Игровой монитор Gigabyte M34WQ: сверхширокоформатный WQHD-экран 34 дюйма на матрице IPS, сертификат DisplayHDR400, частота обновления до 144 Гц

Паспортные характеристики, комплект поставки и цена

Модель Gigabyte M34WQ
Тип матрицы ЖК-панель IPS с краевой светодиодной подсветкой
Диагональ 34 дюйма
Отношение сторон 21:9 (799,8×334,8 мм)
Разрешение 3440×1440 пикселей (UWQHD)
Шаг пикселей 0,2325 мм
Яркость (максимальная) 400 кд/м²
Контрастность статическая 1000:1
Углы обзора 178° (гор.) и 178° (верт.)
Время отклика 1 мс (MPRT)
Количество отображаемых цветов 16,7 млн (8 бит на цвет)
Интерфейсы
  • видео/аудиовход DisplayPort 1.4 (с поддержкой DSC)
  • видео/аудиовход HDMI 2.0, 2 шт.
  • видео/аудиовход/вход на концентратор/выход KVM, USB тип C (выходное напряжение/ток: 5 В/3 А, 9 В/2 А, 12 В/1,5 А, 15 В/1 А)
  • вход на концентратор/выход KVM/управление монитором, USB 3.0, гнездо типа B
  • выход концентратора/вход KVM, USB 3.0, гнездо типа А (поддержка BC 1.2, выходное напряжение/ток: 5 В/1,5 А), 2 шт.
  • выход на наушники, гнездо миниджек 3,5 мм
Совместимые видеосигналы DisplayPort/USB-C: до 3440×1440/144 Гц (DisplayPort — отчет edid, USB-C — отчет edid);
HDMI: до 2560×1440/100 Гц (HDMI — отчет edid)
Акустическая система встроенные громкоговорители, 2×3 Вт
Особенности
  • поддержка технологии AMD FreeSync Premium и Nvidia G-Sync Compatible
  • цветовой охват 91% DCI-P3 и 117% sRGB
  • сертификат VESA DisplayHDR 400
  • игровые функции: игровые режимы, увеличение яркости в тенях, экранный прицел, таймер, пользовательский счетчик, счетчик кадровой частоты, метки для выравнивания мониторов
  • вывод информации о ПК (Dashboard)
  • повышение четкости в движении (вставка черного кадра)
  • регулируемый разгон матрицы
  • функции «картинка-в-картинке» и «картинка рядом с картинкой»
  • функция KVM
  • ПО OSD Sidekick для настройки монитора с ПК
  • антибликовая поверхность матрицы
  • режим с низкой интенсивностью синей компоненты
  • отсутствие мерцания подсветки (нет ШИМ)
  • 5-позиционный джойстик на контрольной панели
  • поворот вправо-влево ±30°, наклон 5° вперед и 21° назад, подъем 130 мм
  • 100×100 мм площадка VESA для настенного монтажа
  • разъем для кенсингтонского замка
Размеры (Ш×В×Г)
  • 818×431—549×244 мм с подставкой
  • 818×369×68 мм без подставки
Масса
  • 10,22 кг с подставкой
  • 7,05 кг без подставки
Потребляемая мощность 127 Вт максимум, 0,5 Вт в режиме ожидания, 0,3 Вт в выключенном состоянии
Напряжение питания 100—240 В, 50/60 Гц
Комплект поставки (необходимо уточнять перед покупкой)
  • монитор
  • основание и стойка подставки
  • 4 винта
  • кабель питания (IEC 60320–1 C13 на евровилку CEE 7/7)
  • кабель питания (IEC 60320–1 C13 на вилку британского образца)
  • кабель DisplayPort
  • кабель HDMI
  • кабель USB (3.0), вилка типа A на тип B
  • краткое руководство пользователя
  • гарантийный талон
Ссылка на сайт производителя Gigabyte M34WQ
Розничные предложения

Внешний вид

В целом дизайн умеренно игровой, поэтому с точки зрения внешнего вида монитор можно считать универсальным. Панели монитора и кожухи стойки подставки изготовлены из черного пластика в основном с просто матовой поверхностью, но местами есть мелкий рельефный узор и глянцевые участки.

Внешняя поверхность матрицы черная, полуматовая, жесткая. Экран выглядит как монолитная поверхность, ограниченная снизу относительно узкой планкой, а сверху и по бокам — узкой окантовкой. Выведя изображение на экран, можно увидеть, что на самом деле между внешними границами экрана и собственно областью отображения есть неширокие поля — по 8 мм до внешних краев сверху и по бокам и 1,5 мм до планки снизу.

По центру фронтальной планки находится логотип производителя, незатейливо выполненный светло-серой краской.

На задней панели близко к краю под правую руку находятся кнопка KVM и удобный 5-позиционный джойстик (отклонение по четырем направлениям и нажатие).

На фронтальной планке внизу и также ближе к правому краю есть светорассеиватель индикатора состояния.

Разъем питания, интерфейсные разъемы, а также разъем для кенсингтонского замка расположены в незамкнутой нише сзади и ориентированы вниз.

Стальная пластина, на которой размещены разъемы, имеет черное матовое покрытие. Отходящие кабели можно пропустить через вырез в нижней части стойки подставки.

Сверху на выступе сзади есть решетка сквозь которую выходит нагретый воздух. Снизу воздух проходит через решетки в нише с разъемами и через две решетки на нижнем торце. За этими двумя решетками размещено по громкоговорителю.

Несущие элементы подставки изготовлены из толстой штампованной стали и алюминиевого сплава. Лапы основания подставки расходятся широко в стороны, что обеспечивает монитору хорошую устойчивость, при этом сверху на горизонтальную поверхность основания можно положить край клавиатуры. Резиновые накладки снизу на опорных плоскостях основания подставки защищают поверхность стола от царапин и предотвращают скольжение монитора на гладких поверхностях.

Стойка имеет фиксированную высоту, но подпираемый пружиной механизм со стальным рельсовым шариковым подшипником обеспечивает вертикальное перемещение шарнира, на который крепится блок экрана. В итоге легким движением руки экран можно установить на нужную высоту. Верхний шарнир позволяет немного наклонять блок экрана вперед от вертикального положения и больше наклонять назад.

Дополнительно поворотный узел в основании подставки позволяет повернуть стойку с блоком экрана вправо-влево.

Подставка на блок экрана крепится на защелках одним движением, а отсоединяется также просто, при удерживании движка фиксатора. При необходимости подставку можно отсоединить (или изначально не подсоединять) и закрепить блок экрана на VESA-совместимом кронштейне (площадка 100 на 100 мм).

Упакован монитор в большую скромно оформленную коробку из толстого и прочного гофрокартона с прорезными ручками по бокам. Внутри коробки для распределения и защиты содержимого используются пенопластовые вставки.

Коммутация

Монитор оснащен тремя цифровыми входами в полноразмерном варианте — DisplayPort и пара HDMI, — дополненные входом USB-C. Выбор входа осуществляется в основном меню установок или в меню быстрого доступа (если оно так настроено). Есть отключаемая функция автоматического поиска сигнала на входах.

Цифровые аудиосигналы, передаваемые на входы DisplayPort, HDMI и USB-C, после преобразования в аналоговый вид выводятся на встроенные громкоговорители и через гнездо миниджек 3,5 мм. К этому гнезду можно подключить внешнюю активную акустическую систему или наушники. Мощности выхода на наушники хватило, чтобы в 32-омных наушниках с чувствительностью 92 дБ был запас по громкости. Качество звука в наушниках хорошее — звук достаточно чистый, воспроизводится широкий диапазон частот, в паузах шума не слышно.

Встроенные громкоговорители звучат согласно их размерам и акустическому окружению — настолько громко, чтобы сидящий перед монитором пользователь уверенно расслышал системные сигналы, без низких частот вообще, с выраженным «пластиковым» призвуком из-за резонансов корпуса, зато с очень хорошо выраженным стереофоническим эффектом. Сравним АЧХ этого монитора с АЧХ двух телевизоров высшего класса (воспроизводился розовый шум, уровни звукового давления в ⅓ октавах записывал шумомер Октава-110А-Эко):

Видно, что у данного монитора низких частот нет совсем, в средних и высоких — есть резонансные пики, диапазон воспроизводимых высоких частот узкий.

Есть встроенный концентратор USB (3.0) на два порта. Выходы USB поддерживают режим быстрой зарядки (BC 1.2). В наличие также не часто встречающаяся в мониторах функция KVM — к монитору по USB можно подключить клавиатуру и мышь (а можно и накопитель), чтобы затем их использовать с двумя источниками видеосигнала, например, с ПК и ноутбуком, или с ПК и планшетом. При этом один из источников должен быть подключен по USB-C (ввод видеосигнала по этому же интерфейсу, или по DisplayPort, или по HDMI), а второй — по USB через разъем USB-B (ввод видеосигнала или по DisplayPort, или по HDMI). На задней панели есть отдельная механическая кнопка для переключения между источниками, также ее могут заменить пункт в быстром меню монитора и кнопка в приложении OSD Sidekick. Еще как KVM-переключатель работает и просто выбор входа. Переключаются не только клавиатура и мышь, но и, например, флешка, подключенная к монитору через разъем USB-А.

К монитору прилагается неплохой комплект кабелей (но не очень длинных) черного цвета (еще должен быть кабель USB (3.0), вилка типа A на тип B, но ниже на фотографии его нет).

Меню, управление, локализация, дополнительные функции и ПО из комплекта

Индикатор питания при работе ярковато светится белым, в режиме ожидания — медленно мигает белым и не горит, если монитор условно выключен. В меню работу индикатора можно отключить совсем или оставить только в режиме ожидания. Включается монитор нажатием на джойстик. Когда монитор включен и на экране нет меню, то при отклонении джойстика вверх, вниз, вправо или влево на экран выводится ползунок или список/короткое меню той настройки, которая назначена пользователем на данное отклонение джойстика:

А при нажатии на джойстик на экране появляется стартовое меню настроек:

Если на экране оно, то нажатие на джойстик — выход из меню, отклонение вниз — выключение монитора (его можно выключить и без меню длительным нажатием на джойстик), вверх — вход в основное меню установок, вправо — меню с настройками игровых функций, влево — меню KVM.

Далее при навигации по меню в правом нижнем углу выводятся подсказки по текущим функциям джойстика. Меню достаточно крупное, масштаб позволяет оценить снимок ниже, где видна вся область отображения монитора:

Навигация по меню очень удобная, так как все делается только джойстиком, не нужно переносить палец на кнопки, и количество необходимых действий разумно сокращено, к тому же списки зациклены. При настройке изображения меню остается на экране — это несколько мешает оценке вносимых изменений. При необходимости можно установить уровень прозрачности фона меню, выбрать тайм-аут автоматического выхода из меню и включить блокировку меню, что предотвращает случайное изменение настроек. Есть русская версия экранного меню. Качество перевода на русский язык среднее, есть ошибки и неточности, поэтому в тексте мы местами используем английские названия настроек. Напечатанной документации в комплекте поставки — самый минимум. Полные руководства пользователя в виде PDF-файлов можно найти на сайте Gigabyte.

Из дополнительных возможностей в наборе Game Assist (Игровой ассистент) присутствуют несколько «геймерских» функции: таймер, пользовательский счетчик, вывод частоты кадров, перекрестия прицела в центре экрана и меток для выравнивания установленных встык мониторов. Дополнительно на экран можно вывести панель Dashboard (Информационную панель) с текущими параметрами ПК. Пользователь может выбрать в каком месте (но не в одном и том же) выводить игровую информацию и панель Dashboard.

Монитором можно управлять с ПК с помощью фирменного ПО OSD Sidekick. Кроме настроек, доступных из меню монитора, в OSD Sidekick можно сохранять/загружать профили, редактировать форму перекрестия прицела, задавать клавиатурные сокращения, настраивать и переключать KVM и обновлять микропрограмму монитора. Только при запущенной OSD Sidekick на монитор выводятся данные на панель Dashboard. И именно в OSD Sidekick задаются клавиатурные сокращения, которым пользователь может увеличивать и уменьшать значение пользовательского счетчика. Что им полезно будет считать — зависит от игры.

Изображение

Настроек, изменяющих яркостный и цветовой баланс не очень много. Присутствует набор предустановленных значений настроек в виде нескольких заводских профилей и три профиля отведены под пользовательское сочетание настроек.

Настройки, которые по мнению разработчиков, чаще будут нужны игрокам, вынесены на страницу Gaming (Игра). Основных режимов геометрической трансформации три: принудительное растягивание картинки на всю площадь экрана, увеличение до границ экрана с сохранением исходных пропорций (пиксели считаются квадратными) и вывод один к одному по пикселям в центре экрана. В тех случаях, когда изображение занимает не всю площадь экрана, оставшиеся поля заливаются черным. Дополнительно можно выбрать режимы имитации пяти размеров экранов (картинка растягивается до выбранных размеров и пропорций). Есть функция Overscan — небольшое увеличение картинки так, что по периметру она чуть-чуть обрезается.

Присутствуют функции картинка-в-картинке (PIP) и картинка-рядом-с-картинкой (PBP). В режиме PIP выбирается положение дополнительного окна в одном из четырех углов, а также его размер из трех возможных (самый большой — это точно четвертая часть экрана). Изображение в дополнительном окне выводится с сохранением исходных пропорций, а если соотношение сторон исходного изображения меньше 21:9, то по бокам выводятся черные полосы. Вывод пиксель в пиксель для дополнительного окна мы не получили. В режиме PBP можно получить два изображения 1720×1440 с выводом точка в точку от независимых источников с заполнением всей области отображения.

В случае DisplayPort и профессиональной видеокарты поддерживается работа в режиме 10 бит на цвет, но вывод на экран монитора происходит в режиме 8 бит на цвет. Данный тест мы проводим с помощью видеокарты Nvidia Quadro K600 и программы NEC Display Solutions 10 bit Color Depth Demo. Этот тест показывает, можно ли в программах, таких как Adobe Photoshop и Adobe Premier Pro, использующих OpenGL, получить в случае профессиональных видеокарт типа Nvidia Quadro, AMD FirePro или AMD Radeon Pro вывод на монитор с 10-битным представлением цвета.

В данном мониторе реализована поддержка технологии FreeSync (точнее AMD FreeSync Premium) по входам DisplayPort и HDMI. В списке указано, что частота может меняться в диапазоне от 48 до 144 Гц для DisplayPort и от 48 до 120 Гц для HDMI (хотя в случае HDMI мы получили от 48 до 100 Гц). Для визуальной оценки мы использовали описанную в указанной статье тестовую утилиту. Включение FreeSync позволило получить изображение с плавным движением в кадре и без разрывов. С видеокартами Nvidia этот монитор поддерживает G-Sync в режиме G-Sync Compatible, но только по входу DisplayPort. В утилите G-Sync Pendulum Demo режим G-Sync включается, плавность без разрывов присутствует. Проверить вход USB-C на совместимость с FreeSync и G-Sync Compatible возможности не было.

При подключении к компьютеру по DisplayPort поддерживалось разрешение до 3440×1440 при 144 Гц кадровой частоты на вход, и вывод изображения на экран также осуществлялся с этой частотой, в случае HDMI — только до 3440×1440 при 100 Гц. При таких сочетаниях разрешения и частот обновления поддерживается HDR. По DisplayPort при 144 Гц — 10 бит на цвет, по HDMI при 100 Гц — 8 бит на цвет.

Заявлено, что данный монитор соответствует требованиям DisplayHDR 400 (он есть в списке сертифицированных). Одним из критериев соответствия является долговременная яркость не ниже 320 кд/м² на белом фоне во весь экран и 400 кд/м² при выводе белого прямоугольника площадью 10% на черном фоне, а также кратковременное повышение яркости до этого же значения при выводе белого поля во весь экран после 10 секунд вывода черного поля во весь экран. Чтобы исключить влияние нашего выбора тестовых приложений и изображений, а также сочетания настроек монитора, мы решили воспользоваться официальной программой DisplayHDR test tool, которой предлагает пользоваться организация VESA для проверки соответствия устройств отображения критериям сертификатов. При использовании этой программы вариация условий практически исключается, так как достаточно следовать инструкциям-подсказкам. В частности, настройки монитора должны быть сброшены на значения по умолчанию, что мы и сделали. Результат хороший: специальный тестовый градиент показал наличие 10-битного вывода (при 8-битном сигнале используется динамическое смешение цветов с помощью видеокарты (отлично), при 10-битном сигнале — самим монитором (качество чуть хуже)). На белом поле во весь экран долговременная установившаяся яркость достигает 347 кд/м², но и пиковая фактически не превышает этого значения. Таким образом, хотя бы по максимальной яркости в статичном режиме, по количеству градаций оттенков и по цветовому охвату данный монитор соответствует критериям DisplayHDR 400.

Кинотеатральные режимы работы тестировались при подключении к плееру Ultra HD Blu-ray Sony UBP-X700. Использовалось HDMI-подключение. Монитор воспринимает сигналы 576i/p, 480i/p, 720p, 1080i и 1080p при 50 и 60 кадр/с. 1080p и 4К при 24 кадр/с также поддерживается, и кадры в этом режиме выводятся с равной длительностью. В случае чересстрочных сигналов картинка просто выводится по полям. Тонкие градации оттенков различаются как в светах, так и в тенях. Яркостная и цветовая четкости очень высокие и определяются только типом видеосигнала. Интерполяция низких разрешений к разрешению матрицы выполняется без значимых артефактов.

Тестирование ЖК-матрицы

Микрофотографии матрицы

Изображение структуры пикселей из-за матовой поверхности слегка размыто, но характерную для IPS структуру распознать можно (черные точки — это пыль на матрице фотоаппарата):

Фокусировка на поверхности экрана выявила хаотично расположенные микродефекты поверхности, отвечающие собственно за матовые свойства:

Зерно этих дефектов в несколько раз меньше размеров субпикселей (масштаб этих двух фотографий одинаковый), поэтому фокусировка на микродефектах и «перескок» фокуса по субпикселям при изменении угла зрения выражены слабо, из-за этого нет и «кристаллического» эффекта.

Оценка качества цветопередачи

Реальная гамма-кривая зависит от выбранного значения списке Gamma (Гамма). Значения показателей аппроксимирующей функции приведены в скобках в подписях, там же — коэффициент детерминации R2:

Реальная гамма-кривая ближе всего к стандартной при выборе варианта Гамма 2.2, поэтому далее мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) при этом значении. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:

Рост прироста яркости весьма равномерный. При этом каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего, за исключение первого ближайшего к черному оттенка серого, который по яркости от черного не отличается:

Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,17, что близко к стандартному значению 2,2, при этом реальная гамма-кривая мало отклоняется от аппроксимирующей степенной функции:

Дополнительной настройкой Black Equalizer (или Эквалайзер черного (ЭЧ) значения от 0 до 20, по умолчанию 10) можно скорректировать гамма-кривую, улучшая различимость деталей в тенях. Это может быть полезно в играх с темными сценами. Ниже приведены гамма-кривые при нескольких значениях Black Equalizer (построенные по 16 точкам):

И фрагмент в тенях:

При этом меняются уровни черного и белого, то есть меняется яркость и снижается контрастность, что не очень хорошо. Более правильным было бы изменять скорость роста яркости оттенков в тенях, не меняя уровни.

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).

Исходный цветовой охват заметно шире sRGB и приближается к охвату DCI:

Такой охват получается при выборе профиля, отличного от sRGB. При выборе профиля sRGB охват соответствующий:

Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) в случае исходного цветового охвата:

Можно предположить, что в светодиодах подсветки применяется синий излучатель и зеленый и красный люминофоры, при этом в красном люминофоре (а может и в зеленом) используются так называемые квантовые точки. Хорошее разделение компонент позволяет получить уширенный цветовой охват. В случае профиля sRGB с корректировкой цветового охвата компоненты подмешиваются друг к другу в значительной степени:

К сожалению, после выбора профиля sRGB, часть настроек, в частности настройки цветового баланса, становятся не доступными. Это типичная ошибка многих производителей мониторов. Отметим, что на экранах с широким цветовым охватом без соответствующей коррекции цвета обычных изображений, оптимизированных для устройств sRGB, выглядят неестественно насыщенными. Впрочем, как правило, в развитых OS, в Windows в частности, и/или в более-менее продвинутом ПО для работы с изображениями нужная коррекция цвета достигается при использовании системы управления цветом. Например можно использовать цветовой профиль, созданный нами во время тестирования с помощью ПО DisplayCAL. Впрочем, в большинстве случаев достаточно будет выбрать профиль sRGB в мониторе.

Цветовой баланс просто при выборе профиля User Define (Определяется пользователем) для настройки Color Temp., который обеспечивает максимальную яркость и контрастность с сохранением приемлемого качества изображения, хороший, так как цветовая температура близка к стандартным 6500 К, и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) невелико. После коррекции баланс еще лучше и отвечает критериям профессиональных мониторов. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и ΔE для профиля User Define без коррекции и после (95/95/100 для усиления R/G/B).

Самый близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая.

Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления

Измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены, настройки монитора установлены в значения, обеспечивающие максимальную яркость и контрастность). Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.

Параметр Среднее Отклонение от среднего
мин., % макс., %
Яркость черного поля 0,35 кд/м² −9,0 10
Яркость белого поля 334 кд/м² −8,5 9,4
Контрастность 950:1 −4,0 3,8

Если отступить от краев, то равномерность всех трех параметров хорошая. Контрастность для данного типа матриц по современным меркам типичная. Визуально видно, что черное поле все же местами ближе к краям слегка засвечено. Фотография ниже это демонстрирует:

Если включить режим DCR (Динамическая контрастность), то работает глобальная (на всю площадь экрана) подстройка яркости — на темных сценах яркость подсветки уменьшается, а на черном поле во весь экран подсветка отключается совсем, но белого курсора мыши достаточно для включения подсветки. Такая подстройка яркости подсветки может улучшить восприятие темных сцен. График ниже показывает, как увеличивается яркость (вертикальная ось) при переключении с черного поля (после пяти секунд вывода) на белое при выключенной и включенной динамической подстройке яркости:

В случае DCR есть две небольшие задержки — в начале вывода белого поля и после первого скачкообразного повышения яркости.

Яркость белого поля в центре экрана и потребляемая от сети мощность (остальные настройки установлены на значения, обеспечивающие максимальную яркость изображения):

Значение настройки Brightness (Яркость) Яркость, кд/м² Потребление электроэнергии, Вт
100 347 49
50 156 31,9
0 54,5 24,0

В режиме ожидания потребляет порядка 0,3 Вт, а в условно выключенном состоянии — 0,2 Вт.

Яркость монитора меняется именно яркостью подсветки, то есть без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в довольно широких пределах, что позволяет с комфортом играть, работать и смотреть фильмы как в освещенном, так и в темном помещении, хотя для последнего случая минимальная яркость кому-то может показаться высоковатой. На любом уровне яркости значимая модуляция подсветки отсутствует, что исключает видимое мерцание экрана. Для тех, кто привык распознавать знакомое сокращение, уточним: ШИМ отсутствует. В доказательство приведем графики зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) при различных значениях настройки яркости:

Есть режим со вставкой темного кадра (черным он в данном случае не является) с названием Aim Stabilizer Sync. Зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось), когда яркость установлена на максимум (левая половина), и когда включена функция Aim Stabilizer Sync (правая половина):

Четкость в движении действительно повышается (и производитель может указывать невероятные 1 мс с оговоркой, что это характеристика четкости в движении — MPRT), но из-за обнаруживаемого в некоторых случаях мерцания с частотой максимум в 144 Гц данный режим рекомендуется использовать с осторожностью, так как мерцание может приводить к повышенной утомляемости глаз. К тому же при включении этого режима очень сильно снижается яркость (с 347 до 46 кд/м²), что также снижает его ценность.

Нагрев монитора можно оценить по приведенному снимку с ИК-камеры, полученному после долговременной работы монитора на максимальной яркости (режим HDR) в помещении с температурой примерно 24 °C:

Нагрев спереди

Нагрев сзади

Видимо, внизу находится светодиодная линейка подсветки экрана. Нагрев сзади умеренный.

Определение времени отклика и задержки вывода

Время отклика зависит от значения настройки Overdrive (ошибочно переведенной как Увеличить масштаб), которая управляет разгоном матрицы. Ступеней регулировки пять. График ниже показывает, как меняется время включения и выключения при переходе черный-белый-черный (столбики «вкл.» и «выкл.»), а также среднее суммарное время для переходов между полутонами (столбики GTG) в случае режима с частотой обновления 144 Гц:

Ниже приведены графики полутонового перехода между оттенками 40% и 60% и обратно при различных значениях настройки Overdrive (по вертикали — яркость, по горизонтали — время, для наглядности графики выстроены последовательно):

Можно остановиться на варианте Balance (Баланс), так как на максимальном разгоне артефакты уже весьма заметны (на самом деле на некоторых динамичных картинках артефакты видно даже в случае минимального разгона). С нашей точки зрения, скорости матрицы уже после умеренного разгона вполне достаточно для динамичных игр.

Приведем зависимость яркости от времени при чередовании белого и черного кадра при 144 Гц кадровой частоты. Яркость белого поля — это 100% на графике:

Видно, что при 144 Гц чередования максимальная яркость белого кадра выше уровня 90% белого, а минимальная яркость черного кадра ниже 10%. Амплитуда изменения яркости больше 80% от уровня белого. То есть согласно этому формальному критерию скорости матрицы достаточно для вывода изображения с кадровой частотой 144 Гц.

Для наглядного представления о том, что на практике означает такая скорость матрицы, какие могут быть артефакты от разгона и повышает ли четкость в движении, описанная выше настройка Aim Stabilizer Sync, приведем серию снимков, полученных с помощью движущейся камеры. Такие снимки показывают, что видит человек, если он следит глазами за двигающимся на экране объектом. Описание теста приведено тут, страница с самим тестом тут. Использовались рекомендованные установки (скорость движения 960, 1000 и 1008 пиксель/с для частот обновления 60, 100 и 144 Гц), выдержка 1/15 с, на фотографиях указаны значения частоты обновления, а также ступень разгона (ODx) и включен ли режим Aim Stabilizer Sync (BFI).

Видно, что при прочих равных условиях четкость изображения повышается по мере роста частоты обновления и степени разгона, но на максимальном разгоне артефакты уже заметные. Включение Aim Stabilizer Sync увеличивает четкость вплоть до одного пикселя по горизонтали, но объекты в движении троятся, что снижает положительный эффект.

Попробуем представить, что было бы в случае матрицы с мгновенным переключением пикселей. Для нее при 60 Гц объект со скоростью движения 960 пиксель/с размывается на 16 пикселей, при 100 Гц (1000 пиксель/с) — на 10, при 144 Гц (1008 пиксель/с) — на 7 пикселей. Размывается, так как фокус зрения движется с указанной скоростью, а объект неподвижно выводится на 1/60, 1/100 или 1/144 секунды. Для иллюстрации этого сымитируем размытие на соответствующее количество пикселей:

Видно, что четкость изображения после умеренного разгона матрицы, почти такая же, что и в случае идеальной матрицы.

Мы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран (напомним, что она зависит от особенностей работы ОС Windows и видеокарты, а не только от монитора). Задержка вывода изображения при 144 Гц равна всего 5 мс. Это очень небольшая задержка, она абсолютно не ощущается при работе за ПК, да и в играх не приведет с снижению результативности.

Измерение углов обзора

Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (из угла в угол для формата 16:9) направлениях.

Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:

Направление Угол
Вертикальное −30°/30°
Горизонтальное −32°/32°
Диагональное −31°/33°

Углы обзора по снижению яркости не очень широкие. При отклонении в диагональном направлении яркость черного поля начинает резко возрастать уже при 20°-30° отклонения от перпендикуляра к экрану. Если сидеть не очень далеко от экрана, то черное поле по углам будет заметно светлее, чем в центре. Контрастность в диапазоне углов ±82° в случае отклонения по диагонали приближается к отметке 10:1, и опускается ниже при отклонении в одном направлении более чем на 73°.

Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже: <

Полный текст статьи читайте на iXBT