PR-агентства для digital-рынка — вы это серьезно?

Зачем веб-разработчикам и интеграторам потребовался PR Еще совсем недавно такие поисковые запросы, как «pr для веб-студии, дизайн-студии и рекламного агентства» не дали бы вам релевантной выдачи. Но рынок созрел. И достиг кондиции, когда агентства уже осознали очевидную потребность в pr-деятельности, но пока еще не накопили компетенций, чтобы закрывать ее самостоятельно. В ответ на вопрос: «Где взять качественных связей?» — пиарщики, объединившись в коалиции в 2016–2017 годах, коллективно предложили отдать это направление им на аутсорс. Моя личная история началась с того самого поста Алексея Ежикова, где он явно обнажил дикую потребность рынка в пиаре от людей, знающих в этом толк. После нескольких месяцев раздумий, я запустила Rassvet.digital, спустя еще два — Евгений Чернов с Анастасией Каримовой объявили о старте fbr.agency, а Алексей Раменский и его А2А, давно занимал этот сегмент. Так чем же занимаются эти загадочные pr-агентства с такой узкой специализацией? Я поговорила с коллегами по рынку о том, каким был для них ушедший год, чем они гордятся, какие их гипотезы подтвердились, а какие, напротив, сброшены за борт как ненужный балласт. Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей. Комментарий: Света Ерохнович, CEO&Founder Rassvet.digital — pr-сопровождение компаний ИТ-рынка (b2b-сервисы, digital и mobile-агентства) Стоимость абонентского обслуживания — от 120 000 руб./мес. Ключевые клиенты: БюроБюро, Finch, AIR Production, Uplab, Mate and Mate (Лондон), Бобака, Мобифитнес, 1С: Фитнес клуб, PlanoPlan. Наша сильная сторона — работа с федеральными СМИ. Мы знаем, как написать колонку, чтобы она «зашла» в деловое издание и была опубликована. Мы успешно сотрудничаем с крупнейшими изданиями — от РБК и Forbes до Делового квартала, федеральными радиостанциями, и лидирующими отраслевыми площадками. В этом году мы существенно расширим пул дружественных агентству СМИ первого эшелона. Один из самых ярких наших проектов за прошедший год — это, несомненно, ренейминг экс-Бюро Пирогова, который повлек за собой и визуальное обновление бренда. Задача была нетривиальная. Во-первых, нам нужно было отказаться от фамилии Пирогов в названии — Василий вышел из управляющего состава еще в 2014 году и больше на рынке веб-разработки не появлялся. Зато его фамилия в бренде продолжала тянуть назад к эпохе «красивых сайтов» (за счет которых дизайн-студия приобрела свою популярность на старте), в то время как Бюро уже работало в другом сегменте и в другом ценовом диапазоне. Промежуточный вариант был — лаконичное «Бюро», с которым они прожили год, но название так и не прижилось — клиенты его не воспринимали и по-прежнему продолжали называть ребят «Пирожками». Вдобавок, Бюро Горбунова, как бы невзначай, также объявило о ренейминге и стало Бюро. К этому моменту мы уже твердо решили, что нужно сохранять преемственность с текущим названием, но отстраивать его от тысячи подобных бюро, начиная от Бюро переводов, заканчивая похоронными. Т.е. нам нужно было остаться Бюро —, но не простым, а с изюминкой. Самое правильное решение оказалось на поверхности. В день релиза, оповестившего о перерождении агентства в БюроБюро, мы хапнули хайпа сполна: уже через 1,5 часа новость была в топе VC, лента удлинялась от комментариев, где нас сравнивали с Баден-Баден, Бора-Бора, bdbd, а на buroburo.ru бодро полился трафик. Можно долго обсуждать успешность этой идеи, но как показало время — название прижилось и менять его никто не намерен. Мы построили уникальную для классического pr-агентства модель аутстаффинга. Менеджеры Rassvet.digital работают из офисов клиентов, хоть и по гибкому, заранее согласованному графику. Это дает нам массу преимуществ перед классической моделью: во-первых, наш менеджер имеет доступ к «телу» руководителя, а значит задачи закрываются быстрее и качественнее. С другой, он имеет поддержку в виде pr-агентства — старших коллег, которых он может привлекать на мозговые штурмы, шарить задачи или просто советоваться. Эта схема организации показала себя как наиболее результативная и комфортная для обеих сторон: за рыночную ставку пиарщика ты получаешь еще и компетенции агентства и дополнительные руки, например, на проведение бизнес-завтрака. Но не всегда работа с pr-агентством будет вам нужна. И мы скажем вам об этом глядя в глаза, если увидим, что руководитель в помощи агентства не нуждается — он достаточно компетентен и имеет большое количество отличных работающих идей. Тогда вам лучше подойдет штатный pr-менеджер, чьи главные обязанности будут — пушить задачи и доводить их до реализации. В этом случае у нас есть услуга рекрутинга пиарщиков в штат. Причем, мы не являемся профессиональными рекрутерами, но мы опытные диджитал-пиарщики, а это в данном вопросе имеет намного большую ценность. Мы рекрутим с качественно более глубоким погружением: осуществляем первичное обучение специалиста, и оставляем за ним возможность обращаться к нам за консультациями. А клиенту даем гарантию на испытательный срок (обеспечиваем замену в случае его непрохождения). По HR-направлению мы уже успели поработать с такими компаниями digital-рынка, как: AIC, AIR.Production, Uplab, Aiya Design и PINKMAN. Комментарий: Анастасия Каримова, основатель fbr.agency Стоимость абонентского обслуживания — от 100 000 руб./мес. Ключевые клиенты: Реаспект, Qmobi, Люди Говорят, Мануфактура, 24ttl Изначально мы запустились как PR-аутсорсинг, однако к концу года пришли по сути специализированным маркетинговым агентством для digital-агентств с уклоном в бизнес-консалтинг. Эта ниша оказалась крайне востребованной: мы закрыли пул клиентов на ближайшие месяцы в день запуска агентства. Это неудивительно. Конкуренция на рынке digital довольно велика, PR участникам рынка необходим, однако сами такие компании, как правило, небольшие, и не могут позволить себе содержать штат пиарщиков. Найти же одного специалиста на рынке, способного правильно «закрыть» вопросы продвижения компании, крайне сложно. Их просто нет в таком количестве. Поэтому в вопросах «пиара» вынуждены принимать активное участие основатели и топ-менеджеры агентств. Мы же снимаем с них основную часть «головной боли», не только помогая с публикациями и выступлениями, но становясь «точкой входа» в профсообщество, что особенно ценно. Комментарий: Евгений Чернов, основатель fbr.agency Для digital-рынка огромное значение имеют рейтинги, которые, пусть и с большой долей погрешности, но являются неким ориентиром, какое место на рынке занимает та или иная компания. Наиболее влиятельный и авторитетный — рейтинг «Тэглайн», значимым фактором для попадания и роста в котором является PR-активность компании-участника. Абсолютно все наши клиенты выросли в 2017 году в рейтингах Тэглайн — по нашим подсчетам, совокупно более, чем на 200 позиций :) Если честно, то мы планировали закрепиться на рынке digital-агентств и переключиться на стартапы, крупные IT-проекты и постепенно двигаться на зарубежные рынки. Однако все оказалось не так просто и быстро. В первую очередь это связано с большим кадровым дефицитом на рынке, собрать команду профессионалов было сложнее, чем мы предполагали изначально. Сейчас нас 10. В идеале было бы увеличить компанию до 20 сильных игроков. Остается лишь вопрос, где же их взять :-) Комментарий: Алексей Раменский, руководитель A2A Стоимость абонентского обслуживания — 100 000–250 000 руб./мес. Ключевые клиенты: AGIMA, Pichesky, AIC, Mosaic, ONY, Ingate, Affect, Actis Wunderman, Aero, Notamedia, 65apps, MediaSoft, Greensight, ITECH, MST, Сибирикс, Simbirsoft, Wow, Inostudio, Live Typing, Чипса, Факт, Looi, Turbo, adv, Реаспект, Nectarin, Атвинта, M2H, Scada. Я начал заниматься платными консультациями в области интернет-бизнеса, когда такого термина еще не придумали, а я учился в школе (1999-й ?). Первые действительно успешные кейсы в контенте — 2003-й («Контент-лаборатория», первое в России агентство, специализирующееся на текстах для интернета, основано Сашей Феоктистовым и вошло в состав A2A), в консалтинге — 2004-й. Самый древний юридически оформленный контракт на консалтинг и PR как отдельную услугу — 2005-й, именно с веб-студией — 2006-й. Название A2A (agency2agency) появилось в 2008-м и стало активно использоваться в 2013-м, когда мы изолировали всю агентскую часть бизнеса от продуктовой. Вообще, мы пока что больше про консалтинг, помощь в принятии решений, планирование, антикризисный менеджмент и коучинг управляющих, а не про PR в его традиционном понимании («вам релиз приходил на почту?, а когда поставите?»). Поэтому основные победы — в измененных подходах и точках зрения у предпринимателей, которых мы консультируем, сдвинутых с мертвой точки делах и скорректированных векторах движения. И еще это очень много поддержки разного рода. Свои активации мы не «светим» — пусть рынок и клиенты считают, что это сделано «инхаус». Конкретные проекты, к которым мы приложили руку: Стабильные и откровенно радующие глаз процессы по публикации кейсов и инфоповодовов у Notamedia и ONY, где их нужно было органически вырастить из имеющейся конфигурации сотрудников и для этого пришлось долго перенастраивать текущие установки. Но у нас получилось. Ряд работ, которые делаются в честь 20-летия Actis и которые запускаются параллельно с тем, как я дописываю это предложение. Плотное сопровождение очередной итерации преобразований в AGIMA / AGIMA.mobile / MediaSoft с трех сторон — все субъекты были нашими клиентами до начала взаимных сделок (еще в 2013 году) и остались таковыми и после недавней реструктуризации. Микроскопические, но довольно уверенные шаги наших клиентов в PR — «Чипса» и «Атвинта». Кстати, обе компании из Сибири и обе взяли золото в основных номинациях Tagline Awards 2017, где судействовало международное жюри — это очень-очень хорошие работы, нашей заслуги в этом нет никакой (мы даже не помогали оформлять кейсы), но мы заставляли этих ребят верить в себя и быть упрямее. Сопровождали открытие офисов 65apps в Ижевске и Ульяновске. Снова перестал бояться разговаривать «Реаспект» — уже голосом новой управленческой команды. Возвращает былую мощь и драйв Affect, который будоражил наши экраны, когда это еще не было мейнстримом — уже с новым позиционированием, а «Сибирикс» мы развели на озорной и одновременно системный курс по управлению digital-проектами — первый в таком жанре и пока самый известный в индустрии. Также в последний момент нас подключили к проектированию и анонсу Спайк-комьюнити, чтобы сделать его масштабнее и легитимнее. Приятно видеть зернышки, проросшие в большие рощи в этом году, — взлет Aero, которому когда-то мы немного привели в порядок позиционирование и сделали платформу для коммуникаций, и секс-символа UX-дизайна Сергея Попкова (AIC, Skillbox), которого я пытался заставить говорить на публику since 2010 — теперь же его вовек не утихомирить! Еще — не дали паре компаний совершить роковые ошибки, которые бы стоили им репутации и бизнеса в целом, заставили удалить десятки постов, написанных в гневе или под этанолом, урезали медиапланов больше чем на 10 М+ рублей, спровоцировали сотни участий сотрудников в разнообразных мероприятиях, помогли совершить две другие довольно известные сделки с долями и плотно ввязались еще в три. В данный момент cопровождаем запуск двух московских офисов и одного лондонского. Открыли практику для перфоманс-, медийных, креативных и SMM-агентств, а также стали помогать с кейсами и участием в ивентах. Подытожим Нужны ли digital-рынку пиарщики? Едва ли найдется тот, кто ответит отрицательно (ну если ты, конечно, не сам пиарщик). Кого выбрать? Пробуйте и ищите подходящий именно вам вариант: штат, аутсорс или аутстаффинг. Консультант, стратег, «полевик» или пиар-коуч — у каждого своя особенность и свои подходы. Главное пожелание — идите к тем, кто на IT «собаку съел». А то неминуемо будет вот так: [embedded content] ИТ-рынок растет быстрее, чем мы к нему приспосабливаемся и чем успевают вырасти и сформироваться профессионалы по коммуникациям. Находить, учить, вдохновлять и заражать любовью к pr и digital — еще одна наша большая миссия помимо основной — обеспечивать достойные компании и сервисы достойной репутацией. Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine прочитано 21634 раза