прозвучал очень хлестко, но с протяжным послезвучием и очень объемно. В треке есть сложный момент, где фортепианное соло звучит на фоне довольно агрессивного ритма на райд-тарелке, при отсутствии должной детализации все смешивается и «превращается в кашу», но это не наш случай — все было подано как надо.

На этом фоне рука вот прям как-то даже сама потянулась к Take Five в исполнении квартета Дейва Брубека. Ну и, конечно, это было здорово. На записи очень хорошо проработан стереоэффект, благодаря которому четко прорисовывается положение всех музыкантов: Пол Дезмонд с саксофоном стоит чуть правее центра, сам Брубек за пианино слева, позади по центру отлично прорисованы барабаны Джо Морелло, рядом с которыми угадывается Юджин Райт с контрабасом — все как на картинке. И знаменитое соло на ударных прозвучало просто невероятно, конечно.

После такого, естественно, сразу возникла идея немного поиграть с переключателем тетрод/пентод. Мы вернулись к прослушанным композициям, попробовав напрямую сравнить оба режима — что называется, лоб в лоб. И да, некоторое изменение в звуке ощущается — начинает казаться, что в режиме тетрода звук становится мягче, в режиме пентода — чуть более жестким за счет резкой подачи верхних частот… Но разница едва уловима, тут речь скорее опять идет о каких-то тонких впечатлениях, внутри которых очень быстро теряется грань между объективной разницей и субъективным настроем слушателя. Соответственно, и формализовать такие ощущения практически невозможно — все же это не пресет эквалайзера.

Следующий этап — это, конечно, блюз. Для начала Lucille в исполнении B. King. Кстати, Люсиль он называл все свои гитары, но сейчас не об этом. Подача вновь порадовала детализацией и натуральностью звучания, рассказ о гитаре в начале трека параллельно с соло дает ощущение, что Кинг чуть ли не разговаривает с тобой лично. Ну, а закрепили впечатление мы с помощью трека The Thrill Is Gone. В нем уже задействовано множество инструментов, причем акценты на них смещаются: то саксофон вступит, то клавишные зазвучат чуть громче… И все это с гитарой впереди и чуточку уведенным назад голосом. Показать полную картину в такой ситуации сложно, но Fezz Audio Silver Luna Prestige с Martin Logan Motion 60 XTi справились просто очень хорошо.

Следом зазвучал трек немного постарше: Muddy Waters — Mannish Boy. И вот тут просто захотелось откинуться в кресле и тихонечко покачивать ногой в такт. Максимально живо и как-то очень в кассу, при всем своем минимализме запись звучит объемно и вовлекающе. Но тут мы решили, что хватит расслабляться — пора послушать что-то более энергичное. Например, Come As You Are группы Nirvana. Не самый «грязный» звук в истории группы, плюс мягкая подача от тестируемого сетапа — получилось очень непривычно, но хорошо: плотный бас, отлично читаемая середина…

За новинки у нас в этот раз отвечали Coldplay с их Higher Power. Прекрасная современная запись, очень сбалансированная и какая-то даже стерильная. Но за счет панча в басе и своеобразной подачи усилителя прозвучала очень «вкусно» — вот где небольшой окрас, придаваемый ламповой техникой, иногда приходится даже как-то неожиданно кстати. Ну и немного поп-музыки: Dua Lipa — Don«t Start Now. Удивительно, но «пнуть басом» и пройтись низкими частотами по грудной клетке наш сетап оказался очень даже способен.

Завершили прослушивание мы Pink Floyd с их Hey You. Все предсказуемо очень здорово, тут никаких сомнений не было. Гитарное соло продюсеры решили немного увести назад — задумка интересная, но на плохой аппаратуре оставляет не самое приятное впечатление. К счастью, это не наш случай. Ну и напоследок отметим, что на низкой громкости наша система звучала прекрасно — не потерялась ни детальность, ни плотность басов.

На этом с субъективными впечатлениями покончено. Перейдем к измерениям и графикам. В очередной раз заметим, что прослушивание и замеры проводятся в специально подготовленном помещении — не том, где происходит фотосессия. Во время всей серии измерений микрофон находился примерно в 1,5 метрах от одной из колонок на уровне высокочастотного излучателя. Для начала сравним графики АЧХ в двух режимах — тетрод и пентод.

Басы у нас очевидно получились гулковатыми, в точке прослушивания мы добились гораздо лучших результатов. Но сейчас мы смотрим на разницу между режимами. А ее толком и нет. Но в процессе прослушивания регулярно начинает казаться, что есть… Ну и вообще, интересно было бы посмотреть, откуда берется присущая ламповым усилителям окраска, более известная как «теплый ламповый звук». И вот тут мы решили поставить небольшой эксперимент, ради которого в сетапе появился Schiit Vidar — отличный транзисторный усилитель. Переключаемся на него — снова получаем график АЧХ, снова сравниваем.

Вот тут разница уже есть, но хорошо заметно, что акустика и комната вносят куда больший вклад в звучание, чем усилитель. И вновь возникает вопрос: почему же звук ламповых усилителей многим людям нравится намного больше? Источников его окраски может быть два — АЧХ и гармонические искажения. С АЧХ разобрались: вряд ли источник «теплого лампового звука» кроется там. Остаются искажения. Заявленный КНИ у тестируемого сегодня Fezz Audio Silver Luna Prestige составляет менее 0,35%, а у Schiit Vidar — уже менее 0,01%, что как бы сразу намекает. Посмотрим на графики искажений при подключении каждого из усилителей.

Все довольно наглядно. Считается, что четные гармоники воспринимаются человеком как благозвучные и приятные для слуха. Вот за счет их присутствия звук после лампового усилителя и приобретает характерную «теплую» окраску. Получается, что транзисторные усилители звучат намного «честнее», ну, а ламповые — интереснее и благозвучнее. А уж что выбрать — тут решает слушатель. Напоследок сравним еще графики искажений в режиме тетрода и пентода. Как видно, различия есть — возможно, что не все впечатления от изменения режима являются надуманными, но тут уж не беремся судить.

Итоги

В заключение отвлечемся от «теплого лампового звука» и вновь сосредоточимся на Fezz Audio Silver Luna Prestige. Это замечательный усилитель на базе хороших компонентов с качественной сборкой. «Винтажный» дизайн опять-таки прекрасен и будет отлично смотреться в интерьере комнаты для прослушивания, создавая приятную атмосферу, что немаловажно. Можно сразу примерить на себя четыре варианта сочетания ламп и режимов, причем между режимами можно переключаться в ходе прослушивания — в зависимости от настроения и материала. Можно отлично провести время, экспериментируя с разными вариантами — уверены, многие энтузиасты звука получат от этого массу удовольствия. Сто́ит прибор, конечно, весьма солидно, но на фоне собратьев по сегменту — даже и недорого, как бы странно это ни звучало. Так что присмотреться к нему точно имеет смысл, особенно тем, кто только начинает знакомиться с ламповой техникой и хочет получить максимум возможного опыта, не меняя при этом усилители.

Полный текст статьи читайте на iXBT