Среднеформатная цифровая беззеркальная камера Hasselblad X1D-50С: тестируем с объективами Hasselblad XCD 90mm F3.2 и XCD 45mm F3.5

Магия цвета и светотени

001-sm.jpg


Название Hasselblad X1D-50C* 002-sm.jpg
Дата анонса 22 июня 2016 г.
Тип среднеформатная цифровая беззеркальная
Производитель Hasselblad
Информация о камере Hasselblad X1D на сайте производителя
Цена (с объективом Hasselblad XCD 45mm F3.5) T-13952031

* поскольку других модификаций у модели X1D нет и пока не намечается, далее в тексте мы будем использовать написание «Hasselblad X1D»

Содержание

Средний формат

В этом сегменте с давних пор царит привычный беспорядок, и виной тому — само понятие, которое позволяет включать сюда всё оборудование, которое использует светочувствительный материал (или сенсор), по размерам больше 35-миллиметрового кинопленочного кадра (36×24 мм), но меньше самой миниатюрной листовой фотопленкой (120×90 мм). Однако наиболее распространенным раньше считался »6×6» (сантиметров) — вариант среднего формата роликовой пленки, который активно развивала компания Hasselblad. Слово «Хассельблад» иногда вызывает прилив энтузиазма даже у тех, кто никогда не держал в руках фотокамеру и не снимал на мобильник. Это настоящая легенда! С помощью зеркальной Hasselblad 500EL (правда, весьма сильно видоизмененной) американские астронавты фотографировали свои приключения на Луне (программа «Аполлон»).

В «аналоговые» времена пленочно-бумажной фотографии марка Hasselblad de facto стала эталоном «квадратного кадра» 60×60 мм в зеркальном исполнении. Это то, к чему стремились не только успешные рекламные фотографы, но и многие фотожурналисты, а также «продвинутые» любители.

Торжество «цифрографии» отдалило средний формат от широких народных масс, сделав его уделом лишь очень богатых, и в кругах энтузиастов среднеформатные цифровые зеркальные камеры (ЦЗК) стали синонимом несбыточной мечты. Рынок оказался перераспределенным, основные усилия многих разработчиков сосредоточились на совершенствовании 35-миллиметровых систем. Средний формат тоже подвергся аналого-цифровому преобразованию, и «Хассель» даже остался в первых рядах, но масштаб его деятельности несколько сузился, и настали времена испытаний быстро изменяющимся рынком, к которым обычно никто не бывает готов.

Но вот летом 2016 года легендарный производитель сделал решительный шаг: на рынок вышла Hasselblad X1D. Это была настоящая сенсация, причем, двойная: во-первых, первая в мире «беззеркалка» среднего формата, а во-вторых, относительно доступный цифровой «Хассель». Конечно, нельзя сказать, что он подешевел до уровня полнокадровых камер, но на фоне привычных среднеформатных камер Hasselblad с ценниками в десятки тысяч долларов, новинка казалась просто подарком.

Движимые воспоминаниями о «золотом веке» «Хасселя», мы раскопали на чердаке старый пленочный среднеформатный «Салют» — отечественный аналог некогда весьма «продвинутой» камеры Hasselblad 1600F. Оригинал выпускался в Швеции всего в течение пяти лет (1948—1953), а копия — на киевском заводе «Арсенал» в течение двадцати трех (1957—1980)! Популярность и тираж советского аналога оказались неизмеримо выше: если Hasselblad 1600F было произведено немногим более 3000 экземпляров, то «Салютов» и «Салютов-С» (отличия только в объективах) — более 80 000. Один из авторов этого материала в свое время много и успешно снимал «Салютом», и эта камера в полной исправности до сих пор. Жаль, что ее цифровых последователей нам ожидать не приходится…

007-sm.jpg

Эволюция среднего формата: слева — цифровой беззеркальный Hasselblad X1D (с объективом Hasselblad XCD 3,2/90); справа — пятидесятилетний ветеран, пленочный зеркальный «Салют», советская копия Hasselblad 1600F (с объективом «Индустар-29» 2,8/80)

В плане устройства Hasselblad X1D посягнула на святое из наследства производителя — классическую компоновку своей собственной среднеформатной системы. Зеркало с проекцией на матовое стекло, шахта, видоискатель с пентапризмой и цифровой задник оказались беззеркальной камере (БЗК) ни к чему.

009.jpg

Классическая компоновка цифрового Hasselblad, от которой у беззеркальной модели осталась только «коробка», да и та превратилась в «пачку»

По сравнению с цифровым 100-мегапиксельным «Хасселем» Hasselblad X1D выглядит игрушкой, что кажется несколько несерьезным в мире среднего формата: камера даже более компактна, чем профессиональные топовые модели ЦЗК. Однако это следует воспринимать только как благо, потому что все ухищрения сделали камеру легче и удобнее.

010.jpg

Hasselblad X1D (слева) значительно меньше по размерам и весу, чем его среднеформатный прародитель Hasselblad H6D-50C (справа)

Да и всего того, что осталось в конструкции первой в мире среднеформатной «беззеркалки», ей вполне хватает: сенсор, объектив, видоискатель, дисплей и далее по таблице.

Технические характеристики

Приводим технические характеристики модели Hasselblad X1D по данным производителя и результатам наших измерений.

Полное наименование Hasselblad X1D
Дата анонса 22 июня 2016 г.
Тип среднеформатная цифровая беззеркальная камера
Корпус металлический (магниевый сплав)
Герметизация защита от влаги и пыли (с объективами XCD)
Байонет Hasselblad X
Объективы объективы XCD,
объективы HC/HCD с помощью адаптера XH
Сенсор 50 Мп КМОП (CMOS), 8272×6200 пикселей
Размер кадра средний формат, 43,8×32,9 мм
Кроп-фактор 0,79 (для камер с размерами сенсора 36×24 мм)
Ширина пикселя 5,3 мкм
Представление цветов Hasselblad Natural Color Solution, HNCS; глубина цвета 16 бит
Динамический диапазон 14 EV
Эквивалентная светочувствительность ISO 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800, 25600
Фокусировка автоматическая контрастная однокадровая (35 зон),
ручная (с перехватом автоматической)
Экспозамер (пределы измерения) зонный (2—21 EV),
центрально-взвешенный (1—21 EV),
по центральной точке (1—21 EV)
Экспокоррекция ±5 EV (для вспышки ±3 EV) с шагом ½ или ⅓ EV,
автоматическая компенсация для центрального затвора
Экран TFT, 3″, 24 бит, 920 000 точек, сенсорное управление
Видоискатель электронный, 2,4 Мп
Стабилизация изображения нет
Серийная съемка 2,3 кадра в секунду
Затвор центральный, механический (встроен в объективы XCD)
Диапазон выдержек 60 мин. — 1/2000 с для объективов XCD, 1/800 с или 1/2000 с для объективов HC/HCD с адаптером XH
Выдержка X-синхронизации любая в диапазоне 60 мин. — 1/2000 с
Баланс белого автоматический, 5 установок, вспышка, ручной
Режимы съемки быстрый ручной (MQ),
ручной (M),
приоритет диафрагмы (A),
приоритет выдержки (S),
программный (P),
автоматический (□),
съемка видео,
пользовательские настройки (C1, 2, 3)
Управление вспышками TTL с центрально-взвешенным экспозамером, совместимость со вспышками Nikon (SB-300, SB-500, SB-700, SB-900, SB-910), ISO 100—6400, экспокомпенсация от −3 до +3 EV, синхронизация при любой выдержке
Встроенная вспышка нет
«Горячий башмак» есть
Автоспуск 1—60 с
Формат файлов RAW 3FR 16 бит 8272×6200 (около 65 МБ),
TIFF 8 бит 8272×6200 (около 154 МБ),
JPEG 4128×3096 (3,2—5 МБ),
видео MOV H.264 1920×1080p 25 кадров/с
Карты памяти 2 слота SD/SDHC UHS-I
Интерфейсы синхроконтакт внешней вспышки, USB 3.0 (Type-C), HDMI (Type-C), Wi-Fi, разъем (3,5 мм) для внешнего стереомикрофона, разъем (3,5 мм) для наушников
Источник питания литий-ионная аккумуляторная батарея 7,2 В емкостью 3200 мА·ч
Размеры, вес 150×98×71 мм, 725 г (включая батарею)
Средняя цена (с объективом Hasselblad XCD 45mm F3.5) T-13952031

Дизайн и конструкция

Hasselblad X1D изготавливается вручную в Швеции, и об этом не без гордости извещает надпись на верхней панели корпуса. Впрочем, несмотря на это, работа свенов из Гётеборга — лишь часть сложного производства.

011-sm.jpg

Hasselblad X1D. «Сделано вручную в Швеции»

Вот что заявил по этому поводу Пэрри Оостинг, теперь уже бывший генеральный директор Hasselblad, в интервью Крису Чисмэну, редактору отдела новостей британского онлайн-издания Amateur Photographer: «Весь дизайн «механики» был сделан нами в Швеции, а потом мы стали искать других поставщиков. Затвор изготавливается у нас, так как это наш ключевой компонент, то же относится и к разработке пользовательского интерфейса. Конечно, мы не производим дисплеев — их поставляют нам со стороны, а здесь мы их лишь тестируем. Но вот электронная плата позади дисплея, а также интерфейс пользователя — это точно наша работа». Сказано немного и не слишком четко, и следует, видимо, разъяснить, что под «механикой» имеются в виду затвор и корпус камеры. Впрочем, для сведущего очевидно, что ни сенсор, ни процессор обработки изображений, ни оптику Hasselblad не производит. О первом и третьем у нас разговор впереди, а второе выяснит лишь тот, кто разберет камеру (нам этого делать не советовали).

012.jpg

Hasselblad X1D с объективом XCD 3,5/45

Вернемся к нашему подопечному. Корпус Hasselblad X1D изготовлен из алюминиевого сплава и представляет собой внушительную, но эстетически привлекательную конструкцию с удачно профилированным расширением для удержания правой рукой. Это расширение для надежности контакта покрыто текстурированной резиной.

Когда берешь камеру в правую руку, то на рукоятке спереди (в расчете на работу указательным пальцем) оказывается главное управляющее колесо, с помощью которого устанавливаются основные параметры съемки, а сзади (под большим пальцем) — вспомогательное.

Сверху располагаются «горячий башмак» для подключения вспышки и других аксессуаров, кнопки включения камеры, выбора установки ISO и баланса белого, переключателя режима фокусировки с автомата на ручное управление и обратно. Над всем этим господствует крупный желтый активатор спуска затвора. Интересно устроен помещающийся сразу за ним селектор выбора режимов съемки. В нерабочем состоянии (точнее, в ситуациях, когда пользоваться им не нужно) он утоплен в корпус и не выступает наверх. Это избавляет от ошибок при случайном задевании и непредвиденном переключении. Для приведения колеса в рабочее положение на него нужно нажать — он приподнимется и будет готово к использованию по назначению. Чтобы повторно блокировать колесо, на него нужно повторно нажать. Доступные режимы съемки: MQ (ручной быстрый), M (ручной), A (приоритет диафрагмы), S (приоритет выдержки), P (автоматический), съемка видео и три пользовательских режима с раздельно сохраняемыми настройками. Никаких «творческих программ» и предустановок для обработки сцены («пейзаж», «портрет» и т. д.), никаких съемок панорам и прочих автоматизированных режимов нет.

Отличия от других систем состоят в режиме MQ, когда работают только ручные установки выдержки, диафрагмы и ISO, а дисплей, экспонометр и автофокусировка отключены.

014-sm.jpg

Селектор утоплен, его использовать нельзя

015-sm.jpg

Селектор поднят, им можно пользоваться

Спереди у Hasselblad X1D просматриваются своеобразные намеки на элементы конструкции и оформления классических среднеформатных камер производителя. Особенно узнаваема передняя вставка со скругленными углами, на которую устанавливается стыковочный узел байонета.

016-sm.jpg

Hasselblad X1D, вид спереди

Под полированным кольцом фланца расположены две кнопки: справа — фиксатора объектива в байонете, слева — контроля глубины резкости, заставляющая принудительно срабатывать «прыгающую» диафрагму. Сверху слева помещается прожектор подсветки автофокуса и переднее управляющее колесо, о котором сказано выше.

На задней панели камеры доминирует, конечно же, дисплей. Он не оснащен поворотно-откидным креплением и не обладает подвижностью, но «очувствлен», то есть управлять меню и выбором параметров, а также листать фото при просмотре можно с помощью прикосновений.

017-sm.jpg

Hasselblad X1D, вид сзади

Вторая крупная деталь сзади — широкий наглазник окуляра видоискателя. Справа на его рамке установлен датчик освещенности, позволяющий камере автоматически переключать вывод изображения с дисплей в видоискатель и обратно. Вверху слева у основания наглазника расположено колесо коррекции рефракции — это важно для тех, кто пользуется очками.

Над экраном слева видны отверстия встроенного динамика, справа — кнопки экспопамяти (AE-Lock) и переключателя режимов фокусировки с автоматического на ручной и обратно. Справа от дисплея в вертикальный ряд сверху вниз выстроены кнопки просмотр, увеличение, выбор, отмена, вход в меню/выход из меню.

Все контактные интерфейсы располагаются на левой боковой панели камеры, если держать ее видоискателем к себе. Под верхней дверцей находятся два слота для карт памяти SD. Запись можно организовать по-разному: 1) вторая карта подключается после заполнения первой; 2) данные сохраняются на оба носителя сразу, уменьшая вероятность потери отснятого материала из-за отказа оного из них; 3) один слот используется для записи RAW, а другой — JPEG и т. д.

018-sm.jpg

Hasselblad X1D, вид слева

Под нижней дверцей слева скрыты разъемы USB Type-C, Mini-HDMI и гнезда 3,5 мм для подключения внешнего стереомикрофона и наушников.

Встроенный беспроводной адаптер Wi-Fi позволяет работать с камерой дистанционно, при помощи компьютера. «Фирменный» программный пакет Phocus дает возможность управлять съемкой как фото, так и видео. Но из-за большого размера получаемых файлов переслать данные из камеры в компьютер по беспроводному протоколу нельзя (это заняло бы слишком много времени). Для обмена файлами служит интерфейс USB3.0. Он также дает возможность управлять камерой посредством PC и Mac, но уже с захватом изображения, полученного в ходе съемки, и всеми прочими возможностями, которые предоставляет программное обеспечение Phocus.

На «подошве» камеры имеется стандартное резьбовое крепление для штатива и отсек батареи с замком в виде рычажка. Крышки этот отсек не имеет, что поначалу навевает сомнения в достаточной герметичности.

019-sm.jpg

Hasselblad X1D, вид снизу


020-sm.jpg

Литий-ионная аккумуляторная батарея Hasselblad X1D

На самом деле, батарея при установке в слот оказывается подпружиненной. Она довольно плотно прилегает к стенкам и удерживается внутри хитрым фиксатором, рычажок которого утоплен в корпус так, что случайно сдвинуть его почти невозможно. Впрочем, даже если это и случится, источник питания не упадет на землю, а лишь сдвинется на пару миллиметров, и для полного извлечения на него нужно будет слегка нажать.

Для зарядки батареи ее нужно извлечь и подключить к сетевому адаптеру со специальным разъемом — именно извлечь, поскольку внутри камеры она не заряжается ни от адаптера, ни через интерфейс USB.

Сенсор

Матрица нашего испытуемого по площади на 67% больше, чем у полноформатных камер, но меньше, чем у 100-мегапиксельных цифровых аппаратов Hasselblad (53,4×40 мм). Производитель не раскрывает деталей, однако в кругах экспертов считается очевидным тот факт, что ее изготавливает Sony: мол, а кому еще этим заниматься?

Разумеется, размеры среднеформатного сенсора Hasselblad X1D (43,8×32,9 мм) — это известного рода компромисс между желаниями разработчиков и потребителей, с одной стороны, и стоимостью производства — с другой. В принципе, современные технологии позволяют изготовить на одном кристалле сенсор размером 60×60 мм и даже больше, но при малой тиражности (несколько тысяч в год) порядок цены такого изделия выйдет на уровень суперкара «Формулы-1». Поэтому цифровые среднеформатные камеры используют сенсоры поменьше: по размерам они все равно крупнее, чем полноформатные «кинопленочные», а значит, автоматически зачисляются в разряд среднего формата.

025.jpg

Среднеформатный сенсор камеры Hasselblad X1D

При близких по значению показаниях «счетчика мегапикселей», которые выдает полноформатная матрица 36×24 мм, размер светоприемной ячейки у сенсора Hasselblad X1D значительно больше (поскольку сам он крупнее). Декларированный производителем динамический диапазон (ДД) ниже, чем заявленный для 100-мегапиксельного собрата Hasselblad H6D-100C, но выше, чем у топовых цифровых зеркальных камер. А вот ДД полнокадровой «беззеркалки» Sony A7RII уступает Hasselblad X1D лишь незначительно, на 0,1 EV.


Canon 1D X Mark II Nikon D5 Hasselblad H6D-100c Hasselblad X1D Sony A7RII
Разрешение, Мп 20 21 100 50 42
Формат кадра, мм 36×24 36×24 53,4×40 43,8×32,9 36×24
Размер кадра, пикселей 5472×3648 5588×3712 11600×8700 8272×6200 7952×5304
Шаг пикселя, мкм 4,3 (8,5) 6,4 4,6 5,3 4,4
Динамический диапазон при ISO 100, EV 13,3¹ 12,3¹ 15² 14² 13,9¹

Шаг пикселя мы вычисляли делением ширины сенсора (в мкм) на количество пикселей по горизонтали. У Canon 1D X Mark II каждый пиксель представлен парой светодиодов, поэтому реальный шаг вдвое меньше, чем 8,5 мкм, получаемые по формуле. Впрочем, этот прием, позаимствованный из мира смартфонов, в нашем случае дает результаты, которые «не отражают даже тени артефакта», как говорил один из классиков электронной микроскопии, нобелевский лауреат Кристиан де Дюв (Christian Rene de Duve, 1917—2013): физический поперечник фотодиода всегда значительно меньше. Согласно вычисленным данным, наибольшим шагом пикселей обладает Nikon D5, и логично было бы предположить, что его сенсор должен быть лучше, чем даже у 100-мегапиксельной Hasselblad H6D-100C, а это, мягко говоря, не совсем так.

Управление

Hasselblad X1D, как сказано выше, оборудован передним и задним колесами управления, диском селектора режимов съемки, кнопками активации фокусировки и ее перехвата в ручной режим, экспопамяти, выбора ISO и баланса белого. Для доступа к другим установкам нужно пользоваться меню. Поскольку экран сенсорный и обладает хорошей чувствительностью к прикосновениям, оперировать им удобно.

После включения камеры на дисплей выводится информационный экран актуальных параметров съемки. Начальный экран настроек вызывается (и отменяется) нажатием аппаратной кнопки «меню» справа от дисплея. Датчик освещенности автоматически управляет переключением вывода изображения с матрицы на видоискатель (когда тот расположен у глаза фотографа) или на дисплей (когда камера находится на расстоянии 3 см от лица и более).

При активации дискового селектора на дисплей выводится информация о выбранном режиме съемки. Для выбора зоны фокусировки можно просто ткнуть пальцем в то место на экране, где расположена нужная область. Значения диафрагмы, выдержки и ISO устанавливаются при помощи переднего и заднего управляющих колес либо выбором нужного значения из ниспадающего списка в меню.

Глубокое погружение в специфику меню выходит за рамки нашей задачи — для этого существует руководство пользователя камеры Hasselblad X1D. Мы просто приведем подборку из скриншотов.

Хотя визуальный интерфейс наводит скорее на мысль о «цифрокомпакте» или смартфоне, чем о дорогой камере, он прост, понятен и удобен. Особенно отрадно, что наиболее важные сведения (значения диафрагмы, выдержки, ISO) и опции выводятся крупно — это улучшает их распознаваемость в ясную погоду, когда под солнцем «слепнет» даже самый яркий дисплей.

Оптика XCD

Перед тем, как перейти к описанию линейки объективов для цифровой среднеформатной БЗК Hasselblad X1D, обратим внимание на два важных обстоятельства.

Первое. Среднеформатные системы Hasselblad отличает интересная черта: в них используется не шторно-щелевой затвор, как у других производителей, а центральный, устроенный наподобие диафрагмы и помещающийся не в камере, а в объективе. У центрального затвора есть важное достоинство: он позволяет работать со вспышками во всем диапазоне выдержек, а это очень важно для профессиональных фотографов. Поэтому, кстати, «Хассель» в пленочные времена был для них самым желанным инструментом.

Второе. Производитель, который выживает на рынке не один десяток лет и имеет за плечами много успешных моделей камер, начиная разрабатывать беззеркальные системы на базе выпускавшихся ранее зеркальных, сталкивается с проблемой, которая порождена, собственно, отказом от зеркала. Мы имеем в виду уменьшение в БЗК рабочего отрезка (расстояния между задней линзой объектива и сенсором) и, как следствие, необходимость создавать для нее новую линейку оптики. Есть, правда, и другой способ: использовать адаптер, который будет отодвигать объектив от сенсора, восстанавливая рабочий отрезок до стандартов «зеркалки». На наш взгляд, подобный подход напоминает скорее уступку самому себе, но все же он имеет право на существование, так как обеспечивает совместимость оптики «сверху вниз». Кстати, специально для нашего подопечного производитель создал и выпускает адаптер XH, который дает возможность использовать оптику для камер HC и HCD с «беззеркалкой» Hasselblad X1D. Помимо удлинения рабочего отрезка он передает камере электронное управление диафрагмой, спуском затвора и автофокусировкой.

400-sm.jpg

Адаптер Hasselblad XH для объективов HC и HCD

Пэрри Оостинг, бывший глава Hasselblad, в процитированном нами выше интервью упомянул, что оптику для беззеркального «Хасселя» изготавливает японская компания Nittoh. Широкой публике ее продукция вряд ли известна, потому что Нитто работает в основном на космос (оптика для спутников), а из «ширпотреба» производит лишь объективы для систем видеонаблюдения (Theia).

Еще он заявил, что в планах разработки и производства стоят только оптические инструменты с фиксированным фокусным расстоянием, и варианты зумов пока вообще не рассматриваются.

Камера Hasselblad X1D вышла одновременно с двумя объективами новой беззеркальной системы XCD: 45 мм F3,5 и 90 мм F3,2. Первый — умеренно-широкоугольный (эквивалентное фокусное расстояние для полного кадра составляет 35 мм), второй — портретник «ближнего боя» (эквивалентное фокусное 71 мм). Поэтому у тех, кто решился на покупку новинки, сразу было, чем снимать. В 2017 году в линейке XCD появились еще два объектива: широкоугольник XCD 30 мм F3,5 (эквивалент 24 мм) и макрообъектив XCD 120 мм F3,5 (эквивалент 95 мм).

405-sm.jpg

Объективы Hasselblad XCD (слева направо): 30 мм F3,5; 45 мм F3,5; 90 мм F3,2; 120 мм F3,5

Hasselblad маркирует оптику так, как это было принято в стародавние времена: сначала ставятся показатели максимальной светосилы, а затем через знак дроби — фокусное расстояние. Это не имеет принципиального значения, и мы позволим себе далее поступать так, как принято нынче: сначала фокусное расстояние, затем «F» и показатель максимального раскрытия диафрагмы.

Из четырех объективов, которые сегодня можно приобрести для Hasselblad X1D, нам довелось испытать возможности этой камеры с двумя наиболее ранними — 45 мм и 90 мм. Остановимся на них подробнее.

Производитель не указывает, какие элементы входят в состав оптических схем объективов Hasselblad, но сами схемы предоставлены в наше распоряжение, равно как и графики MTF (Modular Transfer Function, или частотно-контрастной характеристики). Упомянем здесь и сейчас самое простое правило трактовки MTF: чем выше по вертикали располагаются линии и чем они более плавные и менее кривые, тем лучше. Подробнее о том, как это читать и понимать, см. в статье Назыма Мансурова на PhotographyLife (на английском) и пространной цитате материала Ивана Ефремова в блоге Дмитрия Евтифеева (на русском).

Hasselblad XCD 45 мм F3,5

406-sm.jpg 407-sm.jpg

Технические характеристики (по данным производителя):

Полное наименование Hasselblad XCD 3,5/45mm
Фокусное расстояние 45 мм
Эквивалент фокусного расстояния для полного кадра 35 мм
Диапазон диафрагмирования F3,5 — F32
Угол обзора 63°
Элементов 9 в 7 группах
Минимальная дистанция фокусировки 40 см
Максимальное увеличение 1:6,4 крат
Затвор центральный
Диаметр×длина ∅77×75 мм
Вес 417 г
Средняя цена T-13980154

Оптическая схема основана на классическом ретрофокусном дизайне: рассеивающая, корректирующая и собирающая линзы расположены в обратном порядке по отношению к классическому телеобъективу. Вероятно, далеким предком Hasselblad XCD 45 мм F3,5 можно считать Carl Zeiss Distagon для Hasselblad 1000F, созданный в 1954-м. Но еще сильнее схема напоминает знаменитый Schneider Super Angulon. Впрочем, удачные конструкции в оптике очень живучи; с небольшими вариациями они часто заимствуются производителями друг у друга.

410.jpg

Оптическая схема Hasselblad XCD 45 мм F3,5 (данные производителя)

Посмотрим на графики MTF объектива Hasselblad XCD 45 мм F3,5 при фокусировке «на бесконечность».

415-sm.jpg

Слева — на максимальном раскрытии, справа — при F8. Сагиттальная ориентация полос — непрерывные линии, тангенциальная ориентация — пунктир. Для 10, 20, 40 линий/мм (данные производителя).

Нужно сказать, что такое увидишь нечасто: очень высокий процент и при максимальном раскрытии, и при диафрагмировании до F8. Что касается искажений, то по следующему графику видно, что они выражены весьма слабо (не более 0,7%).

420.jpg

Дисторсионные искажения Hasselblad XCD 45 мм F3,5 при фокусировке «на бесконечность» (данные производителя)

Похоже, объектив дает нам возможность получить изображение весьма высокого качества. Это мы проверим в ходе испытаний в нашей лаборатории и в «полевом» тесте практической фотосъемки.

Hasselblad XCD 90 мм F3,2

Второй наш оптический инструмент из арсенала XCD — умеренный телевик (скажем даже, очень умеренный) с фиксированным фокусным расстоянием. Его можно использовать и для съемки портретов, и для многих других съемочных ситуаций как замену привычным для формата 35 мм и широко распространенным объективам с фокусным расстоянием 50—60 мм.

408-sm.jpg 409-sm.jpg

Технические характеристики (по данным производителя):

Полное наименование Hasselblad XCD 3,2/90mm
Фокусное расстояние 90 мм
Эквивалент фокусного расстояния для полного кадра 71 мм
Диапазон диафрагмирования F3,2 — F32
Угол обзора 34°
Элементов 10 в 8 группах
Минимальная дистанция фокусировки 70 см
Максимальное увеличение 1:6 крат
Затвор центральный
Диаметр×длина ∅77×100 мм
Вес 619 г
Средняя цена T-14110062

Оптическая схема напоминает нам о знаменитом Carl Zeiss Sonnar, правда, изрядно модифицированном: судя по всему, разработчики добавили несколько элементов, корректирующих недостатки оптики. Впрочем, всё это спекуляции и игра в терминологию, а нам не слишком важно ни то, ни другое.

425.jpg

Оптическая схема Hasselblad XCD 90 мм F3,2 (данные производителя)

Картина MTF еще более завидная, чем в случае с Hasselblad XCD 45 мм F3,5, и это интригует. По-видимому, с оптикой случилось что-то чудесное.

430-sm.jpg

Графики MTF Hasselblad XCD 90 мм F3,2 при фокусировке «на бесконечность»: слева — на максимальном раскрытии, справа — при F8 (данные производителя)

Дисторсия, исходя из графика ниже, минимальная, и это тоже очень импонирует.

435.jpg

Дисторсионные искажения Hasselblad XCD 90 мм F3,2 при фокусировке «на бесконечность» (данные производителя)

О конкурентах

На момент публикации этого материала у нашего подопечного был лишь один полноценный соперник — среднеформатная цифровая беззеркальная камера Fujifilm GFX 50S, которая вышла спустя полгода после нашего «Хасселя». Кстати, через неделю после анонса среднеформатной БЗК японского производителя (точнее, 27 января) Перри Оостинг, генеральный директор Hasselblad, заявил о своей отставке. На посту высшего должностного лица Hasselblad его сменил Пауль Брам. Если это просто совпадение, то уж слишком знаковое.

500-sm.jpg

Hasselblad X1D-50C (слева) против Fujfilm GFX 50S (справа)


Hasselblad X1D Fujifilm GFX 50S
Дата анонса 22 июня 2016 г. 19 января 2017 г.
Сенсор КМОП (CMOS) 51,3 Мп¹ (8272×6200) КМОП (CMOS) 51,1 Мп² (8256×6192)
Размер сенсора 43,8×32,9 43,8×32,9
Выдержки 1/2000 с — 60 мин. с объективами XCD 1/4000 с — 60 мин. (механический затвор)
1/16000 с — 60 мин. (механический + электронный затвор)
Минимальная выдержка X-синхронизации 1/2000 с 1/125 с
Скорость серийной съемки 1,7—2,3 к/с 3 к/с в JPEG, 1,8 к/с в RAW
Диапазон эквивалентной светочувствительности ISO 100 — 25600 ISO 100 — 12800 (с расширением до ISO 102400)
Автофокус контрастный, 35 зон контрастный, 117 зон
Экспокоррекция ±5 EV c шагом ⅓ EV или ½ EV ±5 EV c шагом ⅓ EV
Формат записи фото RAW 3FR 16 бит,
TIFF 8 бит,
JPEG
RAW RAF 14 бит,
TIFF 8 бит,
JPEG
Формат записи видео 1920×1080 25 fps 1920×1080 30 fps
Стабилизация изображения нет нет
Карты памяти SD/SDXC UHS-I SD/SDXC UHS-I/UHS-II
Дисплей 3.0″ сенсорный фиксированный,
0,92 млн пикселей
3,2″ сенсорный поворотный,
2,36 млн пикселей
Видоискатель электронный, 2,36 Мп электронный, 3,69 Мп
Разъемы и интерфейсы USB 3.0, HDMI, Wi-Fi, аудио (вход и выход), «горячий башмак» USB 3.0, HDMI, Wi-Fi, аудио (вход и выход), разъем пульта ДУ, разъем питания, «горячий башмак», разъем синхронизации
Размеры 150×98×71 мм 148×94×91 мм
Вес 725 г 920 г
Цена³ $8995 $6500

¹ 8272×6200 = 51 286 400 пикселей (данные Hasselblad — 50 Мп)
² 8256×6192 = 51 121 152 пикселя (данные Fujifilm — 51,4 Мп)
³ приведены цены в США по bhphotovideo.com

Fujifilm GFX 50S крупнее и тяжелее, не поддерживает синхронизацию со вспышкой во всем диапазоне выдержек, но зато может оперировать этими выдержками на две ступени короче (до 1/16000 с в режиме электронного затвора). У нее откидной и поворотный тач-дисплей, есть возможность подключить адаптер питания для работы от сети в студии и много полезных мелочей. Набор оптики более широк, и в нем есть зум-объектив (Fujinon GF 32–64mm f/4 R LM WR). Что касается матрицы, то по размерам она такая же, а по числу пикселей — почти такая же (если быть точными, то на 165 348 пикселей меньше), как у Hasselblad X1D-50C. Но главным, критически важным отличием Hasselblad X1D остается то, что она дороже почти на $2500 — на стоимость одного объектива Fujinon. То есть за те же деньги в комплекте среднеформатной БЗК Fujifilm может появиться еще и оптика, а за объектив Hasselblad придется платить отдельно, более солидную сумму, чем за сравнимые оптические инструменты Fujinon. Говоря по совести, японцы нанесли шведам серьезный конкурентный удар.

Лабораторные тесты

Мы исследовали свойства сенсора камеры Hasselblad X1D путем анализа снимков тестового стенда при выключенном фильтре шумов в светлой и темной сценах. Ниже представлены снимки серой шкалы для оценки переносимости повышающихся значений ISO.

Можно сделать вывод, что в светлой сцене шумы остаются приемлемыми вплоть до ISO 6400, в темной — до ISO 1600. По графику, представленному ниже, об этом можно составить более четкое представление.

583.jpg

Вплоть до ISO 3200 шумы почти не вызывают значимого падения разрешающей способности, и сенсору удается воспроизводить 90% информации. Значимые данные не маскируются шумами до неузнаваемости вплоть до ISO 12800, но уже на этом значении эквивалентной светочувствительности начинается довольно заметная деградация цветов. До ISO 3200 включительно ситуация почти идеальная. С файлами в JPG ситуация еще более демонстративная, поскольку на этих сжатых файлах разрешение почти достигает 100-процентной отметки. Это не парадокс и не чудо: внутрикамерный JPEG у Hasselblad X1D в четыре раза уменьшен по количеству пикселей по сравнению с RAW. Видимо, камера таким образом экономит ресурсы мощности. Известно, что, уменьшая размер снимка, мы повышаем его относительное разрешение, поэтому (теоретически) можно было бы и пересечь отметку »100%». Но это уже не будет отражать действительного положения дел. Вот, кстати, что происходит при таком уменьшении.

584.jpg 585.jpg

Линии в два пикселя толщиной становятся более грубыми и четкими, дефектная область на мире уменьшается в размере пропорционально снимку, и как следствие, снимок выглядит более детализированным, а разрешающая способность сенсора, определенная в таких условиях, увеличивается. Любопытно, что подобным трюком завышения показателей разрешающей способности пользовались некоторые производители смартфонов.

Обладая лишь контрастными датчиками автофокусировки, Hasselblad X1D, конечно же, уступает по работе автофокуса при пониженной освещенности тем аппаратам, в которых имеются фазовые датчики. К тому же обнаружение и анализ контрастных зон на матрице большего размера — дело более хлопотное и длительное,

Полный текст статьи читайте на iXBT прочитано 34748 раз