«Времена, когда Apple не допускала ошибок, давно миновали»

Журналист Джошуа Топольски критикует сегодняшний подход к дизайну в Apple.

В избранное

В избранном

Я бы не назвал «чёрный островок» на экране iPhone X необычным, интересным или даже «странным» элементом дизайна. По-моему, это откровенно плохой дизайн, а следовательно, и плохой пользовательский опыт.

То, что служит оправданием для этой дурацкой выемки — новая технология разблокировки экрана Face ID — могло бы быть реализовано и другим способом. Сейчас же мы видим на экране смартфона слепое чёрное пятно.

Очевидное визуальное уродство подрывает саму основу дизайна iPhone X («цельный экран»), а в качестве ответа на закономерно возникающие претензии пользователей Apple предлагает им функцию, о которой никто, собственно, не просил.

На самом деле, появление Face ID стало причиной дополнительных сомнений относительно безопасности. К тому же с точки зрения производительности между iPhone X и iPhone 8 Plus нет никаких различий. Единственная разница — это размер и тип экрана. Так что iPhone X стал флагманским продуктом только потому, что так захотела компания Apple.

Многие уже высказались по поводу этого недоразумения, а я всё продолжаю о нём думать. Мне бы хотелось рассматривать этот случай как компромисс, как несвойственную Apple аномалию. Но приходится быть очень осторожным, когда говоришь о таком, как о норме. Времена, когда Apple не допускала подобных ошибок, давно миновали.

Carlos Gavina @carlosgavina

Apps that embrace the notch on the new iPhone X look bad. Look better with a black background for the status bar. Q… https://t.co/RtigRcYQ5y

Tue Sep 12 19:30:56 +0000 2017

Будучи одной из первых компьютерных компаний и предоставляя своим пользователям одновременно совершенный дизайн и техническую простоту, Apple полностью перевернула наши представления о том, каким должен быть персональный компьютер.

Одно из рекламных объявлений 1992 года гласило: «Macintosh работает так, как это делал бы человек». Вы подключали мышь, нажимали на кнопку, и компьютер просто работал. Это было так непохоже на Windows с его бесконечными скачиваниями, установками и дополнительной памятью, которая должна была обеспечить бесперебойную работу.

Apple совместила потрясающую функциональность с революционным дизайном и воплотила это слияние в линейке Mac. В результате получилось нечто необыкновенное — то, чего не могла сделать ни одна компания, производящая электронику. Не удивительно, что продукты Apple стали особенно востребованы в среде художников, дизайнеров и представителей других творческих профессий.

После этого об Apple неизменно говорили, как о лучшей в своём классе, особенно когда речь заходила о совместимости дизайна оборудования и программного обеспечения. Вспомните выпуск самого первого плеера iPod в 2001 году, смартфона iPhone 4 и его последующего обновления iPhone 5.

Все критики (и я в их числе) были в восторге от дизайна Apple: находили в нём сходство с классическим фотоаппаратом Leika и не меньше восхищались замечательными программами, которые превращали обычную телефонную камеру в профессиональный инструмент фотографа.

Но времена меняются. Уже в 2013 году я писал о недостатках запутанной и визуально раздражающей операционной системы iOS 7, которая легла в основу почти всех последних разработок Apple. Этот продукт, вышедший под руководством Джони Айва, был откровенно любительским и сырым.

Айв полностью отказался от всего, что до этого было характерно для пользовательского интерфейса Apple. Он пожертвовал скевоморфизмом и текстурами реального мира для создания «чисто цифрового подхода», отказался от большинства оригинальных концепций и даже от их систематического единства.

В результате всё стало выглядеть и восприниматься совершенно по-другому. В прошлое ушли мокапы и виртуальные часы iOS от Стива Джобса, неожиданно появился набор жестов и слои, в которые никто даже не догадывался заглянуть.

Понятные кнопки превратились в загадочные символы (взять хотя бы стрелку Share), кластерное управление сменилось контекстно-свободным пространством (Control Center), и самое худшее — иконки стали ужасно некрасивыми. И с тех пор они так и не изменились.

Дело не только в том, что эти иконки воспринимаются как работа начинающего дизайнера. Вдобавок они различаются между собой. Например, иконка камеры на домашнем экране отличается от иконок камеры в других разделах операционной системы. Разве не должно быть какого-то соответствия?

Со стороны это может показаться навязчивыми придирками, но ведь это те самые детали, в которых раньше Apple никогда не ошибалась.

Jason Santa Maria @jasonsantamaria

Multitasking, tabs, Control Center, AirDrop, and general interactions are looking fantastic in iOS 7. But wow, the ugly stick.

Mon Jun 10 18:40:18 +0000 2013

И если изначально цель дизайна Apple была кристально ясной, то к середине своего существования компания словно «приболела», после чего ничто в её продуктах не ощущается и не выглядит так, как должно.

Широкие жесты — «one more things» — остались, но сама суть Apple: страсть к дизайну, непревзойдённая согласованность и принцип «это просто работает» — постепенно уходит с каждым новым продуктом. Даже евангелист Apple Джон Грубер назвал «чёрный островок» iPhone X «оскорбительным, неуклюжим и неестественным». А ведь это главный продукт Apple 2017 года.

Много воды утекло с тех пор, как Apple поражала своими «инновациями» (любимое словечко Тима Кука). Большая часть продукции, выпущенной при Куке, — это всего лишь модификации того, что было создано в эпоху Стива Джобса. Изменились размеры iPad и iPhone, появился стилус (который в течение многих лет выпускали сторонние фирмы), и конечно, заметно улучшилось разрешение у камер и экранов.

Но ведь то же самое можно сказать и про остальных участников рынка (например, у телефонов Samsung экраны не хуже, чем у iPhone). Программное обеспечение стало сложнее, но не факт, что удобнее. И даже появление Siri и развитие Maps трудно сравнить с той точностью и качеством деталей, которые наблюдаются в продуктах Google.

Пожалуй, Watch с некоторой натяжкой можно назвать первым новым продуктом со времени выпуска iPad в 2010 году. Однако, если приглядеться, это всего лишь аналог других часов, которые появились до этого (Samsung Gear, Moto 360), а разработанная Apple операционная система для этого устройства была настолько несовершенна, что компания переделала её уже спустя две версии.

Последний релиз Watch был раскритикован за несвязанные и нестабильные функции (например, LTE), а также за аккумулятор, заряда которого не хватает даже на день. Как писала в своей колонке Джоанна Стерн, после недельного тестирования этих новых моделей будущее кажется ещё дальше.

Так что, хотя Apple и считает себя производителем часов №1 в мире, это ещё не значит, что компания действительно создаёт хорошие продукты.

Хорошо, почему бы и нет?

И дело не только в аппаратном обеспечении или пользовательском интерфейсе. Нездорова сама экосистема. Ничто в ней не работает нормально. Одному Эдди Кью (старший вице-президент компании по программному обеспечению — vc.ru) известно, почему на устройствах Apple сосуществуют iTunes, Apple Music и Podcasts App и где в этой цифровой системе «плавают» ваши файлы.

ТВ-приложение то и дело пытается снять с вас деньги за ранее купленный контент, а также за кабельный канал, который давно оплачен. Можно приобрести фильмы и телешоу в приложении iTunes Store, но нельзя посмотреть их в ТВ-приложении. Полный бред.

Такое чувство, что Apple изнывает под тяжестью собственных продуктов. Она не может разорвать связь с прошлыми концепциями (iTunes этим особенно страдает) и не пытается выбрать чёткие направления дальнейшей работы (USB-C или Lightning). Вместо этого действует бессистемно, надеясь именно так решить долгосрочные проблемы.

Нет, я не пытаюсь представить, что бы со всем этим делал Стив Джобс. Я лишь говорю о том, что должно существовать какое-то цельное видение всей системы, а не отдельных её узлов. Джони Айв явно не обладает этим видением. И Фил Шиллер тоже. Даже Тим Кук — этот гуру управления цепочками поставок всех времён и народов — вряд ли сможет его выработать. Так что же мы имеем на текущий момент?

Чего ждать дальше?

Те, кто всё знает, расскажут мне о стремительном и устойчивом росте рыночной стоимости и доходов компании. Фанаты Apple будут защищать стилус, который можно зарядить, воткнув его в торец iPad, кнопку Back, нелепо застрявшую в строке состояния, систему донглов (электронных ключей) для подключения часто используемых устройств и тот самый «островок» на экране телефона за $1000.

Но на самом деле всё больше людей понимают, что Apple просто вязнет в зыбучих песках отсутствия идей — так же, как Microsoft в начале 2000-х или та же Apple в 90-е годы. Возможно, компания почивает на лаврах прошлых, кажущихся бесконечными успехов.

Все мы знаем, что угроза существованию может стать сильнейшим мотиватором для развития компании. В своё время Apple доказала это, порвав со своим прошлым и выпустив OS X, которая стала основой для iPhone и всех последующих побед.

Но за победами часто приходит удовлетворение, и в случае Apple оно проявилось в самодовольстве и самоуспокоении от бездумного дизайна. Мне кажется, что компания потеряла способность предсказывать будущее и не хочет прислушиваться к тем, кто умеет это делать. И я сомневаюсь, что она отдаёт себе отчёт, к чему это может привести.

#дизайн

©  vc.ru