«Внедрение "умных" технологий позволяет экономить до 30% электроэнергии и до 20% воды»
Гендиректор Национального центра информатизации Константин Солодухин о том, сколько стоит построить «умный» город в России.
Материал подготовлен при поддержке ЦИПР
С 24 по 26 мая в Иннополисе прошла конференция ЦИПР. Одним из партнеров конференции стал Национальный центр информатизации (НЦИ).
Генеральный директор НЦИ Константин Солодухин рассказал vc.ru об основных задачах НЦИ, концепции «умного» города и ожидаемых сроках её внедрения.
На каких проектах концентрируется НЦИ?
Если говорить о планах на 2017 год, то НЦИ выбрал ряд ключевых направлений развития согласно нашим компетенциям: тяжелое инженерное ПО, защищенная система хранения данных сверхбольших объемов, базовые ИТ-продукты на основе нашей операционной системы «ОСь», крупные инфраструктурные проекты в области ИТ и Business Intelligence, а также развитие несырьевого российского экспорта.
Расскажите про «ОСь». Как она будет работать и в чем её отличие от других операционных систем?
Операционная система «ОСь» (OS-RT) — это российский дистрибутив GNU/Linux. Мы разрабатываем её с 2016 года. Эта массовая ОС, которая ориентирована на открытый рынок, хотя может применяться и для спецзаказчиков. В состав разрабатываемого комплекса входят два пакета программных продуктов: «ОСь.Офисная» и «ОСь.Серверная».
Отличие решения, предлагаемого НЦИ, состоит в том, что это не просто операционная система, а, по сути, продуктовая экосистема — комплексы программного обеспечения, которые могут использоваться организациями для решения базовых задач автоматизации, снижая зависимость от иностранных решений за счет плавного перехода на российские.
Сейчас мы ведем ряд пилотных проектов для потенциальных заказчиков, решаем, что нужно доработать. В прошлом году совместно с Институтом развития интернета (ИРИ) мы создали консорциум разработчиков ПО, поскольку для решения даже базовых задач информатизации нужно объединение лучших команд, чтобы заказчики получили в итоге удобный набор продуктов.
На конференции ЦИПР мы провели совещание с представителями российских регионов, которые занимаются вопросом перехода на отечественные ИТ-решения. Пришли к выводу, что необходимо разработать правила вхождения участников в консорциум, создать единый репозиторий продуктов и типовые решения для автоматизации рабочих мест госслужащих.
Всё еще не совсем понятно, в чем кардинальное отличие «ОСи» от других? Особенно с учетом того, что она ориентирована на массовый рынок.
Открытая архитектура решения, её модульность и экосистема партнёров. Корпоративные заказчики положительно оценивают наши средства защиты информации, разграничения прав пользователей и другие модули. Кроме этого, отличительной чертой нашей ОС является возможность интеграции с ПО сторонних производителей.
При этом у нас строгие правила обновлений, мы можем оказывать техническую поддержку всех продуктов в составе комплекса и непрерывно обновляем продукт с использованием самых актуальных и стабильных версий программных пакетов (в нашем собственном репозитории продукта более 7 тысяч программных пакетов).
Каковы финансовые результаты НЦИ за 2016 год?
Консолидированная выручка НЦИ выросла за год (по сравнению с 2015 годом) в шесть раз, органический рост — почти трехкратный. Рентабельность, рассчитанная по EBITDA, в 2016 году составила 12%. Мы ожидаем, что темпы роста сохранятся.
По плану наша выручка за 2017 год должна достичь 7,5 млрд рублей.
На ЦИПР вы подписали соглашение о партнерстве с российским венчурным фондом VRTech по проекту «Умный город». Как планируете использовать технологии виртуальной реальности?
Для моделирования ситуаций, в том числе непредвиденных, и обучения персонала различных служб и ведомств. «Умный» город — один из стратегических экосистемных проектов для нас.
Что вы вообще подразумеваете, говоря о концепции «умного» города?
Если говорить о терминологии, то следует признать, что различные компании подразумевают под этим разное. Стандартного набора признаков, по которым бы определялась «интеллектуальность» городской среды, нет. Однако в целом концепция уже сложилась. В перспективе 5–7 лет мы можем сказать, как будет «интеллектуализироваться» городская среда.
Есть две составляющих популярности концепции «умного» города. Во-первых, существующие технологии позволяют собирать с помощью различных датчиков и технических устройств большие объемы данных о работе городской и региональной инфраструктуры, анализировать эти данные и давать рекомендации или управлять работой городских систем.
Вместе с тем сегодня практически у каждого жителя мегаполиса есть компьютер, ноутбук, смартфон или планшет — то есть канал быстрой и прямой коммуникации и обратной связи. И если использовать оба этих фактора, то можно, оперативно анализируя потоки информации, гибко подстраивать работу инфраструктуры под нужды жителей и бизнеса.
Во-вторых, внедрение концепции «умного» города помогает появлению дополнительных доходов в региональный или муниципальный бюджеты, а еще оптимизирует расходную часть бюджета. Одна из главных целей внедрения цифровых технологий — снижение издержек любой транзакции и повышение ее эффективности.
Работая над концепцией «умного» города, мы интегрировали в продукт пять ключевых составляющих: «Светлый город», «Безопасный город», «Интеллектуальную транспортную систему», «Экомониторинг» и «Развитие туризма».
Видите ли вы применение концепции в городах России?
Мы понимаем, что ограничение концепции административными границами города недопустимо. Мы рассматриваем концепцию именно в контексте «умного» региона, а не отдельно взятого города самого по себе. При этом наша концепция сформирована таким образом, чтобы ее можно было тиражировать во всех регионах нашей страны.
Что конкретно делает НЦИ для внедрения концепции «умного» города?
НЦИ разработало комплексный экосистемный продукт «Умный город», который планируется к внедрению в одном из регионов в ближайшее время. НЦИ выступает как в роли интегратора, «собирающего» сложный технологический пазл из отдельных частей, имеющихся у различных производителей, так и в роли ИТ-компании, разрабатывающей ПО для данного продукта.
Когда можно будет сказать, что Москва — «умный» город?
Уже сейчас. В феврале 2017 года Москва попала в финал премии «умных» городов, которую проводит форум The Internet of Cities Forum. Победителей исследовательская организация Intelligent Community Forum (ICF), которая составляла рейтинг, объявит в июне.
Международные эксперты отметили московские технопарки и технополисы, систему образования, вторую в мире по количеству точек доступа сеть Wi-Fi, систему общественных референдумов и голосований, транспортную реформу. В финал премии также попали представители Австралии, Канады, Тайваня — по два города из каждой страны.
Критериями для отбора номинантов стали уровень доступа в интернет, доступность высшего образования, политика поощрения стартапов, интерактивность городских порталов.
В начале мая аналитики Deutsche Bank дали Москве 38 место в рейтинге качества жизни в мегаполисах. Российская столица в списке оказалась выше Сингапура и Пекина. Всего в рейтинге 47 городов.
А регионы?
Из российских мегаполисов, помимо Москвы, в некоторые рейтинги «умных» городов включают и Санкт-Петербург. В опубликованном консалтинговой компанией A.T. Kearney в 2016 году индексе влиятельных глобальных городов (The Global Cities Index, GCI), обе столицы вошли в список 125 мегаполисов (18 и 68 места соответственно).
Однако иностранцы зачастую просто не знают и не интересуются российскими регионами. Поэтому в апреле этого года Департамент информационных технологий Москвы объявил, что собирает международные и российские консорциумы для создания собственного рейтинга «умных» городов.
Предполагается, что уже со следующего года рейтинг будет готовиться и вестись на постоянной основе. Посмотрим, какие критерии оценок в него войдут. В государственной программе «Цифровая экономика» говорится, что к 2025 году в как минимум 50 российских регионах будут внедрены технологические решения «умного» города.
Важно не то, как называется технология и какое место в рейтинге занимает населенный пункт, куда важнее насколько в нем комфортно жить людям.
Сколько ориентировочно стоит внедрение «умной» инфраструктуры в рамках такого мегаполиса как Москва?
Москва — совершенно особенный случай, многие решения здесь уже проходят апробацию, и поэтому многие элементы уже есть. Это одна из причин, почему НЦИ фокусируется на российских регионах. По нашим оценкам, стоимость внедрения элементов системы «умного» города для среднестатистического региона составит 3–5 млрд руб.
Из чего состоит эта сумма?
Это развертывание современной сети передачи данных, установка камер видеонаблюдения и системы видеофиксации, системы разнообразных датчиков, разработка и адаптация прикладного ПО, развертывание баз данных, строительство ситуационного центра (если необходимо) и обучение сотрудников. Словом, это большая и серьезная работа.
Где будут находиться все датчики в «умном» городе? Как будет осуществляться передача данных?
Датчики будут находиться в тех местах и на тех объектах, информация с которых важна для управления объектами инфраструктуры или важна для жителей и бизнеса. Где-то данные будут передаваться беспроводным способом, где-то проводным. Это зависит от объектов.
Какие изменения первым делом заметят жители «умного» города?
Прежде всего жители «умного» города» сразу ощутят, что руководство региона принимает в расчет их мнение и от их позиции зависит, как работают объекты инфраструктуры, региональные службы и сервисы.
Кроме того, опыт реализованных мировых проектов показывает, что внедрение технологии «умных» зданий позволяет экономить от 10 до 30% электроэнергии и до 20% воды. «Умный» транспорт на 20% уменьшает время, проведенное в дороге и на 15% снижает время поиска парковок и так далее.
Назовите три-пять компаний, которые находятся на острие и благодаря которым города России будут «умнеть». Чем конкретно занимаются эти компании?
Российские инженеры давно работают над созданием высокотехнологичной городской среды. И сейчас мы создаем вполне конкурентные решения. Поэтому я уверен, что наши города будут «умнеть» благодаря российским разработкам, например, компаний входящих в ГК «Ростех», таких как НЦИ, «Росэлектроника», ОПК, «Швабе» и «Концерн Автоматика».
© vc.ru