Обнаружен новый вид динозавров с радужным оперением

Velizar Simeonovski, The Field Museum, for UT Austin Jackson School of Geosciences Caihong juji в представлении художника

17 самых забавных фотографий животных 2017 года

Как устроено человеческое сознание

Исследователи из Китая, США и Бельгии открыли новый вид и род динозавров, относящихся к подотряду теропод. Динозавр получил название Caihong juji (в переводе с севернокитайского языка — «радуга с большим гребнем»). По всей видимости, у него был гребень на голове и радужное оперение вокруг шеи. Ученые полагают, что оно было необходимо птицеподобному динозавру для привлечения брачных партнеров. Об открытии кратко сообщает портал ScienceAlert.

Авторы исследования определили, что Caihong juji мог иметь радужные перья, как, например, у колибри, благодаря анализу окаменелых останков. Каменная плита, найденная фермером в 2014 году, содержала практически целый скелет древнего животного.

Ученые отмечают, что точно сказать, какого цвета было оперение, однако окаменелости сохранились настолько хорошо, что по ним можно было определить форму меланосом — органелл (внутриклеточных постоянных образований), отвечающих за пигментацию.

Hu, et al. / Nature Communications, 2018

Когда же специалисты сравнили меланосомы, обнаруженные в окаменелых останках Caihong juji, и меланосомы современных птиц, они увидели, что те сильно напоминают таковые у имеющих радужное оперение колибри.

Сообщается, что Caihong juji жили примерно 161 млн лет назад, в юрском периоде, и сочетали в себе как более древние, так и новые признаки. Например, гребень, являющийся признаком полового диморфизма, встречался и у более древних птицеподобных динозавров. Среди «новых» признаков — не только радужное оперение вокруг шеи. Так, как отмечается, у Caihong juji были асимметричные перья, и это самое ранее свидетельство данного признака. Причем у современных птиц асимметричные перья находятся на крыльях и служат для управления полетом, а у Caihong juji они, предположительно, находились на хвосте — таким образом, эти древние животные, вероятно, летали иным образом.

Кроме того, ученые отмечают, что динозавр отличался от своих ближайших «родственников» и располагал достаточно необычным набором черт. Чтобы понять, как и почему у Caihong juji эволюционно возникли признаки, не встречавшиеся у других, близких к нему динозавров, необходимы дальнейшие исследования.

Научная работа была опубликована в журнале Nature Communications.

Популярная Механика прочитано 8027 раз