Илон Маск в шоке. Как дизайнер BMW создал электромобиль Fisker, собрал хайп и стал банкротом после обзора блогера

В 2016 году автомобильный дизайнер Генрик Фискер создал компанию Fisker по производству электромобилей.

Был период, когда Fisker сравнивала себя с Apple и планировала занять лидирующие позиции на авторынке. Но выход первой машины разрушил все планы компании.

Сейчас производство остановлено, а Fisker может стать банкротом в ближайшее время.

Кратко

Откуда хайп вокруг Fisker


Fisker Karma

В 2014 году, за два года до создания Fisker, Генрик Фискер продал китайской Wanxiang Group другую свою компанию Fisker Automotive. Позже Fisker Automotive была переименована в Karma Automotive.

Fisker Automotive была основана в 2007 году и за все время выпустила один автомобиль — Fisker Karma. Это был один из первых роскошных гибридов на рынке. Его представили в 2008 году, а производство запустили в конце 2011 года.

Продажи оказались ужасно низкими. К марту 2012 года компания произвела 2450 машин, а в третьем квартале того же года производство было остановлено. Это произошло после того, как поставщик батареи обанкротился, что привело к росту затрат на производство машины.

В 2016 году, сразу после основания новой Fisker, её основатель заявил, что планирует выпускать современные и доступные электрические кроссоверы. На тот момент и сейчас это очень перспективная ниша.

Фискер смог привлечь инвесторов, несмотря на печальный опыт с его неудачным стартом.

Помимо собственных автомобильных компаний, Генрик Фискер известен, как очень талантливый дизайнер. Он начинал работать в BMW, где создал концепт первого электромобиля баварского производителя E1.


BMW Z8


BMW X5

Также он отвечал за дизайн BMW Z8 — очень дорого родстера, который сейчас высоко ценится среди коллекционеров. В конце девяностых Фискер стал одним из главных дизайнеров первого кроссовера BMW X5, который быстро завоевал популярность на рынке и создал новый класс люксовых кроссоверов.

В 2001 году Фискер стал главным дизайнером Aston Martin. Он отвечал за дизайн Aston Martin DB9 и Aston Martin V8 Vantage. Последний был назван в Top Gear самой крутой машиной года и автомобилем года с лучшим звуком выхлопа.


Aston Martin DB9


Aston Martin V8 Vantage

В 2007 году Фискер даже успел поработать в Tesla, создавая первые наброски Model S.

Благодаря такому большому списку заслуг, к Фискеру было очень большое доверие со стороны инвесторов, и клиентов, которые ждали, что он покажет.

◦ Назад к содержанию ◬

Первый электромобиль компании

В 2022 году был представлен Fisker Ocean. Это полностью электрический среднеразмерный кроссовер с заявленным запасом хода 580 км и разгоном до 100 км/ч за 4 секунды.

У него современный дизайн, а из фишек есть солнечная батарея на крыше, вращающийся центральный экран и автоматическое опускание стекла в багажнике. По своим габаритам Ocean больше, чем его главный конкурент — Tesla Model Y.

Fisker не имеет собственного производства. Она передала производство автомобиля на аутсорс австрийской компании Magna Steyr, чтобы снизить затраты. В результате соглашения Fisker получила платформу для электромобилей, а Magna Steyr 6% акций американского производителя.

Fisker Ocean начал поставляться первым покупателям в 2023 году. Он стоил от $38 тысяч до $62 тысяч в зависимости от версии и комплектации.

Когда продажи только начались, на машину мало кто обращал внимание, поэтому 2023 год прошел относительно спокойно. Настоящие проблемы начались в 2024 году и продолжаются до сих пор.

◦ Назад к содержанию ◬

Почему критикуют Fisker Ocean

В феврале этого года блогер MKBHD выложил обзор Fisker Ocean. Видео называется «Это худшая машина, которую я когда-либо обозревал».

Половину ролика MKBHD рассказывал о минусах машины. Например, у неё есть солнечная батарея на крыше, но в системе никак нельзя настроить её работу и посмотреть статистику собранной энергии. В автомобиле вообще нет упоминания солнечной батареи.

В машине есть функция Boost, которая ненадолго увеличивает мощность двигателя, чтобы быстрее разогнаться. Однако ей можно воспользоваться 500 раз, после чего система заблокирует опцию.

Более серьезная проблема связана с неработающим Auto Hold и удержанием машины на подъеме. Пока водитель держит тормоз, то машина стоит на месте, но если отпустить педаль, то она покатится вниз.

Кроме того, на приборной панели постоянно загораются ошибки, камеры периодически не работают, подключение телефона по Bluetooth не всегда работает, кнопки на ключе иногда необходимо нажимать несколько раз, чтобы машина открылась или закрылась.

В центральном подлокотнике находится небольшой складной столик, который занимает много места. Бардочка в электромобиле нет. Вместо него установлен выдвижной столик для переднего пассажира.

Проблемы с программным обеспечением и заголовок сделали свое дело. Хотя MKBHD отметил, что ему понравился дизайн, кресла, запас места в салоне и ощущения от вождения, глюки ПО перекрыли все плюсы.

MKBHD изначально попросил Fisker предоставить ему Ocean на обзор, но получил отказ. Тогда он обратился к дилеру и взял машину на тест-драйв.

Fisker каким-то образом узнала, что MKBHD готовит обзор, и просила его подождать несколько дней до выхода крупного обновления, в котором были исправлены многие проблемы.

Блогер отказался ждать обновление, потому что на момент съемки видео машина чуть больше полугода была в продаже, а значит, реальные покупатели сталкивались со всеми этими проблемами.

◦ Назад к содержанию ◬

Что произошло после выхода обзора MKBHD

Сейчас на обзоре MKBHD 5,4 млн просмотров. Это самое популярное видео на его автомобильном канале.

После выхода ролика Джордж Салиба, владелец дилера Mitsubishi, который предоставил блогеру Fisker Ocean, выложил в TikTok запись разговора с человеком, назвавшимся старшим сервисным инженером Fisker.

У нас есть клиент, который, как мы полагаем, купил у вас машину, и он взорвал социальные сети. Мы пытаемся найти его.

Старший сервисный инженер Fisker

Он также добавил, что отзыв MKBHD привлек внимание всего высшего руководства компании. Инженер попросил контактные данные блогера и VIN-код всех проданных Fisker Ocean.

Салиба в ответ сообщил, что тот самый Fisker Ocean из обзора принадлежит ему, и он дал машину MKBHD.

Инженер сказал, что искал MKBHD, чтобы установить на его машину новую прошивку, но поскольку это не его авто, то он пообещал прислать специалиста к Салибе.

Видео собрало 3,4 млн просмотров, и его популярность привела к тому, что ещё больше людей посмотрели тест-драйв MKBHD.

В начале апреля MKBHD выложил ещё один обзор Fisker Ocean, но уже с обновленной прошивкой. Машину на тест предоставила сама Fisker.

Интересно, что новая прошивка устанавливается вручную на все машины, потому что они не могут обновиться онлайн из-за внутренней ошибки.

Fisker устранила многие проблемы, в том числе с ключом, камерой, Bluetooth, солнечной батареей и Auto Hold. Но некоторые баги остались, и к ним добавились новые. Например, после обновления прошивки центральный экран загружается примерно минуту после каждого включения машины.

◦ Назад к содержанию ◬

Как Fisker оказалась на грани банкротства

После выхода видео MKBHD продажи кроссовера резко рухнули. В марте компания продала 200 машин. Выход обновления никак не исправил ситуацию с доверием.

Кроме того, проблема с откатыванием кроссовера привлекла внимание властей США. Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA) проводит расследование на основе жалоб от десятков владельцев. В одном из случаев откат машины привел к аварии.

Одновременно с этим в компании начались серьезные финансовые проблемы. Согласно отчетности за 2023 год, Fisker произвела почти 10 200 электромобилей, но отгрузила дилерам только 4900. В отчетности Fisker заявила, что испытывает нехватку денежных средств и надеется получить инвестиции от «крупного автопроизводителя».

В 2023 году компания потратила $904,9 млн на операционную и инвестиционную деятельность. Это небольшая цифра по меркам крупных автопроизводителей, но для стартапа это огромные деньги. По состоянию на 15 апреля у Fisker было только $53 млн наличными.

В попытке сократить расходы компания приостановила производство и уволила 425 человек в период с 1 января по 19 апреля 2024 года. Это 27% от всего штата. Сейчас в компании осталось 1135 человек.

Нью-Йоркская фондовая биржа в конце марта приостановила торговлю акциями Fisker. Они торговались на уровне $0,09. В 2020 году, когда компания вышла на биржу, акции стоили $10. Также в марте Fisker не смогла выплатить $8,4 млн дивидендов своим акционерам.

23 апреля компания объявила, что планирует подать заявление о банкротстве в течение 30 дней, если не сможет получить помощь от кредиторов или найти другое финансирование.

В попытке быстро заработать деньги Fisker снизила цены на Ocean почти в два раза. Базовая версия сейчас стоит $24.999, хотя ещё недавно она продавалась за $38.999. Топовая комплектация Extreme подешевела с $61.499 до $37.499.

Но это не помогло. Покупатели не рискуют отдавать деньги за машины производителя, который находится на грани банкротства.

◦ Назад к содержанию ◬

Почему клиенты Fisker в ярости

Резкое снижение цен естественным образом отразилось на текущих клиентах Fisker, чьи машины вмиг подешевели в два раза.

Кроме того, их также раздражают многочисленные недоработки в электромобиле. А в случае банкротства компании, непонятно как будут обслуживаться автомобили и как будут выходить обновления.

Если Fisker подаст заявление о банкротстве, то её могут обязать поддерживать уже выпущенные машины. Но тут возникает другая проблема. В США у Fisker осталось только пять дилеров, поэтому владельцам Ocean в отдаленных штатах будет проблематично ремонтировать автомобиль.

◦ Назад к содержанию ◬

Что ждет Fisker в будущем


Генрик Фискер

Генрик Фискер смог привлечь инвестиции на открытие ещё одной компании только благодаря своему имени и репутации. Но учитывая, что новая Fisker повторяет судьбу Fisker Automotive, то вряд ли Фискер сможет спасти свою компанию.

Ему не повезло, потому что его компания столкнулась сразу с несколькими проблемами: плохое ПО, ненадежные поставщики, невысокие продажи, которые рухнули после обзора MKBHD. При этом многие клиенты отмечают, что если бы не глючное ПО, то они были бы довольны машиной.

Скорее всего, Fisker ждет банкротство. Это грустная история, потому что в современном мире не так много примеров, когда автомобильную компанию создает человек, который уже имеет имя в индустрии.

◦ Назад к содержанию ◬

iphones.ru прочитано 7891 раз