Запуск букшеринга в большой компании — опыт РБК
Менеджер по коммуникациям РБК Екатерина Кудрявцева написала для vc.ru колонку о том, как при помощи мебели из IKEA, одного художника и нескольких единомышленников придумать и создать в помещении крупного медиахолдинга новое пространство для обмена книгами.
В начале ноября мы открыли в офисе РБК книжное пространство, работающее по принципу букшеринга.
Почему такая идея появилась? Мы ощущали нехватку места, которое не было бы кабинетом или переговоркой, где можно поработать, почитать или пообщаться с коллегами и сотрудниками из других отделов, этажей (в большом офисном здании можно сказать — вселенных).
Мы решили организовать комфортное и стильное пространство, заполненное классными книгами, где приятно находиться и в которое может зайти любой сотрудник компании в любое время. Ограничения — нехватка свободного места и традиционный минимум ресурсов.
О месте
Еще на этапе планирования мы ломали голову над тем, где найти место для книг: не сквозное, но мимо которого ходят люди; не закрытое, но уютное. Мы также предположили, что делать библиотеку для всех выше четвертого этажа бессмысленно — туда вряд ли будут специально подниматься (большая часть сотрудников РБК работает на первых трех этажах здания, активные переговорки находятся на первом этаже). Свободных пространств в компании, где работает более тысячи человек, вообще не очень много — мест, отвечающих таким условиям, в девятиэтажном здании не оказалось.
В итоге, посоветовавшись с HR-департаментом, мы остановили свой выбор на выходе с лестничной площадки на третьем этаже — это место более или менее отвечало нашим условиям: хорошее освещение, светлые стены. Следующий шаг — превратить ничем не примечательный коридорчик в место, где захочется находиться.
Фото: Олег Яковлев для РБК
Об оформлении
Параллельно мы начали поиски художника, который превратил бы стены коридора во что-то атмосферное и красивое. Процесс занял больше двух месяцев (справедливости ради скажем, что занимались мы им в свободное от основной работы время — конечно, это можно было сделать и быстрее).
Мы бросили клич на Facebook, познакомились со многими талантливыми граффитчиками и артерами и даже почти выбрали художника, который нам очень понравился. Но сложность была в том, что оформление корпоративного пространства должно (так или иначе) соответствовать бренду эстетически, оставаясь при этом стильным и понятным.
Наконец мы нашли художника, чьи творческие интересы встречались с нашим представлением о брендированном прекрасном на полпути. Кирилл Соколов согласился нарисовать невозможное пространство в духе Эшера и фирменных цветах и геометрических формах РБК. Такое решение — не только эстетическое, но и функциональное: визуальные иллюзии добавили в наш коридорчик ощущение простора.
Кирилл нарисовал эскиз, мы получили модель пространства с рисунком и сразу поняли: это то, что нужно. И новая трудность: как расписать стены так, чтобы запах краски не мешал работать редакции телеканала (именно он находится на третьем этаже офиса)?
Кирилл оформлял стены два неполных будних дня. Мы могли перенести работу на выходные, но большого смысла это не имело — телеканал работает 24/7, офис никогда не бывает пустым. К счастью, пространство от входа в редакцию отделяет лифтовая зона и две двери, поэтому коллеги неудобств не ощутили (или оказались достаточно вежливыми, чтобы не жаловаться на них).
Впрочем, запах краски окончательно выветрился за четыре дня при открытом окне — мы надеялись, это будет быстрей. После этого можно было ставить стеллажи и расставлять книги.
О мебели
Так как с самого начала проекта ресурсы (в том числе и финансовые) были ограничены, за мебелью мы сначала отправились на склад компании. Но, балансируя между экономией и единством стиля, в итоге поехали в IKEA.
Наше небольшое пространство требовало простой, вписывающейся в любой антураж мебели — не офисной. В IKEA мы купили несколько базовых стеллажей (каждый из вас их не раз видел), столики и напольные светильники. Кресла-мешки заказали в одном из многочисленных интернет-магазинов мягкой мебели, выбрав недорогие, не маркие и в корпоративных цветах.
О книгах
Нам не хотелось приглашать коллег к пустым полкам, поэтому мы подружились с крупнейшими книжными издательствами. Они согласились поддержать наш проект, за что им огромное читательское спасибо: сейчас в РБК читают и обмениваются лучшими книжками от «Эксмо-АСТ», «Азбуки Аттикус», Corpus и «Альпины Паблишер»: это и художественная литература, и нон-фикшн, и деловые книги.
Обо всём остальном
Мы придумали несколько способов взаимодействия с пространством. Первый — очевидный. Quid pro quo: берете книгу — оставляете книгу. Судя по результатам первой недели работы «РБК Книги», оно выполняется: книги меняются, приходят и уходят, но их общее количество сохраняется.
Отсюда — второй способ, «ответственный». На маркерной доске мы отмечаем, сколько книг в пространстве сейчас: когда кто-то берет или оставляет книги в пространстве, он меняет общий книжный «баланс».
Наконец, третий и, наверное, самый важный — социальный. В книгах есть закладки: там можно записать впечатление о книге или свои контактные данные, если есть желание обсудить прочитанное. Кто знает, вдруг это положит начало книжному клубу или чему-то подобному (мы видели такое только в американских сериалах, но с чем черт не шутит).
И, разумеется, сюда можно просто зайти посреди рабочего дня: сменить обстановку, почитать, поработать и пообщаться.
О результатах
РБК — крупная компания. Здесь работает много людей, и все они разные, у них разные интересы, разные хобби, и им интересны разные книги. Поэтому, например, мы не можем сделать только «библиотеку, полезную для бизнеса» — корпоративная библиотека должна быть полезна для всех. Но мы обязательно будем выделять отдельные полки под тематические подборки книг.
Дальнейших планов много — уже очевидно, что «РБК Книги» будут жить не только в нашем небольшом букшеринге. В будущем мы хотим обмениваться книгами с другими компаниями, разрабатывать тематические подборки (как на «физических носителях», так и в диджитале). Возможно, выведем проект во внешний мир.
© vc.ru