Вот так должна выглядеть идеальная мобильная операционка
В последние годы отдать предпочтение iOS или Android довольно сложно. Системы развиваются параллельно, перенимают фишки друг у друга, имеют большое количество как преимуществ, так и явных недостатков.
Сложно выделить явного фаворита, который бы вырывался вперед сразу по нескольким ключевым показателям, демонстрируя, например, хорошую автономность, высокую производительность на слабом железе и эксклюзивные фишки.
Самое время пофантазировать и представить, как могла бы выглядеть идеальная мобильная операционная система, что нового получили бы пользователи и какой профит был бы от этого для разработчиков.
Хорошая ОС — модульная ОС
Если взять за основу iOS, то идеальная система в первоначальном виде могла бы выглядеть как чистый рабочий стол с одним приложением Настройки.
Именно такую основу должен предоставлять разработчик пользователю.
Голая система без лишнего хлама, сторонних программ, приложений партнеров, навязанных сервисов и прочего.
Никаких приложений Телефон, Сообщения, Почта и Браузер. Пользователь изначально должен сам определиться со сценариями использования девайса и загрузить на него соответствующее ПО.
Не нужно даже панель управления и центр уведомлений встраивать в базовую конфигурацию. Все это должно существовать в виде дополнительных подключаемых модулей.
Изначально система должна позволять смартфону или планшету включаться и выводить практически пустой рабочий стол. Остальное — на усмотрение пользователя.
Что делать с такой системой
Разработчик на старте предоставляет пользователю одно или пару приложений. Проводя аналогию с iOS, это должны быть Настройки и App Store.
В первом будут задаваться базовые параметры работы устройства, а во втором — устанавливаться новые модули.
При первом запуске система должна предлагать несколько профилей в зависимости от потребностей пользователя либо полностью ручную настройку аппарата.
Так для устройства-смартфона предложат выбрать звонилку, мессенджеры, клиенты социальных сетей, для интернет-планшета на выбор выдадут несколько браузеров и клиентов облачных сервисов, а для фото-смартфона порекомендуют крутые программы-камеры с настройками и эффектами, редакторы снимков и коллажей.
В условном App Store должны существовать целые разделы-подборки для расширения возможностей девайса в ту или иную сторону.
Зачем все это нужно
Сейчас смартфоны просто переполнены фишками и возможностями, большинство из которых являются бесполезными и используются малым процентом пользователей. Все это в сумме съедает львиную долю ресурсов смартфона и планшета, оставляя лишь часть мощности для действительно важных процессов.
При наличии модульности пользователь мог бы более гибко распределять мощность процессора, оперативную память и место на накопителе.
Только представьте отдельное меню, в котором наглядно отображается, сколько места на диске занимает каждое приложение, сколько потребляет ОЗУ и мощности процессора в активном и фоновом режимах. Это касается не только привычных сторонних приложений, но и базовых возможностей ОС.
Например, если хотим повысить производительность, можно убрать панель управления, удаление которой освободит 300–400 МБ на диске, 100–150 МБ оперативной памяти и 5–7% загрузки процессора. В качестве вытекающего недостатка придется заходить в настройки для включения и отключения модулей девайса.
Аналогично можно поступить и с центром уведомлений, доком, панелью многозадачности, голосовым ассистентом и прочими уже привычными для нас частями ОС. Хотелось бы не только иметь возможность заменить одно приложение на другое, как в Android, а напрочь отказаться от того, чем не пользуешься.
Сейчас даже в самой открытой системе при наличии всех прав все равно нельзя «убить» множество процессов и задач системы, вырезать стандартные приложения и модули.
Есть выгода и для разработчиков
Условные Apple или Google тоже получат выгоду от разработки подобной системы.
Изначально компания тратится на создание и выпуск модульной ОС, потом сокращает штат разработчиков и пару лет шлифует систему, устраняя баги и ошибки, а через 3–4 года серьезно сокращает отдел разработки, оставляя небольшую группу специалистов, занимающихся поддержанием системы.
Условная iOS X не будет требовать ежегодных апдейтов и патчей. Куку и компании не придется выдумывать «полезные» фишки для эмейзингов на WWDC.
Кризис идей мы уже увидели на прошедшей неделю назад презентации в Сан-Хосе.
Модельная система будет содержать необходимый для работы устройства минимум возможностей, а остальное будет расширяться за счет приложений. Если в Google или Apple захотят продолжить борьбу за внимание пользователей, пусть выпускают свои программы-дополнения. Если не захотят — этим займутся сторонние разработчики.
Так в компании могут сфокусироваться на выпуске железа, предложив несколько смартфонов и планшетов под разные нужды. Недорогие аппараты с небольшой производительностью для звонков и мессенджеров, камерофоны для продвинутых фото- и видеорешений, мощный аппараты с большим экраном для потребления контента и игр.
Почему все это невозможно
На такой шаг, к сожалению, не пойдет ни одна современная компания. Производители техники привыкли продавать нам кучу возможностей и фишек сразу, а мы уже пользуемся теми из них, которые считаем нужными.
Вспомните, как поступают производители автомобилей и бытовой техники. Пользователь определяется с базовым набором возможностей и подбирает под них готовое решение, а в случае необходимости всегда может докупить дополнительные опции и фишки.
Индустрия мобильных устройств сложилась иначе, компании просто выдают набор возможностей по своему усмотрению и при помощи маркетологов пытаются объяснить его полезность для пользователей.
Именно поэтому мы и не увидим модульную операционную систему с расширяемыми возможностями в ближайшие годы.