Запуск курса для digital-специалистов в финском университете — опыт Nimax
Команда digital-агентства о подготовке и проведении курса для финских студентов и пользе образовательной программы для компании.
В прошлом году мы в Nimax выиграли тендер от правительства Финляндии и четыре месяца преподавали digital-маркетинг в Karelia University of Applied Sciences (Йоэнсуу, Финляндия).
Мы провели два курса Russia Digital двум разным наборам студентов и рассказываем, как это было. Что к чему в финском digital и зачем онлайн-маркетинг нужно преподавать в университетах.
Подробности про курс
Курс Russia Digital — умная правительственная инициатива. Это программа для взрослых людей, которые хотят научиться делать digital-маркетинг. Спрос есть: финские компании ищут маркетологов для продвижения товаров и услуг на российский рынок.
Курс полезен специалистам — помогает бесплатно (оплачивает программу финское государство) освоить востребованную профессию и получить работу. Компаниям он выгоден тоже: после обучения специалисты поступают к ним на практику и налаживают работу с Россией.
Как мы получили этот проект
Правительство объявило грант. Его получил Karelia University of Applied Sciences из Йоэнсуу и организовал тендер среди российских digital-экспертов. Контактное лицо университета — Екатерина — раньше работала в финском агентстве и сотрудничала с российскими, поэтому знала, с кем можно иметь дело. Обойдёмся без подробностей (уж извините), но долгий и непростой тендер выиграл Nimax.
Зачем нам это понадобилось
Годами мы по чуть-чуть накапливаем опыт. Делаем проекты и настраиваем рекламу как для российского, так и для иностранных рынков: разрабатываем сайты и бренды, ведем SEO, контекст и таргет. Проводим обучающие лекции для коллег и клиентские семинары, рассказываем о рекламных инструментах и о том, как строим работу внутри агентства. В общем, берёмся за многое.
Единственное, что оставалось попробовать — упаковать опыт в образовательный проект. Финский курс (так мы между собой называем курс Russia Digital) стал поводом это сделать.
Кроме того, Russia Digital — это возможность повлиять на людей, которые могут стать нашими клиентами. Приятнее всего работать с заказчиками, понимающими процесс. С ними складываются партнёрские отношения, и работа становится общим делом — можем вместе штормить и конструктивно обсуждать решения.
Почему курс Russia Digital важен
Рынки России и Финляндии связаны — много возможностей для совместного бизнеса. Туризм, продажа леса и техники, строительство. Но путь между соседними странами нестабильный: можно хорошо зарабатывать, только об этом не знают. И не зарабатывают.
Digital в Финляндии развит меньше, чем в России, цифровые услуги стоят дорого. При этом финны довольно консервативны и недоверчивы — предпочтут дорогих подрядчиков, но своих. Они платят высокие налоги и не готовы нанимать специалистов из других стран. Поэтому многое из предназначенного для России сделано в отрыве от культурного контекста.
Йоэнсуу — лесопромышленный город с населением в 70 тысяч человек. Работы мало. Ввиду специфики экономики, труд, в основном, физический. Однако в городе есть образовательная среда — два университета, много студентов.
Кто пришел учиться
Проект начался нашей встречей с представителями университета и куратором проекта Екатериной. Мы обсудили и утвердили план обучения — его нужно было защитить на английском языке.
Сразу после Karelia University опубликовал программу курса и объявил набор студентов. Брали не всех — многие не прошли этап интервью. Мы провели два курса: один запускался в конце сентября, шёл до конца ноября. Второй стартовал в конце января, а закончился в конце марта. На первый попали девять человек, а на второй — семь.
Учиться пришли русские экспаты. Их уровень подготовки был разным: кто-то раньше имел дело с веб-разработкой, а кто-то был учителем музыки. Несколько человек хотели открыть свой бизнес в Финляндии — им курс был интересен как будущим малым предпринимателям.
Чему учили
Курс рассчитан на пять недель. Первая — вводная, лекции вели преподаватели университета. В течение следующих четырех приезжали разные специалисты Nimax.
Всего в программе четыре учебных модуля, каждый из них разложен на пять блоков.
- Первый: Strategy & Research. Лекции читали два директора: по маркетингу — Иннокентий Нестеренко и по развитию — Никита Михеенков.
- Второй и третий: рекламные инструменты на российском рынке. Продюсер Яна Доценко, руководитель производства Вика Калантай и тимлид SEO Олег Белов.
- Четвертый и пятый: digital-производство и удержание клиента. Иннокентий Нестеренко и операционный директор Елена Огородникова.
Неделя лекций чередовалась с неделей self-study, когда студенты выполняли задания по пройденному материалу. За неделю прочитывали пять лекций — успевали пройти один-два модуля. На неделе self-study студенты не встречались с преподавателями, но в последний день можно было созвониться по Skype, чтобы уточнить какие-то моменты.
Схематично всё выглядело вот так:
- Первая неделя: два модуля, неделя self-study.
- Вторая: половина третьего, неделя self-study.
- Третья: вторая половина третьего, неделя self-study.
- Четвертая: последние два модуля, неделя self-study.
Ход проекта
Мы строго решили, что лекции будут начинаться в 8:00, а заканчиваться в полдень — не больше четырёх часов новой информации в день. По факту учеба порой длилась до 13:00. Или на день запланировали три темы, а прошли одну.
График был напряжённый: подёем в 6:30, проверка рабочей почты, дорога в университет. Четыре-пять часов лекций. После — работа. А ещё каждый день на подготовку к лекциям уходило по три-четыре часа, хоть весь материал и был готов заранее — что-то адаптировали, проверяли домашку.
Было трудно переходить на любительский уровень. Ведь выводы не категоричны, одно цепляется в голове за другое — нужно объяснять всё в виде цепочки. По ходу постоянно вспоминались разные «но», которые важно обозначить и пояснить, а времени не хватает.
Важно было быстро сориентироваться по уровню знаний аудитории и подавать информацию так, чтобы никто не чувствовал себя глупцом. Слишком сложно — плохо, слишком просто — тоже. Начальный уровень студентов первого и второго курсов заметно отличался. Внутри группы уровень тоже был неравномерным, важно было варьировать информацию и по-разному погружать.
Про модули
Strategy & Research
Три дня увлекательной теории и кровавой практики: что такое стратегия, зачем нужна, как провести исследование и что делать потом. Начали с разбора отношений России и Финляндии: какой бизнес существует на стыке, прошлись по бизнес-справке, обсудили сложности.
После был двухдневный блок про создание систем клиентского сервиса и продаж, а также про трансграничные взаимодействия: платежи, продажи, доставку, таможню.
Рекламные инструменты на российском рынке
Дальше — двухнедельный модуль про инструменты. Поисковой маркетинг, контекстная и медийная реклама, прайс-площадки. В этом блоке студенты начинали работать в интерфейсах и много практиковаться: создавать рекламные кампании, пробовать их запускать. Было сложно, но интересно — лекций уже наслушались и были рады поделать что-то руками.
Следом перфоманс-инструменты. Что нужно для запуска кампании, как построить стратегию, какие показатели могут оценить эффективность, как запустить и провести рекламную компанию, отследить результаты. Тенденции, новинки, примеры. Было много практики: подобрать площадки, продумать креативы, которые можно использовать.
А дальше контент-маркетинг, SMM, спецпроекты. Что это такое, как создать стратегию, которая будет решать задачу бизнеса, как оценить результативность. Как придумать спецпроект, который будет работать.
Digital-продакшн и удержание клиента
После рекламных инструментов начинался модуль о цифровом производстве. Обсуждали существующие цифровые продукты и задачи маркетинга, которые они могут решать: сервисы, интернет-магазины, стенды, инсталляции, лендинги. После проходили по стандартному процессу производства: последовательность этапов, какие специалисты в них участвуют. Учились оценивать качество решений и результата подрядчика.
Отдельно обговаривали разные форматы взаимодействия и участников проекта — про роли аккаунт-менеджера, продюсера, клиента. Как строить взаимодействие, какие правила коммуникации соблюдать. Получился комплект информации, который поможет новичку не выглядеть новичком.
В конце рассказали про работу с повторными клиентами. Описали сценарии и лояльность, как полученный трафик обрабатывается и повторяется, затронули проблемы юзабилити.
Главный итог курса: в регионе, где мало работы, 6 из 16 слушателей нашего короткого курса получили контракт или постоянную работу. И это в Финляндии, где крайне сложно кого-то уволить и огромные налоги на зарплату, поэтому найм — дело вдвойне серьёзное. Конверсия под 40% — у нас получился настоящий карьерный лифт.
Что этот проект дал нам
Финский курс стал поводом систематизировать и интегрировать собственные знания, создать образовательный продукт. Поняли, что способны к системе: можем не просто время от времени выступать с лекциями, а скомпоновать и преподать целую программу. Теперь планируем запустить собственные образовательные курсы в Петербурге.
Digital развивается стремительно — те инструменты и технологии, о которых мы рассказывали на первом курсе, ко второму успели обновиться. Важно постоянно отслеживать тренды и обучаться самим.
Если человек что-то знает, абсолютно не факт, что он сможет научить другого. А передавая информацию кому-то, сам глубже её понимаешь.
Кроме профессионального интереса курсы стали поводом переключиться и лучше узнать соседнюю страну.
© vc.ru