Руководство по выбору диджитал-подрядчика

uploada5d5jp1iox.png

О том, как устроен рынок, в чем заключается специфика digital-услуг, какие шаги необходимо предпринять

п«ї

Содержание статьи:

  1. Введение

  2. Как устроен digital-рынок

    1. Рейтинги

    2. Агентства

    3. Продакшны

    4. EO-студии, SMM и другие

    5. Фрилансеры

    6. Консультанты

    7. Сервисы

    8. Прочее

  3. Формулировка задачи / условий

    1. Общее определение и требования к результату

    2. Требования к подрядчику

    3. Бриф

  4. Специфика услуг

    1. Разработка сайта

    2. Доработка

    3. Поддержка

    4. Контекстная реклама

    5. Поисковое продвижение

    6. Социальные сети

  5. Первая коммуникация

    1. Где искать кандидатов

    2. На что обращать внимание

  6. Оценка предложений

  7. Уточнения и принятие решения

  8. Вопросы и ответы

  9. Заключение

Введение

Цель этого руководства — помочь клиентскому бизнесу выбрать подрядчика по интернет-маркетингу, который максимально подойдет по критериям и обеспечит реализацию проекта должным образом. Снижение рисков и получение качественного продукта / сервиса — вот основные приоритеты.

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис БЕСПЛАТЕН для заказчиков.

Мы постарались дать решение поставленного вопроса объективно и беспристрастно, потому что принцип справедливости одинаково хорошо работает в любом бизнесе.

Однозначно следует продолжить чтение, не пропуская ни одной главы, если вы:

  • Являетесь руководителем либо специалистом (например, маркетологом), ответственным за подбор внешних подрядчиков.

  • Осознаете ответственность за свое решение.

  • Возможно, еще не до конца сформировали задачу.

  • Сомневаетесь, сможет ли первый попавшийся подрядчик реализовать проект, не подведя с качеством.

  • Не до конца понимаете, как устроен мир интернет-маркетинга, так как не хватает времени на изучение всех его аспектов.

В этом кратком руководстве заложена пошаговая модель для выбора профессионалов. Выжимка ценной информации, которую читатель сразу же может применять на практике.

Будем рады, если наш труд окажется полезен в каждом случае, когда бизнесу нужен путеводитель по выбору специалистов.

Скорее скролльте вниз.

Как устроен digital-рынок

Несмотря на свою молодость, мир интернет-маркетинга уже представляет собой сплав из различных бизнесов, у которых есть определенные сильные / слабые стороны. Этот рынок многогранен, поэтому для ориентации в нем нужен помощник.

Если упростить, то общая картина выглядит следующим образом:

Перед тем как рассказать о каждом сегменте рынка, сразу озвучим важный момент: у многих подрядчиков совмещены модели агентства и продакшна. И совершенно не имеет значения, какое слово у них фигурирует в названии («студия», «бюро» и т. п.). Учитывайте это при выборе исполнителей. В интернет-маркетинге не всегда все делается по науке. Иногда чтобы понять, что за кандидат перед вами, достаточно задать 1 ключевой вопрос:

«А какая у вас основная сильная компетенция?»

Рейтинги

Это площадки, фактически выступающие в роли навигатора и оценивающие подрядчиков по определенным критериям. Присутствуют ли в них все команды? Разумеется, нет. Но многие талантливые / знаменитые — там есть. У некоторых редакторы самостоятельно собирают информацию, публикуя ее после согласования.

Чем вам могут быть полезны рейтинги:

  • Дают представление об известных подрядчиках.

  • Есть срезы по моделям работы / услугам / регионам.

  • Некоторые периодически устраивают конкурсы, по итогу которых определяются самые качественные работы.

  • Много дополнительной полезной информации — исследования клиентоориентированности, рейтинги технологий, обзоры зарплат и т. п.

Но возможности рейтингов не безграничны — есть и у них определенные недостатки:

  • В некоторых регионах трудно найти малоизвестные команды. Соответственно, сужается выборка.

  • Ранжирование компаний порой является предметом споров — по части факторов отсутствует единогласное мнение.

  • ТОПовые места зачастую занимают подрядчики, цены которых многим клиентам могут показаться «недешевыми» (помните, что этот показатель сугубо субъективен для каждого бизнеса).

Но несмотря на минусы, рейтинги являются своеобразным центром digital-рынка, так как со временем они обросли дополнительными проектами / направлениями — от образовательных курсов до центра сертификации.

Основные авторитетные площадки Рунета:

  • Тэглайн — первый российский рейтинг интернет-компаний.

  • RUWARD — крупнейшая инфраструктурная группа с многочисленными проектами.

  • Рейтинг Рунета — от владельцев знаменитого аналитического портала CMS Magazine.

  • Adindex.ru — собственный печатный журнал.

На основе каких показателей определяется значимость компаний? Единой формулы, к сожалению, нет, но среди прямых и косвенных показателей можно назвать следующие:

  1. Отзывы — обратная связь от клиентов.

  2. Год открытия.

  3. Штат.

  4. Обороты.

  5. Портфолио — качество работ.

Подводя итог, можно сказать, что рейтинги — не универсальный помощник в выборе подрядчика, но не пользоваться их возможностями глупо. Тем более что порой они могут дать неявные, но очень ценные данные: например, определить компании, активно использующие рекламные возможности — кто-то заказывает платные услуги, чтобы завладеть вашим вниманием.

Агентства

Подрядчиков, работающих по данной модели, стало значительно больше, когда рынок веб-услуг Рунета начал расти. Это были приемники старых «веб-студий». Некоторые агентства раньше были среди них.

Чем они отличаются от продакшнов? Все нижеследующие факты касаются не каждого агентства, это просто закономерности. Ну и так должно быть «по науке».

Сильные стороны:

  • Клиентоориентированность, хороший сервис.

  • Погружение в бизнес клиента. Могут говорить с вами на одном языке.

  • Комплексный подход — способны организовать работу по многим направлениям интернет-маркетинга.

  • Сильные административные кадры — аккаунты, менеджеры по ведению проектов, стратеги.

  • Высокие компетенции по медиапланированию, аналитике.

  • Развитая партнерская сеть — договоренности с другими командами, особые условия рекламных площадок / сервисов.

Слабые:

  • Отсутствие собственного полноценного штата. Своих офисных исполнителей может вообще не быть.

  • Невысокие технические навыки.

Как распознать агентство:

В каких случаях обращаться:

  • Когда нужен единый подрядчик, организующий целый ряд мероприятий по маркетингу в Интернете, а не просто стандартную связку «разработка лендинг-пейдж» + «настройка контекстной рекламы».

  • Когда есть большая цель — увеличение узнаваемости бренда, существенное повышение оборотов компании.

  • Когда есть возможность выделить достойный бюджет.

В каких случаях лучше выбрать другой тип подрядчика:

  • Когда нужна только 1 «узкая» услуга — например, продвижение в поисковых системах.

  • Когда бюджет сильно ограничен.

Продакшны

Если у агентства основа продукта — организация работы подрядчиков, то продакшны — это и есть те самые подрядчики. Суть их бизнеса заключается в выполнении услуг, непосредственно «работа в полях».

Сразу оговоримся, что есть особый вид продакшнов — субпродакшны, которые работают только на «генеральных подрядчиков». Иногда вход к ним для обычного бизнеса закрыт. Скорее всего, они просто переадресуют вас в свое агентство.

Сильные стороны:

  • Собственный штат специалистов. Некоторые строят работу таким образом, что вы можете даже пообщаться непосредственно с людьми, занимающимися вашим проектом. Это спасает от «глухого телефона».

  • Высокие технические навыки.

  • Отсутствие переплат за агентские услуги (продакшны, обращающиеся за услугами субпродакшнов, — это отдельная история).

Слабые:

  • Ограничение услуг. Многие продакшны занимаются только разработкой, передавая все нецелевые заявки партнерам.

  • Непредсказуемая загруженность. Это справедливо и для других типов исполнителей, но продакшны больше других зависят от производственного графика.

Как распознать:

В каких случаях обращаться:

В каких случаях лучше выбрать другой тип подрядчика:

  • Продакшн однозначно не подойдет, когда вам нужен персональный менеджер, горы отчетов и долгие обсуждения данных из аналитики.

Означает ли это, что у продакшнов все плохо с клиентоориентированностью? Отнюдь. Просто у них другой бизнес, другие процессы и стандарты.

SEO-студии, SMM и другие

Это команды, старающиеся быть лучшими в своем направлении. Они близки к идеалу, когда речь идет про основную услугу, хотя иногда оказывают дополнительно и смежные.

Сильные стороны:

  • Знают о направлении практически все. Раньше других замечают тренды. Например, если агентство узнает об изменениях в микроразметки для поисковой выдачи через несколько дней, то SEO-специалисты будут в курсе уже в первые часы после выхода анонса. Эти ребята «болеют» своим продуктом.

Слабые:

Фрилансеры

Удаленные исполнители, которые не состоят в штате какой-либо компании и не получают оклады. Это частные специалисты-одиночки (хотя изредка можно встретить фрилансеров, у которых есть свои «подмастерья», выполняющие простые задачи).

Сильные стороны:

  • В большинстве случаев выигрывают ценой. У них отсутствует понятие «себестоимость производства», поэтому могут предложить более заманчивые финансовые условия.

  • Зависимы от проектов, боятся потерять клиента (речь идет не о всех).

Слабые:

  • Низкая организованность. Нужно постоянно контролировать.

  • У многих отсутствуют расчетные счета для проведения безналичных оплат, что может вызвать трудности с бухгалтерией.

  • Чаще (по сравнению с командами) случаются непредвиденные ситуации — ваша задача может остаться нерешенной, если у исполнителя появились трудные жизненные обстоятельства.

Как найти:

Фрилансеры обитают на определенных площадках, где им можно сразу поставить задачу. Самые популярные из русскоязычных:

Обязательно обращайте внимание на работы в портфолио и отзывы. Среди людей с нулевой историей на площадке могут быть как начинающие добропорядочные специалисты, так и мошенники. Последние могут скрываться под именами популярных исполнителей, ведя диалог от их лица.

И в целях подстраховки используйте функцию «безопасной сделки».

В каких случаях обращаться:

  • Когда есть время, желание и опыт непосредственного контроля исполнителей.

  • Когда нет высоких рисков.

  • Когда задача небольшая, и за нее не берутся дорогостоящие команды.

В каких случаях лучше выбрать другой тип подрядчика:

На digital-рынке есть 2 крайности: часть людей как огня боится фрилансеров, утверждая, что с ними ни в коем случае нельзя работать;, а другие — всю жизнь реализовывали проекты только с помощью фриланса и ни за что не обратятся к агентствам / продакшнам с большим штатом.

Правда же заключается в том, что все зависит от конкретного случая и исходных данных. Подробнее разберем вопрос в главе «Формулировка задачи / условий».

Консультанты

Когда со стороны клиента или подрядчика не хватает определенных компетенций, в дело вступают консультанты. Так как в основных процессах они не участвуют, сравнивать их с предыдущими игроками digital-рынка будет неправильно.

В каких вопросах могут быть полезны:

  1. Проведение независимого аудита.

  2. Подбор / Замена исполнителей.

  3. Масштабные стратегии интернет-маркетинга.

  4. Защита мнения, разбор спорных ситуаций.

  5. Консультации по бизнес-процессам, аналитике и пр.

Сервисы

Часть задач можно решать с помощью специальных инструментов. Некоторые из них выполняют роль автоматизации для уменьшения объема работ, существенно облегчая реализацию проекта и позволяя экономить время.

В каких случаях полезно:

  • Для руководителей микро-бизнеса / ремесленников, у которых пока нет собственного маркетолога, но есть время и желание разобраться с некоторыми аспектами интернет-маркетинга. Только нужно понимать, что это вам даст. Учитесь прогнозировать и правильно расставлять приоритеты по отношению к своим времязатратам. Иногда подобные затеи бывают нерентабельными.

  • Для новых направлений и проверки гипотез, когда риски невысоки.

Помните, что сервисы не являются полноценной альтернативой профессиональным подрядчикам. Если бы все было так просто, то ваши конкуренты никогда не обращались бы к последним.

rowspan=»2?

Область

Сервис

Преимущества

Недостатки

Разработка сайтов

tilda.cc

Дружелюбный интерфейс, максимально простое создание страниц с помощью блоков без навыков верстки

Любой конструктор ограничен в функционале, поэтому его не получится использовать, когда нужно сделать что-то нестандартное

www.bitrix24.ru/features/sites.php

Контекстная реклама

elama.ru

Гибкие схемы управления ставками. Позволяют масштабировать рекламные кампании, избавляя от рутинных действий

Частичная автоматизация. Изначально так или иначе нужно уделять время на настройку. Плата за сервис — хоть и небольшая, но дополнительная нагрузка на бюджет

alytics.ru

www.origami.ru

k50.ru

Поисковое продвижение

tools.pixelplus.ru

Упрощает работы по внутренней оптимизации. Систематизирует и позволяет гибко контролировать процессы

До сих пор не изобретено решение по одному из ключевых факторов, влияющих на поисковую выдачу, — создание текстового контента. Увы, роботы не могут заменить людей-копирайтеров

Социальные сети

smmplanner.com

Автоматически по заданному расписанию публикует посты в ваших сообществах. Работает с основными популярными площадками — ВК, Instagram, Facebook, Одноклассники

Аналогично — сервису нельзя доверить создание контента. Только его размещение (отложенная публикация)

Сюда можно добавить еще массу дополнительных альтернатив в каждой категории + сервисы для других целей (управление репутацией, поиск целевой аудитории и т. д.), но пока советуем ограничиться этим кратким списком. Сконцентрируйтесь на базовых вариантах.

Прочее

Кроме вышеуказанных игроков, на digital-рынке есть:

  • Ассоциации / Кластеры / Сообщества — дают понимание, какие команды принимают активное участие, чтобы попасть в соответствующие структуры

  • Курсы подготовки по интернет-специальностям — на случай, если нужно отправить своих сотрудников на обучение:

  • HR-специалисты, которые могут найти вам полуготовых специалистов в штат (актуально только если есть понимание, как адаптировать сотрудника и построить работу с четкими регламентами):

Формулировка задачи / условий

Теперь, когда у вас есть понимание, как устроен рынок интернет-маркетинга, можно переходить ближе к практическим действиям.

Постановка задачи состоит из нескольких стадий:

  1. Общее определение проекта и требований к результату.

  2. Формирование требований к подрядчику.

  3. Заполнение брифа.

Некоторые клиенты пытаются сразу подготовить техническое задание, однако в большинстве случаев это неоправданно — исполнители редко берут его в работу, а в смете в любом случае добавляется соответствующая платная графа.

Общее определение и требования к результату

Есть 2 уровня описания — определение услуги (метод достижения цели) и определение количественных / качественных показателей (ваши ожидания).

Порой бывает сложно понять, что заказывать. Поэтому от вас требуется определить именно цель, а не методы ее достижения. На последний вопрос должен отвечать сам подрядчик.

Несколько примеров:

Цель

Вам кажется, что нужно

А подрядчик предложит

1. Минимум 25 заказов с Интернета ежемесячно

ВКонтакте + Instagram

Разработка новой посадочной + Точечная настройка контекстной рекламы

2. Увеличение узнаваемости бренда

Продвижение в Google + Яндекс

Работа с репутационным фоном + Ведение социальных сетей

3. Ребрендинг

Изменение логотипа

Обновление стратегии присутствия в Интернете + Новый фирменный стиль + Редизайн сайта и сообществ

Важный момент:

Старайтесь формулировать свои пожелания как можно точнее, чтобы впоследствии их можно было закрепить договоренностями. Идеальный KPI (ключевой показатель эффективности) — это конкретная планка, к которой должны стремиться подрядчики.

Если у цели 2 и более вариантов трактовки, то это может привести к результатам, несоответствующим вашим ожиданиям.

Цели, которые невозможно трактовать однозначно:

  1. «Сделать красивый сайт». Напрашивается вопрос:

  2. «Существенно поднять продажи».

    • Существенно — это насколько?

    • Что будет считаться продажами? Заявки? Оборот? Чистая прибыль?

    • Как быстро нужно достичь результат?

    • Будет ли корректироваться цель в зависимости от сезонности?

Правильная постановка задачи:

Тип цели

Количественный показатель

Критерии

Временные условия

Повышение заявок с сайта

Минимум 25 заявок в месяц

  1. Заявкой считается получение контактных данных от клиента, пришедшего на сайт за нашим продуктом / услугой.

  2. Сортировка заявок для определения соответствия критериям входит в обязанности нашего менеджера.

  3. Спорные ситуации решаются прослушиванием звонков / изучением истории переписки.

  4. Если по контактным данным не удалось дозвониться 3 раза, заявка считается нецелевой.

  5. Нецелевые заявки, неподходящие по критериям, в KPI не засчитываются.

Необходимо достичь цель в течение 2 рабочих месяцев. Сезонность отсутствует. Цель может быть скорректирована спустя 6 месяцев после старта работ

Если с показателями, которые можно оцифровать, все более-менее понятно, то как быть с качественными: можно ли действительно точно описать цель, например, связанную с дизайном?

Можно. Для этого тоже есть методики:

  • Связь с другими маркетинговыми KPI — конверсия из посетителей в заявки, среднее количество просмотренных страниц, время, которое клиент проводит на сайте. И хотя прямая связь с качеством дизайна прослеживается не всегда, это как минимум будет опорой для определения «красоты».

  • Проведение тестов, опрос целевой аудитории. Независимая оценка людей, которые субъективно высказывают свое мнение. Кстати, для этого существуют специальные сервисы:

Перед началом работ договаривайтесь, по каким критериям будет производиться оценка. Готовьтесь к тому, что многие разработчики откажутся привязывать результат к чему-либо кроме технического / художественного задания. И помните, что не всегда нужно гнаться за «красотой»: интернет-маркетинг должен делаться ради более серьезных целей.

А вот и примеры этих самых серьезных целей, которые вы можете ставить перед подрядчиком:

  1. Увеличение среднего чека.

  2. Увеличение чистой прибыли.

  3. Снижение стоимости заявки.

  4. Увеличение окупаемости инвестиций (ROI).

  5. Увеличение жизненного цикла клиента (LTV).

  6. Допродажи, «оживление» старой клиентской базы, возвращение ушедших.

  7. Выход в новые регионы.

  8. Вывод на рынок нового продукта.

  9. Занятие определенной доли рынка.

  10. Продвижение акции / специального предложения.

  11. Повышение посещаемости оффлайн-точек.

  12. Привлечении аудитории на различные мероприятия.

  13. Формирование мнения для улучшения репутационного фона.

  14. Определение спроса и других аналитических данных.

  15. Привлечение новых партнеров, инвесторов, развитие агентской сети и т. д.

Требования к подрядчику

Чтобы сразу очертить круг кандидатов, необходимо определить критерии, по которым будет проводиться «фильтрация».

Помните, что как нет «плохих» подрядчиков, так и не существует идеальных. Процессы, зависимые от человеческого фактора, всегда подвержены погрешности. Если вы ищите муху в супе, то обязательно найдете ее.

  1. Опыт решения аналогичных задач. Исполнитель не обязан иметь опыт в вашей сфере, но располагать навыками, необходимыми для реализации подобного проекта, должен. Если задача решается впервые (допустим, все предыдущие проекты были на порядок меньше / легче), то появляется риск того, что цель не будет достигнута.

  2. Производственные мощности, загруженность. Вам нужно понимать, какие есть штатные возможности либо персонал на аутсорсе. Сколько людей могут выделить под ваш проект, насколько они свободны. Продакшн всегда старается быть загруженным, но существует определенный «потолок», при достижении которого появляется следующий вопрос:

    1. Расширение производства. Может ли подрядчик подключить дополнительные силы?

  3. Рабочее пространство и тайм-менеджмент. Хорошие исполнители понимают, что работа без систематизации — верный путь к хаосу и проблемам. У подрядчика должны быть внедрены инструменты для контроля ваших задач. Обязательный минимум — CRM / календарь. Если не хотите, чтобы крайние сроки беспричинно («забыли» / «не успели») сдвигались, фиксируйте это в требованиях.

  4. Подход к работе:

    1. Бутиковый — если необходимо глубокое погружение в сложный проект, выделение много времени на обсуждения, согласования, идеи, креатив. Сразу учитывайте, что «бутик» не может предоставлять услуги дешево.

    2. Конвейер — когда нужно решить типовую задачу. Не ждите от них активного подхода и предложения идей, этот тип подрядчика действует по отработанным стандартным схемам.

  5. Разделение ответственности. Сразу уточняйте, кто и за что будет ответственен в проекте, что из этого будет закреплено в договоре. Правильные исполнители сразу предупреждают, за счет каких факторов договоренности могут измениться, что будет в случае нарушения условий с вашей стороны (например, отсутствие вовремя предоставленных материалов) и т. п.

Это 5 основных критериев, которые помогут отсеять лишних кандидатов, нестоящих траты времени. По «наличию сертификатов» и прочим второстепенным параметрам хорошего исполнителя найти трудно, так как эти факторы имеют малое значение, и по ним зачастую проходят многие. А ваша цель на этом этапе — «сузить» круг.

Нужно ли требовать соответствие технологиям?

Если ваши бизнес-процессы завязаны на определенные технологии (например, софт для бухгалтерской отчетности), то необходимо уточнять возможность интеграции с системой, используемой подрядчиком. В остальных случаях мы советуем не заострять внимание на данном вопросе, потому что:

  1. Как заказчик вы можете не разбираться во всех аспектах, это задача специалистов.

  2. У исполнителя по умолчанию есть ряд используемых технологий, поэтому выбор в любом случае ограничен их предпочтениями. Большинство команд никогда не будет изучать и внедрять новые технологии только ради вашего проекта.

Бриф

Заказывая услуги интернет-маркетинга, будьте готовы к тому, что подрядчик предложит вам заполнить анкету, называемую «брифом». Это устоявшийся стандарт, к которому рынок уже привык.

Что из себя представляет:

Как заполняется:

  • Менеджер заполняет лично, просто задавая вам вопросы по телефону / почте либо при встрече.

  • Вас просят внести данные самостоятельно, отправляя соответствующий шаблон / ссылку на форму.

Обязательно ли заполнять бриф каждого кандидата?

У некоторых исполнителей формы для анкетирования периодически совершенствуются — добавляются новые вопросы, часть старых перефразируется, удаляются лишние пункты. Однако большинство брифов по содержанию схожи. Поэтому есть небольшой лайфхак: выберите одну из более полных анкет среди всех, которые вам отправили, заполните ее и перешлите остальным. Этого будет достаточно, чтобы сэкономить время. Если у кандидата останутся дополнительные вопросы, он должен будет перезвонить / назначить дополнительный контакт.

Исполнители «лезут» в бизнес, спрашивая коммерческие данные. Что делать?

Подрядчик интересуется вашими показателями (такими как «средний чек», «маржинальность» и другие) не из праздного любопытства. И не для того, чтобы потом поделиться этими данными с вашим конкурентом. Цель этих вопросов — дальнейший расчет и прогнозирование. Если не предоставить информации, то возможны такие неприятные последствия:

  • Некорректная стратегия присутствия в Интернете.

  • Нерентабельность вложений. Финансовая отдача от маркетинга не будет даже окупать стоимость самих услуг. А это уже работа «в минус».

  • Изначально некорректные ожидания.

Боитесь за конфиденциальность? Попросите подготовить договор о неразглашении.

Специфика услуг

Как говорилось выше, каждое направление интернет-маркетинга имеет свои особенности.

Разработка сайта

Если, заказывая создание сайта «под ключ», вы ожидаете, что на выходе получите полностью готовый продукт, то учитывайте все его составляющие:

Запомните золотое правило:

Если чего-то нет в смете, то большинство подрядчиков никогда не будет это делать без дополнительной платы.

Любая digital-компания — это коммерческая структура, цель которой — не благотворительность, а зарабатывание финансовых ресурсов. И если небольшая молодая команда может пойти на встречу, потратив лишние полчаса на простую задачу, чтобы не потерять вас, то расценивайте это как редкий подарок, не более.

Завершим мысль про целостность продукта:

Обращаясь к фрилансеру-программисту, не ждите от него качественного уровня «сайта под ключ», даже если он подобное обещает. Для реализации полноценного проекта нужно как минимум 4 специалиста.

И несколько советов, касающихся отдельных этапов:

  1. Сразу готовьте исходную информацию — факты о компании, брендбук, фотографии продукции.

  2. Если не готовы самостоятельно заниматься наполнением, планируйте дополнительный бюджет.

  3. Если не можете четко сформулировать требования к дизайну (стиль, шрифты, примеры других сайтов), то будьте готовы к тому, что дизайнер сделает все на свое усмотрение. И если в смете указано, что у вас есть право всего на 1 «итерацию» (так называется вариант дизайна), то оспорить результат будет сложно. Дополнительный вариант = дополнительный бюджет.

  4. Вам не нужно разбираться в технологиях верстки, просто знайте, что сайт должен адекватно отображаться на разных устройствах. Хотите идеального результата — просите, чтобы разработчики обязательно сделали адаптивную верстку под разные экраны и протестировали интерфейс после наполнения (многие ошибки выявляются после размещения контента — текстов, видео, графики). Разработка мобильной версии сайта или даже приложения — это отдельная история, необходимость в которой есть не всегда.

  5. Уточняйте, насколько дружелюбен интерфейс CMS (системы управления). Легко ли будет с ее помощью обновлять содержимое сайта, является ли система собственной разработкой подрядчика, поддержку которой он не может гарантировать (а это дополнительные риски), либо это популярная CMS, которой пользуются сотни / тысячи компаний.

  6. Не забывайте, что разработка — это только начало пути. Поддержка сайта и привлечение клиентов — отдельный пул работ. В бюджете всегда должна быть статья на дальнейшее содержание сайта.

Доработка

Если результат работы предыдущих разработчиков не устроил, либо позже появилась необходимость изменения сайта, то компания обращается за услугой доработки. Однако это не всегда оправдано:

  • Многие подрядчики не любят работать с чужими сайтами. Потому что:

    • При их разработке использованы незнакомые технологии.

    • У каждого разработчика свой стиль кода — соответственно, никому не хочется разбираться в чужом стиле.

  • Нерентабельно для вас как для заказчика:

Мы ни в коем случае не пытаемся отговорить. Просто заранее предупреждаем о «подводных камнях».

Если вы все же решили продолжить работу с действующим сайтом, готовьте:

  • Данные для доступа:

  • Исходные файлы графики — возможность их предоставления нужно было сразу оговаривать с предыдущим подрядчиком.

Если вы не понимаете, о чем идет речь, а времени разбираться в вопросе нет, попробуйте свести старых и новых исполнителей, предоставив последним контакты прошлых.

Поддержка

После запуска сайта возникает ряд вопросов:

  1. Кто будет следить за работоспособностью, напоминать про счета на оплату хостинга / домена и т. п.?

  2. Кто будет обновлять цены, новости и статьи в блоге?

  3. Кто реализует технические настройки и изменения?

Эти 3 вопроса отражают разные уровни поддержки.

1Нужен всем, кто не готов самостоятельно контролировать подобные организационные моменты. В идеале это должен быть ваш основной подрядчик по интернет-маркетингу. Некоторые специалисты, оказывающие услуги поискового продвижения / контекстной рекламы, оказывают помощь в этих вопросах по умолчанию (уточняйте, входит ли это в стоимость у ваших кандидатов).

2Уровень администрирования. Если в вашем бизнесе нет человека, кто мог бы обучиться реализовывать простые задачи, связанные с контентом, то необходимо делегировать это профессионалам.

3Уровень разработчиков.

Что будет, если никто не оказывает поддержку?

Универсальное правило успешного бизнеса:

У каждого процесса должен быть ответственный.

Если заказчик и подрядчик надеются друг на друга, не распределяя роли и обязанности, все заканчивается проблемами и бессмысленным поиском виновных. Поэтому заранее продумывайте, кому будет делегирована поддержка сайта.

Контекстная реклама

Яндекс.Директ и Google AdWords считаются самыми быстрыми генераторами продаж. И с ними связан ряд особенностей:

  1. Не ставьте перед подрядчиками цель «быть на 1-м месте по [такому-то запросу]». Это в корне неправильно и не имеет отношения к продажам.

  2. Учитывайте, что стоимость заявки (сумма, в которую вам обходится получение контактов 1 клиента) в некоторых нишах может быть довольно высокой. Поэтому необходимо рассчитывать рентабельность. Возвращаемся к брифингу.

  3. Возможно, услуга начнет окупаться вам только после 2-го /3-го и последующих заказов с Интернета от 1 клиента.

  4. Не мучайте подрядчика вопросом: «Почему я не вижу свои объявления?».

  5. До начала работ спрашивайте, в каком виде будет предоставляться отчетность, какие показатели вам будут демонстрироваться ежемесячно:

    • Данные технического уровня — количество просмотров, переходов и т. п.

    • Коммерческие показатели — например, стоимость обращения, возврат инвестиций.

Для последнего варианта необходимы дополнительные настройки аналитики, за которые также могут выставить счет. И здесь, кстати, возникает вопрос интеграции в ваше пространство — готовы ли вы пустить подрядчика в свою систему (CRM / телефония).

Поисковое продвижение

Услуга SEO также обладает спецификой:

  1. Во-первых, вас попросят определиться с нужными регионами. Даже если хочется продавать по всему миру, должны быть расставлены приоритеты. Настоящий регион присутствия — там, где у вас есть физический адрес и местные телефонные номера.

  2. Если нужен быстрый результат, не читайте дальше эту главу, возвращайтесь к предыдущей.

  3. «Попробуем платить 3–4 месяца, а там — посмотрим» — такое мышление противоречит самой сути услуги. На начальном этапе исполнители реализуют большой пласт работ, эффект от которого получается отложенным. Если остановить все на полпути, потери понесут все — и вы, как клиент, впустую потративший бюджет, и подрядчик, упустивший прибыль.

  4. Будьте готовы к изменениям внутри сайта.

  5. В идеале фундамент для SEO нужно закладывать еще на этапе разработки. Если в ТЗ не б

    Полный текст статьи читайте на CMS Magazine прочитано 33433 раза