Ученые «оживили» лицо неандертальской женщины

Воссозданная голова Шанидар Z
Воссозданная голова Шанидар ZИсточник: University of Cambridge; BBC Studios /Jamie Simonds

Череп неандертальца, раздробленный на мелкие кусочки 75 000 лет назад, собрали воедино и использовали для воссоздания лица мудрой на вид архаичной женщины с темными волосами. Ее назвали Шанидар Z в честь пещеры в Курдистане, где ее останки нашли в 2018 году, пишет Live Science.

Черепа неандертальцев и представителей Homo sapiens различаются. В частности, у неандертальцев можно заметить огромные надбровные дуги, у них отсутствует ярко выраженный подбородок и больше выступает средняя часть лица в зоне носа. Но воссозданное учеными лицо показало, что в жизни все эти различия не были столь заметными.

Так выглядела Шанидар Z
Так выглядела Шанидар ZИсточник: Netflix / CNN

Неандертальцы были ближайшими родственниками современного человека. Они жили в Евразии примерно 400 000 лет назад,  пока не вымерли 40 000 лет назад. В прошлом они скрещивались с Homo sapiens, которые отважились выйти из Африки в Евразию. Генетическое наследие этих событий наблюдается в наши дни.

«Почти все живущие сегодня люди все еще имеют ДНК неандертальцев», — заявляет Эмма Помрой, палеоантрополог из Кембриджского университета.

Пещера Шанидар изначально прославилась благодаря археологическим открытиям еще в 1950-х годах. Тогда было обнаружено несколько останков неандертальцев, расположенных недалеко друг от друга. Находки позволили предположить, что пещера была местом захоронения этих архаичных людей.

Череп женщины, жившей 75 000 лет назад
Череп женщины, жившей 75 000 лет назадИсточник: University of Cambridge; BBC Studios /Jamie Simonds

На данный момент из пещеры достали останки как минимум 10 неандертальцев. Кости Шанидар Z сохранились лучше всех. Ее останки, включающие в себя часть скелета почти до пояса, были осторожно обнажены под слоем почвы и камня на глубине 7,5 м и извлечены для анализа в виде десятков аккуратно обернутых маленьких блоков.

Археологам не удалось найти тазовые кости Шанидар Z, поэтому они определили ее пол, изучая белок в эмали ее зубов. Эти анализы также проливают свет на ее возраст, о чем свидетельствуют прогрессирующие возрастные признаки износа зубов. Команда считает, что Шанидар Z было около 40 лет. Ее рост составлял примерно 1,5 м.

Ранее нейросеть сравнила внешность человека, который высыпается с его не выспавшейся версией. Результаты пугают.

HI-TECH@Mail.Ru прочитано 2700 раз