Объектив Canon EF 400mm f/4 DO IS II USM: длиннофокусный фикс с очень высоким качеством изображения и мощной стабилизацией

Дата анонса ноябрь 2014 г.
Тип объектива длиннофокусный фикс
Информация на сайте производителя canon.ru
Средняя цена
Розничные предложения

Телеобъектив Canon EF 400mm f/4 DO IS II USM с постоянным фокусным расстоянием в 400 мм и светосилой f/4 не является рекордсменом ни по раскрытию диафрагмы, ни по «дальнобойности», однако очень любопытен благодаря большому набору функций и применению дифракционной оптики, что делает его крайне функциональным и в меру компактным для своего класса. Давайте знакомиться!

Технические характеристики

Модель Canon EF 400mm f/4 DO IS II USM
Байонет Canon EF
Угол поля зрения (по горизонтали, по вертикали, по диагонали) 5°10′, 3°30′, 6°10′
Конструкция объектива 18 элементов в 12 группах
Число лепестков диафрагмы 9
Минимальная диафрагма F32
Минимальная дистанция фокусировки 3.3 м
Максимальное увеличение 0,13×
Информация о расстоянии да
Стабилизатор изображения 4 ступени
Привод автофокусировки кольцевой ультразвуковой привод (USM)
Водо-/пыленепроницаемый корпус да
Диаметр фильтра ∅52 мм (вставной)
Максимальный диаметр и длина ∅128×233 мм
Вес 2100 г
Совместимость с экстендерами да

Конструкция, дизайн, управление

Оптическая схема объектива состоит из 18 элементов в 12 группах и интересна в первую очередь применением дифракционной оптики.

Использование дифракционных элементов позволяет значительно уменьшить размер и вес конструкции (на 26% и 35% соответственно), причем без риска получения хроматических аберраций. Есть ли у такой оптики подводные камни, мы попробуем разобраться в ходе практической съемки.

Первое, что заставляет обратить на себя внимание — действительно компактные размеры и приемлемый вес. Всего 2100 г для объектива с фокусным расстоянием 400 мм — это впечатляет!
Максимальная диафрагма — f/4, лепестков — 9.
Байонет — металлический.
С блендой размеры объектива увеличиваются чуть ли не вдвое. Бленда не самая удобная: для закрепления ее как в транспортном, так и в рабочем положении требуется затягивать крепеж, на что теряется много драгоценного времени. В транспортном положении бленда закрывает практически все органы управления объектива — снимать с ней не получится.
Как и со всеми объективами такого размера — не объектив надевается на камеру, а камера на объектив. Вместе с блендой камера стоит на штативной лапке устойчиво. Штативная лапка поворотная, обеспечивает быструю и удобную смену ориентации. Поворот на 90 градусов интуитивен благодаря информативной фиксации положений. Лапка несъемная.
На объективе целая россыпь элементов управления. К ним относятся ограничитель фокусировки на ближние/дальние дистанции, переключатель режимов фокусировки — автофокус, ручной фокус и режим Power Focus (PF), в котором фокусировка производится при помощи другого кольца, электронным способом, с двумя доступными скоростями перевода фокуса и возможностью фиксации дистанций фокусировки. Эта функция удобна в первую очередь для видеосъемки.
Данным переключателем активируется функция запоминания дистанции фокусировки.
Управление стабилизатором осуществляется двумя рычажками: один отвечает за включение системы, второй — за переключение между режимами. Режимов 3: обычный, в котором картинка стабилизируется уже в видоискателе; режим для съемки с проводкой, в котором стабилизация идет только по одной оси; и динамический режим, обеспечивающий стабилизацию по всем осям, но только в момент нажатия на спуск, чтобы стабилизатор не мешал навестись на движущийся объект и не создавал задержку или «залипание» картинки в видоискателе.
«Коньком» объектива является использование дифракционной оптики, что и позволило снизить вес и размер конструкции.
Объектив оснащен встроенным держателем для фильтров перед задней линзой.
Диаметр 52 мм.
Для надежной транспортировки в качестве аксессуара доступен чемодан.

Лабораторный тест

Вопреки опасениям, применение дифракционной оптики, позволившей серьезно облегчить объектив, не сказалось отрицательно на оптических характеристиках фикса. На диафрагмах от f/4 до f/16 разрешение в центре кадра держится стабильно выше 0,8 линий на пиксель. По краям кадра разрешение на открытой диафрагме чуть ниже 80%, а на средних диафрагмах этот показатель держится на хорошем уровне.

Разрешение Хроматические аберрации
центр кадра край кадра центр кадра край кадра
На всех скриншотах верхний ряд: f/4,0 — f/5,6 — f/8,0, нижний ряд: f/10 — f/13 — f/16

«Хроматика» в центре кадра обрадует любого фотографа благодаря полному отсутствию аберраций. Край кадра также демонстрирует отличный результат: лишь на самой открытой диафрагме можно заметить легкие отклонения в цвете контрастных границ, которыми можно пренебречь, даже не прибегая к коррекции профиля объектива в редакторе.

Последняя часть нашей лабораторной работы — определение эффективности стабилизатора (методика тестирования подробно описана в статье о Nikon D5300).

Работа системы стабилизации продемонстрировала выдающийся результат: по нашей методике ее эффективность составила невероятные 5⅔ ступени. В теории это дает фотографу возможно снимать на выдержках вплоть до 1/8 секунды — и это при фокусном расстоянии в 400 мм!

Практическая съемка

Признаюсь честно, я первый раз имел дело с объективом столь внушительных размеров (и это еще с учетом малого для своего класса веса и размера). Во время практической части тестирования съемка осуществлялась частично с рук, частично с использованием тяжелого алюминиевого штатива Manfrotto серии 055 с 3D-головой XPRO. Его заявленная нагрузка составляет 8 кг, что больше чем в два раза превышает вес объектива вместе с камерой. Тем не менее, штатив такую нагрузку держит не монолитно, поэтому фотографии на средних выдержках делать было не очень просто — малейшее покачивание мгновенно сказывалось при съемке на 400 мм.

Опробовать объектив на практике я отправился на Воробьевы горы, предлагающие хороший обзор во многих направлениях.

Геометрия у объектива оказалась идеальной. Невооруженным глазом заметить искажения не удалось, и только включая/отключая профиль коррекции, я увидел, что присутствует микроскопическая «подушка».

С практической точки зрения качество изображения просто невероятное: детализация высокая по всему полю кадра, начиная с самой открытой диафрагмы. Нечасто встречаются объективы, которым действительно сложно предъявить какие-то претензии. Плюс никаких намеков на хроматические аберрации.

Благодаря фокусному расстоянию и размеру относительного отверстия объектив способен на ощутимое размытие, примеры которого можно увидеть выше. Однако в некоторых сюжетах может проявиться дифракционная натура объектива: при получении значительного боке на темном фоне становится заметно влияние дифракционных линз.

Что касается виньетирования, то оно присутствует на диафрагмах f/4 и f/5,6, но в незначительных объемах. Такое виньетирование редко мешает и легко удаляется при обработке.

Одними из главных сфер применения длиннофокусной оптики являются спорт и дикая природа, и в этих жанрах очень часто встречаются сюжеты, в которых необходимо отслеживать быстрые перемещения объектов, сохраняя их в фокусе. И с этой стороны объектив показал себя в качестве надежного инструмента. Все серии снимков — без единого промаха по фокусу. Мотор и датчики успели везде.

Пожалуй, длиннофокусная оптика как никакая другая выигрывает от наличия стабилизатора. Всегда ограничивать себя выдержкой в 1/400 с и короче было бы достаточно грустно. Canon заявляет для рассматриваемого объектива систему стабилизации, компенсирующую 4 ступени экспозиции. И компания свои обещания сдерживает: фотограф действительно может получить четкие снимки и на 1/25 с.

Стабилизатор к тому же способен работать в разных режимах: традиционном динамическом, когда картинка стабилизируется по всем осям лишь в момент нажатия на кнопку спуска, не мешая визироваться на длинном фокусе, а также в режиме стабилизации по одной оси для съемки с проводкой. Выше приведены несколько примеров таких снимков.

Выводы

Объектив доставил большое удовольствие в работе: замечательная картинка на всех диафрагмах, низкий для своих миллиметров вес и компактный размер, удачная конструкция с удобными элементами управления, потрясающе эффективный и полезный стабилизатор. Во время съемки сюжетов, для которых «стекло» и предназначено, дифракционная оптика никаких недостатков не демонстрирует — одни только достоинства, позволяя достаточно продолжительное время снимать даже с рук. Единственное, что несколько омрачало процесс использования объектива — не самая удобная бленда. Из-за внушительных габаритов она не получила отдельного места в фоторюкзаке, находилась на самом объективе в транспортном положении. Чтобы привести технику в готовность к съемке, требовалось затратить много драгоценных секунд, так что несколько интересных сюжетов за время недельной поездки с этим и другими объективами Canon я упустил. Все фотографии из поездки в Армению, снятые на 4 разных объектива Canon, можно посмотреть в моем альбоме.

В модельном ряду Canon есть две прямые альтернативы данному объективу, с тем же фокусным расстоянием, но со светосилой на выбор: F2,8 и F5,6. Первый вариант почти вдвое тяжелее, значительно габаритнее и примерно на 40% дороже — это вариант более специализированный и рассчитанный на более узкую аудиторию. Второй вариант почти вдвое легче и в разы дешевле, но без стабилизации, что в итоге дает заметный проигрыш по эффективному использованию света. При этом обе альтернативы являются объективами L-серии, так что фотографы вправе рассчитывать на высокое качество изображения.

Галерея

Посмотрите общую галерею фотографий. Вы можете нажать на любой понравившийся вам снимок, а потом листать фотографии стрелками.

Полный текст статьи читайте на iXBT прочитано 26386 раз