Вынести пользу из плохих дизайн-идей

cover.jpg

Перевод материала менеджера по цифровой стратегии и старшего вице-президента Nielsen Norman Group Кары Пернис и Кэтрин Уайтентон — о том, как работать с отзывами о дизайне.

Руководитель зашла на какой-то сайт, и он ей так понравился, что она сделала наброски новой домашней страницы на салфетке. Разработчик остаётся допоздна на работе и добавляет новую функцию, потому что считает, что она крутая. Или менеджер по продукту настаивает на том, чтобы сделать такой же дизайн, как у конкурентов.

Если эти ситуации кажутся вам знакомыми, вы не одиноки. Большинство дизайнеров так или иначе сталкиваются с такой «помощью».

Первое желание ответить твёрдым и окончательным «нет». Но вне зависимости от того, поступают идеи от ключевого акционера или рядового сотрудника, нужно вдумчиво разобраться с ситуацией. Прежде чем реагировать, попробуйте следующие шаги.

1. Забудьте про своё эго

Пусть у вас и большой опыт в дизайне, но у вас нет монополии на хорошие идеи. Не стоит предполагать, что идея плохая, только потому, что её представили в презентации PowerPoint, а не в макете Photoshop. Различие во взглядах приводит к возникновению более эффективных идей.

Даже если у тех, кто предложил идею, мало знаний в области дизайна, у них есть другой опыт и другие знания, которых вам может не хватать. Может быть, они покажут вашу проблему с другой стороны. Не стоит душить чужую креативность, в конечном счёте это негативно повлияет на общий результат.

2. Выслушайте их

Если вы отклоняете идеи, даже не рассматривая их, люди вообще перестанут предлагать их в будущем. Даже если очевидно, что идея неверная, помните, что этот человек тоже пытается сделать дизайн лучше, пусть у него и другое видение того, что значит «лучше». Покажите, что все идеи услышаны, позволив людям:

  • объяснить свою идею;
  • объяснить ход мысли;
  • показать вам наброски или примеры.

3. Отделите предлагаемую идею от проблемы

Возможно, вы обнаружите, что предлагаемое решение не самое лучшее, но оно связано с какой-то важной проблемой в продукте. Спросите того, кто её предложил, чего он пытается добиться с помощью этой идеи. Думает ли он о новой группе пользователей или новых потребностях бизнеса. Задавайте вопросы, пока не поймёте, в чём заключается проблема.

4. Оцените потенциал

Определите и саму проблему, и плюсы предложенной идеи. Даже у плохой идеи могут быть плюсы — например, использование иконки-гамбургера на полной версии сайта затрудняет пользователям навигацию. Это очень важная причина не использовать её в дизайне.

Однако «гамбургер» на версии для десктопа представляет визуально привлекательный, лаконичный головной элемент страницы. Учтите «за» и «против», чтобы предложить приемлемый вариант, и решите, какой целью можно пожертвовать или как достичь этой же цели, но другим способом.

Подумайте над тем, чтобы совместно подготовить наброски, вместе посмотреть видеоролики на тему исследования пользователей. Или используйте любой другой вид рабочего совещания, чтобы обсудить дизайн с предложившим идею.

5. Попросите некоторое время на изучение и проработку

Объясните, что принять сейчас дизайн-решение означает, что будут пропущены такие этапы, как формирование идеи, исследование и обратная связь от пользователей. По возможности перейдите к методу дизайн-мышления, чтобы найти правильное решение проблемы, которую вы пытаетесь решить этим предложением.

В зависимости от того, насколько хорошо вы знаете своего целевого пользователя и его задачи, чтобы определить «за» и «против» идеи, вам может потребоваться:

  • Пересмотреть предыдущие исследования и понять, не тестировалась ли уже такая же идея. Если да, то какие результаты были получены.
  • Поискать руководства и методические рекомендации по юзабилити для похожих идей.
  • Создать и протестировать прототип идеи через юзабилити-тестирование или A/B-тестирование.

Издержки от принятия идеи должны включать в себя и UX-проблемы из-за возможной дезориентации пользователя и проблемы вроде нарушения графика разработки, из-за которых придётся отсрочить релиз других более важных функциональностей. Чтобы оценить большую группу идей, воспользуйтесь системой структурированной приоритизации, так вы сможете приблизительно определить ценность различных вариантов.

6. Как говорить «нет»

Если ваша оценка показала, что идею не стоит внедрять, вы можете отказать позитивно.

Признайте вклад

Не стоит выдавать призы за участие, но и не заставляйте людей чувствовать себя идиотами за попытку. Найдите то, что искренне считаете ценным в их предложении, и укажите на это.

  • «Такой дизайн может быть важен для [тип] пользователей, потому что им нужна [функциональность]».
  • «Похоже, что ты хочешь решить проблему [жалоба клиентов], которая имеет прямое отношение к важной для пользователя задаче».

Так как после этих фраз будет «но», вы должны быть искренни, когда говорите о плюсах. Иначе даже не стоит им всё это говорить.

Поделитесь, каким был ход ваших мыслей, когда вы оценивали предложение

Если люди уже настолько вовлечены в процесс, что готовы вносить предложения по дизайну, то это идеальное время, чтобы помочь им больше узнать о UX, то есть настала пора рассказать больше о пользовательском опыте своей команде.

Воспользуйтесь этими благоприятными для обучения моментами и расскажите о том, какой логикой руководствовались, когда оценивали внесённое предложение, — вместо того, чтобы просто сказать своё твёрдое «нет».

  • «Этот дизайн может быть очень важен для [тип] пользователей, потому что им нужна [функциональность]. Но у наших основных пользователей могут возникнуть проблемы с этим, потому что [причины]».
  • «Похоже, что ты хочешь решить проблему с [жалоба клиента], которая имеет отношение к важной для пользователя задаче. Приоритизация информации может помочь в таком случае, но если сделать надпись больше и сделать другой цвет, это может привести к тому, что баннер перестанут замечать. Дай мне день на исследование темы, и я подготовлю несколько альтернативных набросков».

Подумайте, как показать наброски, привести примеры, рассказать о дизайн-принципах, моделях или поделиться результатами исследований, чтобы помочь людям понять, почему дизайн может вызвать проблемы и почему другой вариант дизайна будет лучше. Относитесь к каждому взаимодействию как к возможности научить авторов предложения чему-то новому в дизайне — это прежде всего инвестиция в будущее.

7. Как говорить правду руководству

Когда клиенты или коллеги с более высокой должностью просят (или требуют) что-то особое, может быть трудно сказать «нет», даже если вы уже объяснили, почему. Но это не значит, что вы должны сдаться и продолжить работу с плохой идеей. Вместо этого обсудите идею, совсем не обязательно её сразу внедрять.

Айкидо — боевое искусство, которое пытается разрешать конфликты мирно и использует такие движения, как повороты и смещение центра тяжести, чтобы погасить энергию движений противника.

Те же принципы можно применить в разрешении вопросов в дизайне: вместо отказа от идеи согласитесь рассмотреть предложение, не обещая, что согласны её внедрить. Предложите провести рабочее совещание, где вы сможете представить варианты, с помощью которых можно достичь тех же целей и избежать плохих последствий. Например, можно сказать:

  • «Я понимаю, чего ты хочешь добиться. Позволь, я рассмотрю идею с учётом некоторых UX-исследований и моделей и попробую найти самый удачный вариант, который бы помог достичь твоей цели с учётом наших ограничений».
  • «Я бы хотел посмотреть, как это делают наши конкуренты, и убедиться, что у нас будет лучше или по крайней мере так же».
  • «Давай сначала сделаем наброски твоего предложения и ещё пару других вариантов, а затем соберём обратную связь от пользователей».

8. Предотвращение проблем через поиск заданий на разработку

Вместо того чтобы учиться грациозно отклонять плохие идеи, попробуйте направить сотрудничество внутри компании в более продуктивное русло. Вы можете извлечь максимальную выгоду, если сами будете просить каждого внести свой вклад в дизайн —, но тогда, когда это необходимо, например, во время запланированных рабочих совещаний.

Такой проактивный подход уменьшит вероятность того, что вас неожиданно попросят что-то изменить тогда, когда совсем не будет времени, чтобы эффективно оценить или внедрить идеи.

У каждого есть своя точка зрения на дизайн, что и делает работу UX-дизайнера такой сложной. Ещё хуже, если сюда примешиваются такие вещи, как политика, контроль над продуктом и графиком работ, процесс разработки, где учтены или не учтены итерации UX, или люди, которым нравится заниматься дизайном (они даже вообразили себя дизайнерами), но им не хватает реального опыта работы с UX-дизайном.

Но такое разнообразие «помощи» может стать ценным источником идей, если вы общаетесь с коллегами, рассказываете им про тонкости своей профессии и направляете их сильные стороны в нужное русло.

Наиболее эффективные UX-дизайнеры вовлекают в рабочий процесс множество людей со стороны. Они обсуждают бизнес-цели, возможности и риски разработки, приоритеты, требования и дизайн-идеи с разными членами команды и ключевыми акционерами. Привлекаемые люди работают в специализированных группах, у них совершенно разные знания о UX, разные интересы и уровни.

Развитие коммуникационных навыков важно для того, чтобы максимально использовать эти множественные источники информации, а их предложения важны, если вы хотите стать первоклассным UX-дизайнером и делать качественный дизайн.

#дизайн

©  vc.ru