Старая перхоть: палеонтологи узнали, как динозавры меняли кожу

ed1621147ffe55ee4866929a3903b1f8_ce_620x

Группа британских, ирландских и китайских палеонтологов изучила окаменевшие останки одного маленького пернатого динозавра и двух больших, живших на территории современного Китая 125 миллионов лет назад, и одной доисторической примитивной птицы, жившей одновременно с ними, и нашли отделившиеся еще при жизни животных чешуйки кожи, которые мировые СМИ тут же окрестили древнейшей перхотью.

Удивительная оптическая иллюзия: стрелка, всегда указывающая вправо

Десять гифок о том, как все устроено

Микрораптор был с ворону, и был покрыт перьями, его более крупные сородичи достигали двух метров в длину. Возможно, в полете маленькому динозавру помогали не только два крыла, но и ноги, на которых у него тоже росли маховые перья. Судя по зубам, все они были хищниками, питались более мелкой живностью. Между перьями динозавров ученые обнаружили чешуйки кожи — и пока что это самое древнее свидетельство о том, как линяли динозавры. В отличие от рептилий, которые часто сбрасывают всю старую кожу разом, пернатые динозавры теряли отмершую кожу небольшими фрагментами — примерно так же, как это делают современные птицы и млекопитающие.

Под электронным микроскопом чешуйки кожи динозавра выглядят очень похожими на те, что сбрасывают, обновляя кожный покров, современные птицы. Они состоят из плотных плоских клеток — корнеоцитов, которые, в свою очередь, состоят в основном из кожного белка кератина и жиров. Последних у динозавров было меньше, чем у птиц; жиры в корнеоцитах помогают птицам избавляться от лишнего тепла, которое тело выделяет при интенсивной работе крыльями во время полета. Меньшее содержание жиров может говорить о том, что тела динозавров генерироали меньше тепла — возможно, они совершали более короткие перелеты или вообще не умели летать. Подробное описание чешуек опубликовано на этой неделе в журнале Nature Communications.

Чешуйки маленького раптора подтверждают, что уже на ранних стадиях развития оперения, в середине Юрского периода динозавры обзавелись механизмом обновления кожного покрова, отличного от рептильного и адаптированного под наличие перьев, поясняет ведущий автор статьи, Мария МакНамара из Ирландского национального университета в Корке.

Популярная Механика прочитано 14581 раз