Андрей Лучицкий: Любая альтернатива Slack в России и в мире не будет его точной копией
Slack окончательно ушел: с июля клиенты из России больше не могут пользоваться популярным мессенджером. Но отечественные разработчики предлагают альтернативные решения. В интервью CNews руководитель продукта «Чаты» от «МТС Линк» Андрей Лучицкий рассказал, что умеет их мессенджер и как компания поможет бывшим пользователям Slack быстро перейти на новый сервис.
CNews: Чем Slack так нравился российским пользователям?
Андрей Лучицкий: Начнем с того, что Slack — не самый популярный корпоративный мессенджер в России. И в мире Slack не самый распространенный продукт: у Microsoft Teams пользователей больше еще с 2018 года. Но среди маркетологов, дизайнеров, стартаперов и особенно ИТ-специалистов мессенджер пользовался большой популярностью. Slack — действительно отличный мессенджер, который в свое время перевернул представление о деловом общении. Именно благодаря Slack многие компании по всему миру поняли, что корпоративная переписка не обязательно должна оставаться исключительно в e-mail, и что многие вопросы гораздо быстрее решаются в чатах.
Команде Slack удалось сохранить атмосферу стартапа несмотря на то, что компания выросла до 2000+ сотрудников. Она постоянно делится информацией о своих нововведениях и предлагает протестировать новые функции через программу раннего доступа. Благодаря этому пользователи чувствуют, что рядом всегда есть разработчик, который заботится о них.
Обновления в Slack всегда были направлены на решение конкретных задач, а не на формальное расширение функциональности. Например, получение уведомлений. Команда Slack серьезно подошла к этому вопросу и, действительно, сделала все для удобства пользователя: в мессенджере можно не просто включить или отключить оповещения, но и настроить их для каждой конкретной ситуации.
Новые функции появляются постоянно. Только за последний год разработчики Slack представили карточки для быстрого анализа сообщений, обновленную навигацию, Slack Canvas — пространство для совместной работы. Иногда такие фичи кажутся необязательными и не совсем понятными. Тем не менее команда Slack продолжает экспериментировать.
CNews: Еще в марте 2022 г. Slack начал отключать аккаунты российских клиентов, находящихся под санкциями. Но есть ощущение, что пользователи и сейчас были не готовы к уходу мессенджера. Почему так?
Андрей Лучицкий: Переход на другую платформу всегда связан с определенными трудностями. Пользователи уже привыкли к интерфейсу и функциям, и им может быть сложно адаптироваться к новым инструментам. Даже нашей команде было нелегко перейти с Slack на собственный мессенджер — это естественно для людей, которые привыкли работать и общаться в одном приложении.
CNews: Повлияет ли уход Slack на рынок корпоративных мессенджеров в России?
Андрей Лучицкий: Уже повлиял. Доля отечественных разработок на российском рынке стремительно растет: если в 2021 году отечественные сервисы занимали 4% рынка, то в 2022 — уже 20–25%. Сейчас их доля оценивается уже в 40–45%. Западные решения уходят, им на смену приходят альтернативы. Не меньше платных корпоративных продуктов востребованы всем известные Telegram и WhatsApp. Однако применение общедоступных решений несет много рисков, особенно для крупного бизнеса.
Многие компании, которые еще год назад не отказались от зарубежных решений, продолжают искать подходящие сервисы. После объявления об уходе Slack из 30 компаний, с которыми мы общались в декабре 2022 года по поводу мессенджера, 26 вернулись поинтересоваться, как у нас дела.
CNews: Есть ли на российском рынке альтернативы Slack? Можно ли найти замену?
Андрей Лучицкий: Альтернативы есть, но важно понимать, что они не будут копией привычного Slack. Полного аналога нет даже на Западе, и у нас в ближайшем будущем он точно не появится. Российские вендоры в первую очередь создают решения под запросы крупных клиентов. Именно корпоративные пользователи определяют, какие новые функции нужно внедрить. Это вполне понятная бизнес-модель, потому что работать на широкую аудиторию и оставаться на высоте намного сложнее, особенно на этапе, когда рынок ограничен Россией и странами СНГ.
CNews: Что вы можете посоветовать компаниям, которые сейчас находятся в поиске альтернативного решения?
Андрей Лучицкий: Пока я вижу три варианта.Во-первых, внедрять open-source решения. Можно получить продукт, максимально похожий на Slack, поскольку open-source проекты стремятся повторить его функционал. Но есть и недостатки: потребуется выделить серверы и сотрудников для поддержки и доработки мессенджера. Кроме того, использование open-source решений может нести дополнительные риски: вряд ли кто-то сможет провести аудит миллионов строк открытого кода.
Во-вторых, переходить на мономессенджеры. Это мессенджеры, разработанные исключительно для обмена сообщениями. Такие решения предлагают схожие со Slack возможности, но каждый из них решает задачи по-своему. Качество отправки и обработки сообщений будет на высоте, но, вероятно, каких-то функций будет не хватать: аудиозвонки, групповые чаты и кастомные эмодзи. Часто у мономессенджеров возникают проблемы с функционалом звонков и организацией встреч, так как нет ресурсов для разработки собственных видеоконференций или создания отдельных продуктов. В основном используются интеграции и расширения, которые могут накладывать ограничения: не всегда удается встроить их в интерфейс, а развитие собственных функций может быть затруднено.
И последний вариант — внедрять продукты, которые включают в себя мессенджеры. Сегодня компании часто сталкиваются с ситуациями, когда необходимо перенести на российскую платформу не только мессенджер, но и всю коммуникационную инфраструктуру. Отличное решение — сразу начать импортозамещение с продуктов, которые объединяют несколько сервисов. Когда мы начали разрабатывать мессенджер, у нас уже была система видеоконференцсвязи, SIP-телефония, вебинары и онлайн-курсы. Мы хотели не просто объединить все эти сервисы, но создать полноценную экосистему унифицированных коммуникаций «МТС Линк».
Многие бывшие клиенты Slack рассматривают переход на «МТС Линк Чаты». Мы помогаем им сделать это максимально безболезненно, в частности, запустили специальное предложение. Компании, которые ранее работали со Slack, могут бесплатно пользоваться «Чатами» до конца этого года, если подписывают контракт на следующий. Кроме этого, мы назначаем им персонального менеджера, который поможет на всех этапах, в том числе и с обучением сотрудников.
CNews: Какие функции уже есть у «МТС Линк Чаты»?
Андрей Лучицкий: В мессенджере доступны все основные функции, необходимые для работы. Обмен сообщениями, групповые чаты, каналы, треды. Есть возможность редактировать отправленные сообщения и ставить на них реакции. Настройка личных профилей, изменение статусов, обмен файлами, поиск сотрудников в адресной книге, управление пуш-уведомлениями — все то, к чему мы привыкли. Важная функция — интеграция с нашим сервисом «Встречи»: групповые онлайн-встречи и звонки можно создавать парой кликов прямо из мессенджера. Недавно мы запустили серверную версию «МТС Линк Чатов»: ее создание было в топе запросов наших крупных клиентов.
С апреля «МТС Линк Чаты» доступны для всех. До запуска мы протестировали решение в 113 крупных компаниях. Некоторые из них уже перешли на нашу платформу. И сами мы, конечно, работаем в новом мессенджере.
CNews: Что нового планируете развивать в «Чатах»?
Андрей Лучицкий: Мы планируем продолжать развивать интеграцию «Чатов» с другими элементами экосистемы «МТС Линк». Уже сегодня вы можете использовать один аккаунт для входа в любой из наших сервисов, из мессенджера можно совершать звонки через наш сервис «Встречи», а на самом звонке запускать онлайн-доски. В будущем мы сделаем так, чтобы переход от инструмента к инструменту был максимально плавным и незаметным.
Важная часть нашей работы — внедрение в «Чаты» искусственного интеллекта. Речь не только про чат-боты, но и про полноценного ИИ-ассистента, который будет анализировать переписки и резюмировать их. Больше не нужно тратить время на чтение всех сообщений, помощник все сделает за вас.
Кроме того, мы планируем сделать работу команд удобнее: создаем гибкие области для групп для удобного администрирования.
■ erid: LjN8KUwfuРекламодатель: ООО «ВЕБИНАР ТЕХНОЛОГИИ»ИНН/ОГРН: 7707340808 / 1157746417575Сайт: https://mts-link.ru/
Софья Якимова
Полный текст статьи читайте на CNews