«"Зенит" согласился сделать нам линзы, но за несколько десятков миллионов рублей»
Гендиректор VR-стартапа Deus о работе с оборонной отраслью, разработке аналога Oculus Rift в России и дефиците инженеров с советским образованием.
В 2015 году, когда рынок готовился к появлению шлема виртуальной реальности Oculus Rift, команда разработчиков-энтузиастов под руководством Алексея Огиенко, который ранее работал в компании «Кирилл и Мефодий (разрабатывала медиасайт km.ru), решила создать в России аналогичное устройство, но придерживаясь концепции импортозамещения. Свою компанию они назвали Deus («бог» на латыни — vc.ru), , а в качестве логотипа выбрали изображение круга с точкой в центре, которая обозначает бога в некоторых символических системах.
Изначально в команде было только три человека, которые занимались проектом в качестве хобби, рассказывает Огиенко. Сейчас над решением работают 10 человек, а Deus собирается привлекать дополнительные инвестиции, ищет партнеров и готовится к выпуску новой версии своего устройства.
Российские алгоритмы и китайские детали
У стартапа есть собственный шлем — Odin (Один — верховный бог в скандинавской мифологии — vc.ru), а также лазерный позиционный трекинг — Horus (Гор — бог солнца в Древнем Египте — vc.ru).
Разрешение изображения в двух дисплеях шлема составляет 2880 на 1440 пикселей. Угол обзора — 110 градусов. Устройство оснащено аудиовыходом и встроенным микрофоном, а его вес составляет 250 грамм.
Огиенко говорит, что команда столкнулась с трудностями при производстве пилотной партии устройств в 2016 году. В частности, тяжело дался поиск необходимых деталей и поставщиков.
Несмотря на то, что Deus ставит перед собой цель сделать полностью импортозамещенные технологии и устройства, компания использует западные или китайские микропроцессоры и резисторы. В России некоторых деталей просто не производят, уточняет Огиенко. Также развитие технологий уступает зарубежным рынкам. Например, отечественные дисплеи, по его словам, отстают от зарубежных на 30 лет.
Мы покупаем компоненты, а на их базе проектируем собственные платы и прошивки. Ценность импортозамещения не в том, что мы взяли бы российский чип, а в математических алгоритмах, архитектуре и ПО, которые мы создали сами.
Компоненты импортные. Но так можно сказать про iPhone и любое другое устройство. Сейчас идет тренд на интернациаональность, все создается совместно.
Ценность также, по словам Огиенко, в оптике — в правильно рассчитанных линзах и дисплее. Но сами линзы были заказаны тоже в Китае.
Мы общались с заводом «Зенит» в Красногорске. Они сказали, что запросто могут сделать необходимые нам линзы, но за несколько десятков миллионов рублей. Сказали, что всё пойдет на запуск производственной линии.
Китайские линзы стоили Deus 1000 рублей для одного шлема.
Проблемы с производством в России возникли даже в области ремней и корпусов. Огиенко считает, что на российском рынке не умеют делать качественный промышленный дизайн устройств. Получается или долго, или дорого, или долго и дорого, отмечает глава Deus.
Компании пришлось самостоятельно начать производить корпуса — заливать пластик в силиконовые формы. Через посредников стоимость пластикового корпуса для одного шлема составляла 14–17 тысяч рублей. При самостоятельном процессе цена оказалась более чем в 10 раз меньше, говорит Огиенко.
Инженеры с фундаментальным подходом
Deus делает ставку не на сам шлем, а на собственную VR-технологию.
Развитием этой технологии, по словам гендиректора компании, занимаются как студенты, так и опытные работники. Сотрудников ищут по всей России. В команде есть выходцы из Санкт-Петербурга, Красноярска, Обнинска и Казани. Сам цех и офис Deus расположены в Москве.
Некоторых сотрудников Огиенко искал через знакомых и в интернете. Глава Deus рассказывает, что у инженеров-электронщиков есть чаты в Telegram и во «ВКонтакте».
Инженеры, которые только закончили вуз, не обладают фундаментальным подходом к науке. Они не мыслят на уровне физических процессов, исходя из которых можно понять, как все происходит на уровне выше.
Поэтому мы ищем компетентных специалистов по всей России, которые остались еще с советского времени.
В команде таких людей «старой закалки» двое — инженер и оптик, которым 56 и 54 лет. Специалист, который занимается оптикой, по словам Огиенко, входит в топ-100 мировых оптиков-лазерщиков. Он параллельно работает на Рязанском военном заводе.
Первые 8 млн рублей и акселераторы
Первые средства стартап получил от инвестора Якуба Кабирова, который узнал о Deus в сообществе Spark. «Я создал анкету, а вечером уже написал Якуб и прислал деньги. Он верит в VR и поверил в наш проект», — говорит Огиенко.
Кабиров в разговоре с vc.ru подтвердил слова гендиректора Deus, но не ответил на вопрос, вкладывал ли он средства в другие проекты.
От инвестора Deus получила 8 млн рублей, которые были потрачены на разработку, зарплаты, аренду офиса и выпуск пилотной партии.
Стартап оформил заявку на резиденство в акселераторе «Сколково» и ожидает принятия решения. Также, по словам гендиректора компании, велись переговоры с представителями ФРИИ, но им необходим был нишевой понятный продукт, которого у Deus пока нет.
У Огиенко и его команды уже есть опыт прохождения стартап-акселераторов, но только в области робототехники. В 2015 году Deus вошел в топ-10 трека Robotics акселератора Generation S.
Первая партия шлемов состояла из 20 устройств, которые были куплены владельцем аттракционов, известных как 4D-кинотеатры, неким магазином и клиентом, который увез четыре шлема в Катар, говорит Огиенко.
Компания учла ошибки в ценообразовании, дистрибуции и сотрудничестве с российскими посредниками при производстве следующей партии, состоящей из 90 шлемов. Если при первой попытке Deus не удалось покрыть затраты, то во второй раз компания смогла получить прибыль в размере 2 млн рублей.
Продвижение на выставках
Пока Deus не ведет активную рекламную кампанию, а заказчики находят разработчиков через «ВКонтакте» и на различных выставках. В частности, стартап представлял свое решение на выставке аттракционов и развлекательного оборудования (РАППА) в 2017 году. Там же Deus и нашла первого клиента.
В этом году стартап принял участие в VKFest, Startup Village и Science Slam Digital. В августе Deus представит свою продукцию на выставке «Армия 2017» в Кубинке.
Deus сконцентрировал свою деятельность на b2b- и b2g-сегментах. Компания пока не собирается выпускать продукты для конечных пользователей. «Тяжело тягаться с западными игроками по уровню производства и в области себестоимости одного устройства», — говорит Огиенко.
По его словам, на мероприятиях Deus заинтересовались представители госкорпораций — «Газпром» и «Ростех». От последних компания сейчас ждет техническое задание. «Ростех», как говорит руководитель VR-стартапа, хочет сделать полигон для обучения сотрудников безопасности и другого персонала.
Для «Армии 2017» Deus готовит два шлема — один под названием Svarog (верховный бог у древних восточных славян — vc.ru) с большим углом обзора для управления БПЛА, а второй — компактный весом 200–300 грамм, который называется Odin DK2. Он нужен как замена монитора.
Для управления дронами нужен хороший обзор. Те шлемы, которые обычно идут в комплекте с БПЛА (беспилотный летательный аппарат), показывают 2D-изображение низкого качества и с задержкой в 60–200 мс. Человеку, чтобы не «поплыть» в виртуальной реальности, чтобы не было головокружения и тошноты, нужно обеспечить задержку не больше 17 мс. Мы можем это сделать.
Офицер сможет сидеть в генштабе с большим углом обзора, как будто сидит в кабине самолета.
Также стартап договорился с Московским центром качества образования о поставке первой партии своих устройств на тест. В случае успешных испытаний организация собирается использовать технологии Deus в школах. Например, на уроках химии ученики смогут смешивать химические растворы в шлемах, не рискуя произвести взрыв.
Разработками Deus, по словам Огиенко, интересовался и «Альфа-банк», который занимается созданием VR-проектом для обучения сотрудников. Но пока предметно компании не разговаривали.
Собственный SDK и новые заказы
До конца 2017 года Deus собирается выпустить серию новых продуктов — шлем и лазерный позиционный трекинг. Стартап также рассчитывает выйти на самоокупаемость, получить новые заказы и привлечь инвестиции.
Новый шлем, по словам Огиенко, получит более высокое по сравнению с нынешним устройством разрешение изображения, меньший вес и поддержку собственного позиционного лазерного трекинга.
Из дальнейших планов — подготовка собственного SDK (комплект средств разработки) для того, чтобы сторонние разработчики могли создавать совместимое с продукцией стартапа ПО. После этого компания собирается подать заявку на включение в реестр российского ПО, который был запущен по инициативе Министерства связи, массовых коммуникаций и технологий.
© vc.ru