Вот когда беспилотник не может обойтись без посторонней помощи: вы точно об этом не знали

01.09.2022, 08:15
Академические исследователи считают, что полностью автономные автомобили создать невозможно. Есть ряд вполне реальных дорожных ситуаций, в которых робомобилю не обойтись без ассистента.
Рома Назаров
Вот когда беспилотник не может обойтись без посторонней помощи: вы точно об этом не знали
Steve Jurvetson / Wikipedia

Идея полной самостоятельности очень соблазнительна. Пассажир указывает пункт назначения, а дальше полагается на робота — дескать, сам разберётся.

Такой концепт описывал, например, Илон Маск, когда анонсировал автопилот Tesla. Похожую идею преследовал и «Яндекс», как минимум на ранних стадиях работы над его автономным такси. Об этом же думал и Google, первый и на сегодняшний день сильнейший эксперт по робокарам.

Однако после многих лет испытаний в самых разных условиях, долгого машинного обучения, миллионов километров по дорогам и специальным трекам беспилотники по-прежнему то и дело попадают в затруднения. Бывают казусы, когда беспилотник словно бы сходит с ума — совершает нелепые движения или стоит на месте. В конце концов, приезжают инженеры из службы поддержки и приводят машину в чувство.

Логическое противоречие

Академические исследователи обнаружили, что существуют ситуации, в которых беспилотник чисто логически не может обойтись без помощи. Ни установка более мощного компьютера, ни машинное обучение эту проблему не решают. Вот четыре примера.

Схема дорожной ситуации 1 Московский автодорожный институт МАДИ
Беспилотник (самый правый автомобиль) едет за другим авто, а между ними неожиданно вклинивается машина, въехавшая с боковой дороги. Беспилотник будет вынужден резко затормозить, причинив дискомфорт пассажирам, потому что для робота главное — поддерживать безопасную дистанцию.
Московский автодорожный институт МАДИ
Беспилотник (красный) въезжает со второстепенной дороги на главную, а по ней идёт плотный поток машин. Робомобиль так и не тронется с места, поскольку в этой ситуации безопасно встроиться в поток невозможно.
Ситуация на дороге 3 Московский автодорожный институт МАДИ
На повороте водитель синей машины выехал передними колёсами на главную дорогу, чтобы деревья не мешали обзору. Белая машина притормаживает и виляет влево. Не видя синюю машину, красный беспилотник пытается обогнать белую, когда она внезапно для него замедляется. Это создаёт аварийную ситуацию.
Ситуация на дороге 4 Московский автодорожный институт МАДИ
Перед автономным автомобилем медленно едет грузовик. Обогнать его беспилотник не сможет, потому что не видит, едут ли автомобили навстречу.

В чём корень проблемы?

Мешает ограниченная видимость. Во всех описанных ситуациях что-то мешает автопилоту увидеть помеху. А дальше вмешивается алгоритм безопасного вождения — и пошло-поехало.

Как водители-люди решают эту проблему?

Выручает свойственные homo sapiens авантюрность. Любой психически здоровый водитель время от времени выходит за рамки правил. Более того, водители постоянно учатся этому друг у друга. Если что-то загораживает обзор, мы слегка выезжаем за стоп-линию, заезжаем левыми колёсами за край своей полосы движения, совершаем другие подобные шалости. Можем рискнуть и втиснуться в соседний поток, даже если промежуток между едущими по ней машинами маловат.

Как решить эту проблему для роботов?

Конечно, никто не будет учить роботов рисковать, но это и не нужно.

  • Можно переделать развязку так, чтобы конфликт правил не возникал.
  • Автомобили надо связать в единую сеть с помощью технологий подключения. В местах с плохим обзором ставят камеры, а изображение с них передают беспилотникам. Едущие впереди автомобили передают изображение с их видеокамер едущим сзади и предупреждают о своих манёврах. Называется эта технология V2X (vehicle-to-everything).

А что ещё вы хотели бы узнать больше о V2X и беспилотниках? Напишите ваш вопрос.

©  Популярная Механика