Зачем на фаркопе стальной шар? Это простенькое и изящное изобретение позаимствовали у природы

02.09.2022, 09:17
Вы замечали, что сцепные устройства, за которые цепляют тележку к легковой машине или внедорожнику, завершаются шаром диаметром около пяти сантиметров? Возможно, его назначение вызывало у вас любопытство.
Рома Назаров
Зачем на фаркопе стальной шар? Это простенькое и изящное изобретение позаимствовали у природы
Tony Webster / Wikipedia

Автомобиль и прицеп постоянно меняют положение друг относительно друга. Это приводит к тому, что сцепной узел постоянно перегибается.

Эти движения очень разнообразны. Вы проезжаете левый поворот — сцепка тоже изгибается влево. Правый поворот — вправо. Проезжаете горку — сцепка перегибается вверх. Впадину — вниз. Наехали на кочку одним бортом — наклоняется сначала автомобиль, потом прицеп.

Поэтому дышло (балка на передней части прицепа, за которую его крепят) и фаркоп (то самое сцепное устройство) должны оставаться сцепленными и работать под разными углами. Сцепная головка, узел на конце дышла прицепа — надевается на шар фаркопа и скользит по нему, поэтому может поворачиваться в широком диапазоне. При этом автомобиль и прицеп остаются надёжно сцепленными.

Похожим образом работают суставы живых существ. Одна кость заканчивается хрящевым шаром, вторая — сумкой из хрящей и сухожилий, и шар может крутиться в этой сумке. А чтобы он крутился только в нужном направлении, его движения ограничивают связки из сухожилий.

По тому же принципу работают большинство суставов. Photo by Lucaxx Freire on Unsplash

И в технике фаркоп — не единственное устройство, где работает этот принцип. В том же автомобиле так устроены шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) — устройство, сделавшее возможным передний привод на автомобилях.

©  Популярная Механика