Зачем стартаперу ехать в Южную Корею: виза, рынки, финансирование
Издание Selfmadetrip рассказало, в чем особенности южнокорейского рынка, и перечислило основные акселерационные программы и венчурные фонды.
Редакция vc.ru публикует материал с разрешения автора.
Становление корейской бизнес-истории схоже с динамикой развития стартапов. Шестидесятые годы: Южная Корея — одно из самых нищих государств в азиатском регионе. Сегодня: Южная Корея ворвалась в четверку стран с самыми благоприятными условиями для бизнеса, больше половины граждан страны занято в сфере услуг, а экономику страны поддерживают огромные транспортные и мобильные корпорации: Hyundai, Samsung, LG.
Какими гигантскими шагами Южная Корея прошла этот полувековой путь? За экономическим чудом стоят миллиарды долларов, вложенных в строительство финансовой системы нового типа. Правительство Южной Кореи одержимо идеей построить «творческую экономику» — внутренний рынок уникальных проектов, который бы постоянно рос и обновлялся.
В Корее достаточно новых идей, готовых воплотиться в продукты, и она находится в топе стран по числу патентов на душу населения. Расти рынку товаров и услуг помогают иностранцы: они везут сюда свои деньги и интеллектуальные продукты.
Условия для бизнеса
Южная Корея привлекает стартаперов со всей планеты. Здесь они находят поддержку корейского правительства, развитую инфраструктуру, постоянный рост объема венчурного капитала и многочисленные программы-акселераторы. Если бы предприниматели были котами, в Южной Корее для них всегда была бы масленица.
Насыщенность рынка передовыми продуктами сделала свое дело: корейская аудитория стала искушенной, опытной и капризной. Бизнесмены и маркетологи уверены, что проект, снискавший общественное признание в Южной Корее, можно смело выводить на новые рынки: проверка скептицизмом пройдена.
Широкая распространенность гаджетов и скоростного интернета позволяет быстро оценить успешность мобильных приложений или сервисов. Если проект понравится корейцам, можно рассчитывать на миллионы пользователей за пару дней. Реакции пользователей и количество скачиваний моментально расскажут о перспективах мобильного стартапа. В других странах ждать реакции можно годами.
Какую нишу выбрать
Популярное направление для создания бизнеса в Южной Корее — мобильные приложения. Какие еще сферы могут рассчитывать на поддержку? В числе национальных приоритетов заявлены информационные технологии, медицина и биотехнологии, робототехника и создание строительных материалов нового поколения.
Весомую долю на рынке занимают онлайн-игры. Рынок мобильных игр расширяется ежедневно, и эксперты пока даже не решаются делать предположения о точках его насыщения. Кроме игр, много внимания уделяется разработке мессенджеров, банковских и финансовых приложений, а также созданию платформ для онлайн-магазинов. Эксперты не рекомендуют ехать в Южную Корею с проектами скидочных мобильных приложений или сервисами доставки товаров: здесь спрос и предложение уже сравнялись.
Незанятая ниша — B2B-рынок. Все крупные стартапы нацелены на потребительские рынки, перспективные B2B-проекты практически отсутствуют. Создавая стартап для взаимодействия бизнес-структур, можно действовать без оглядки на конкурентов.
Как получить визу и создать стартап
Стартапы появляются в Южной Корее чуть ли не каждый день: открыть бизнес там легко, на это редко уходит больше недели. Экзотическое государство поддерживает предпринимательские инициативы как корейцев, так и иностранцев. Чтобы получить стартап-визу, нужно иметь диплом бакалавра и зарегистрированную в Южной Корее компанию, владеть интеллектуальной собственностью и предоставить бизнес-план. Требования максимально просты и логичны, поэтому все необходимые документы у большинства претендентов уже имеются.
Проблемы с ведением бухгалтерской документации здесь отсутствуют, многие проектные команды работают без бухгалтера. Причина в активности рынка посреднических услуг: тысячи аутсорсинговых компаний готовы заниматься бухгалтерской отчетностью, налогами, подготовкой документов для создания и функционирования бизнеса. Все чеки, документирующие затраты компании, следует хранить не меньше пяти лет.
Финансирование
Основатели стартапов могут рассчитывать на активную поддержку южнокорейских венчурных фондов. Объем венчурного рынка Кореи неизменно увеличивается и уже превышает два миллиарда долларов. Государство энергично софинансирует венчурные операции: создавая многогранную венчурную экосистему, Южная Корея стремится наращивать свое присутствие на мировом рынке.
KOISRA Seed Partners — один из ключевых венчурных фондов Южной Кореи, присутствует на рынке уже десятилетие и имеет надежную репутацию. Сегодня KOISRA Seed Partners вкладывает в стартапы более 30 миллионов долларов ежегодно. Сфера интересов фонда — облачные вычисления, Big Data, 3D-печать, кибербезопасность и биотехнологии.
Для подачи заявки нужно жить в Корее, свободно владеть английским и работать над бизнес-проектом, который основан как минимум двумя учредителями. Отобранные стартапы получают финансирование, бесплатное коворкинг-пространство, советы от успешных предпринимателей, рекомендации для инвесторов и партнеров, помощь в разработке стратегии выхода на мировой рынок.
Capstone — венчурный фонд, который действует с 2008 года и успел профинансировать почти сотню успешных стартапов. Объемы инвестиций начинаются со 100 тысяч долларов и заканчиваются пятью миллионами. Львиная доля портфеля предназначена создателям игр, также высокие шансы на инвестиции имеют оригинальные интернет-сервисы.
Strong Ventures — молодая компания, сотрудничающая со стартапами начальной стадии. Предлагает начинающим предпринимателям инвестиции в 10–200 тысяч долларов в обмен на владение долей компании (от 1% до 30%). Strong Ventures охотно вкладывается в мобильный софт и финтех-концепты: приложения для денежных переводов, порталы для краудфандинга, инструменты онлайн-кредитования.
Фонд принимает проектные заявки по электронной почте и обращает внимание, что резюме длиннее трех листов организаторы не читают. Задача стартаперов — лаконично рассказать о себе и своей идее.
CCVC — венчурный фонд и акселератор, который активно взаимодействует со стартапами на посевной или ранней стадии развития, интересуется софтом и ИТ-сферой. Фонд помог вырасти десяткам стартапов, начиная от мобильных игр и площадок для онлайн-шоппинга и заканчивая проектами, связанными с интернетом вещей и Big Data.
Стартаперы проходят многэтапный конкурсный отбор, лучшие приглашаются на шестимесячные курсы ИТ-проектирования и получают доступ ко всей необходимой инфраструктуре.
Altos Ventures — венчурный фонд, который предпочитает работать с проектами, которые находятся на этапе идеи. Команда фонда финансирует небольшое количество стартапов, но крупными суммами. К сегодняшнему дню Altos Ventures инвестировал более 60 миллионов долларов в 65 проектов. Работает с ИТ-сферой и в частности с рынком программного обеспечения.
Smilegate Investment — венчурное ответвление игрового гиганта Smilegate. Компания спонсирует или приобретает перспективных игроков на рынке цифрового контента: онлайн-игр и приложений. Также в сферу интересов Smilegate Investment входят проекты, связанные с окружающей средой и возобновляемыми источниками энергии.
SL Investment — в этот фонд могут обратиться за инвестициями стартапы на всех стадиях развития. SL Investment ориентируется на биотехнологии, мобильный бизнес и потребительские продукты нового поколения. Особенно лояльно фонд относится к «зеленым» проектам, направленным на защиту окружающей среды.
Акселерационные программы
В Южной Корее действует множество акселерационных программ, готовых вкладывать свои финансовые и образовательные ресурсы в перспективные проекты.
Kstartup — крупный стартап-акселератор Южной Кореи, предоставляющий начинающим предпринимателям семинары, образовательные курсы, участие в выставках и рекомендации по привлечению инвесторов. В 2016 году прием заявок стартует в марте, лучшие проекты получат начальное финансирование, оснащенные площадки для работы и экспертную поддержку.
Samsung Accelerator — инновационное подразделение Samsung, которое инвестирует начинающие проекты. Акселератор обеспечивает стартап-команды финансами и доступом к инжиниринговой системе. Начинающие изобретатели и предприниматели могут свободно общаться с экспертами. Samsung Accelerator подчеркивает ориентацию на автономное развитие стартапов, но большинство проектов, выросших под крылом Samsung, в будущем становятся частью корпорации.
SK Planet — часть телекоммуникационного гиганта Сеула, инвестирует в развитие проектов на поздних стадиях. Среди приоритетов — связь, информационные технологии, маркетинговые коммуникации.
Future Play — акселератор не только помогает в развитии молодым проектам, но и регулярно организует шестимесячные программы для создания успешных стартапов с нуля: от идеи до бизнес-плана. Предлагает финансирование, патентную поддержку, советы от экспертов и просторные рабочие места, оснащенные передовыми инструментами (включая 3D-принтер).
Bootstrap Labs — программа, основанная уже преуспевшими стартаперами. «Мы не понаслышке знаем, с чем сталкиваются начинающие предприниматели: какие глобальные проблемы перед ними стоят, какая помощь им нужна, почему многие бросают идеи нереализованными. Мы прошли через это и созрели, чтобы инвестировать в первую очередь в перспективных людей, а не в выгодные проекты», — говорят основатели Bootstrap Labs.
Daedeok Innopolis — ИТ-городок, где более 20 лабораторий и более 40 исследовательских центров. Daedeok Innopolis называют сердцем творческой экономики. Это место привлекает начинающих предпринимателей благодаря высокой концентрации научных, технологических и человеческих ресурсов. В Daedeok Innopolis создано более 10 тысяч патентов.
Команды, работающие над ИТ-стартапами, получают налоговые льготы, экспертную поддержку и допуск к сотрудничеству с научными и инвесторскими группами. Стартаперы окружены удобной инфраструктурой: жилье разного формата, транспорт внутри городка, библиотека, фитнес-залы, больницы, даже выставочный и концертный залы.
Хабы и коворкинги
Maru180 — коворкинг-центр, расположенный в Сеуле, предлагает молодым предпринимателям арендовать помещения и пользоваться смартфонами, планшетами, компьютерами, устройствами виртуальной реальности. Здесь регулярно проходят тренинги и бизнес-классы. Заявки на аренду от команд принимаются в мае и ноябре.
Startup Alliance — мультипроект, у истоков которого государство, крупные конгломераты Южной Кореи, научные авторитеты и гуру ИТ-сферы. Стартаперы получают рабочие площади, необходимую инфраструктуру и стартовый капитал. Здесь регулярно выступают известные спикеры и проходят международные конференции.
D-Camp — крупная коворкинг-платформа в Сеуле, предлагающая технические и офисные площадки, программы развития и доступ к венчурному капиталу. Члены D-Camp устраивают круглые столы, где обсуждают проекты друг друга и делятся идеями. В коворкинге ежемесячно проходят десятки мероприятий.
Intel Innovation — кампус Intel в Сеуле. Сотрудничает с разработчиками компьютерного софта и мобильных приложений, обустроен по последнему слову техники.
Seoul Global Centre — инновационный центр, позиционирующий себя как ведущий азиатский бизнес-хаб. Предоставляет стартаперам комплексную техническую, маркетинговую и организационную поддержку. На базе центра расположены мини-представительства корейских и зарубежных венчурных фондов, позволяющие предпринимателям работать над проектами и получать финансовую поддержку в одном месте.
***
Южная Корея обогнала все страны мира по уровню развития ИТ-инфраструктуры. 80% населения активно пользуется смартфонами, средняя скорость интернета равна 50 Мбит/c, а новые тренды здесь подхватывают за считанные минуты. Основатели стартапов едут в Сеул, как на испытательный полигон для цифрового контента. Создать проект, получить стартовый капитал, проверить стартап на прочность — все возможно в Южной Корее.
© vc.ru