Вся транспортная система города в приложении
Конспект статьи Bloomberg о Whim — сервисе подписки на общественный транспорт, велосипеды и авто, который тестируют в Хельсинки.
«Whim я загрузил осенью, а под Новый год решил продать машину. Передвигаться по городу стало легче, потому что теперь я могу легко пересаживаться с одного вида транспорта на другой. О парковке можно не думать», — рассказывает житель Хельсинки Харри Ниеминен. На своём автомобиле он ездил последние девять лет.
В зависимости от вида, ежемесячная подписка на Whim может включать в себя неограниченное количество поездок на городском транспорте, прокат велосипедов, такси для коротких поездок и аренду автомобиля.
Создатели платформы надеются со временем избавить улицы от личного транспорта, предложив местным жителям лучшую альтернативу. По словам Сампо Хиетанена, главы компании MaaS Global Oy, ответственной за Whim, сейчас разработчики пытаются ответить на вопрос: «Что может конкурировать с частным автомобилем?».
Хиетанен утверждает, что стоимость автомобиля — это 85% всех личных трат на передвижение, при этом машиной пользуются только 4% времени. Это возможность для создания более эффективного способа передвижения.
В основе приложения, изменившего жизненный уклад горожан, лежит так называемая идея о «мобильности как услуге» (mobility as a service, MaaS). Это может стать серьёзнейшим сдвигом в подходе к передвижению со времён Генри Форда и его автомобиля Model T, задавшего моду на личный транспорт.
Кати Похьянпаложурналист Bloomberg
Сегодня это направление развивается по всему миру: американская Uber и китайская DiDi Chuxing добавили в свои платформы услуги велопроката и оплаты городского транспорта. Производители автомобилей также пробуют различные варианты подписок на автомобили. По данным Bloomberg, с 2014 года в эту сферу инвестировали более $70 млрд.
Почему переворот происходит именно в Финляндии? Есть несколько причин.
- Развитая сеть городского транспорта, где операторы транспортных служб обмениваются информацией через API и разрабатывают систему электронных билетов.
- Городской центр Хельсинки находится на полуострове, с трёх сторон омываемом Балтийским морем, поэтому место для парковки (и пробок) весьма ограничено.
- Законодательная база для подобных разработок заложена в стратегии развития министерства транспорта в 2011 году.
В Хельсинки 45 тысяч пользователей Whim, из них 5000 человек пользуются подпиской.
По словам Хиетанена, чтобы сервис стал рентабельным, необходимо 3–5% местных жителей с платным тарифом. 60 тысяч пользователей в Хельсинки позволят стартапу массово скупать транспортные услуги у поставщиков и зарабатывать на индивидуальных предложениях.
За два раунда Whim привлекла около €16,5 млн инвестиций, в том числе от Toyota Financial Services и Transdev SA.
Эти деньги помогут приложению выйти за пределы Хельсинки. Сейчас компания работает в британском Бирмингеме и бельгийском Антверпене. На очереди Амстердам, Вена, Берлин и Мюнхен. Хиетанен считает, что большой потенциал есть у североамериканского рынка: «Посмотрите на Нью-Йорк. Если для нормального перемещения по городу нужно два десятка приложений, то, думается, люди будут готовы к нашему появлению».
#будущее #авто
© vc.ru