Вице-президент Twitter Брюс Дейсли: «Eat, sleep, work, repeat»

Как не исхудать от стресса, куда бежать от вездесущих рабочих чатов, нужен ли перерыв в разгар аврала, и как при всём этом работать втрое эффективнее, я узнал на конфренции WORK 2.0 в Лондоне. Делюсь с вами. Думаю, полезно будет всем.

Одну из самых крутых концепций — New Work Manifesto — на конференции представил Брюс Дейсли (Bruce Daisley), вице-президент Twitter. Уже на первом слайде он заявил: «Eat, sleep, work, repeat». Я тут же примерил эти слова на себя и (за редким исключением) увидел ежедневную рутину моей команды.

Манифест состоит из восьми требований, которые в комплексе сильно влияют на наши работоспособность и результаты. Услышав их, половина зала заметно погрустнела (тоже узнала в Манифесте свои будни трудоголиков).

Вот они, восемь компонентов счастья офисных сотрудников по мнению Брюса Дейсли

Я не хочу просто переводить первоисточник, так что решил дать в качестве иллюстраций собственные кейсы.

Дайте нам больше пространства

В кабинете сотрудник должен только работать с компьютером. Нужно обсудить задачи с коллегами? Кабинеты и open space лучше избегать: и сами сможете переключиться, и другим мешать не будете.

А ещё в офисе должен быть такой «оазис», где можно было бы скрыться от всех минут на 15, отдышаться и привести мысли в порядок. Кстати, 15-минутный ежечасный перерыв делает сотрудников на 23% более производительными и снижает уровень стресса на 19%. (Если узнаете, каким прибором измеряют уровень стресса на квадратный метр, то сообщите, мне тоже интересно!)

Дайте нам быть собой

Вот сейчас я приведу почти интимную историю в пример. Пару недель назад в Москве наступила жара — Ямайка на улице уже с самого утра. Я вспомнил, что недавно в офисе появился виниловый проигрыватель и захватил с собой любимую пластинку Bob Marley 1974 года. Включил негромко в офисе. Было очень круто, что у нас вообще можно так сделать и никто у виска пальцем не покрутит.

На работе мы все, как правило, надеваем «маску», и получается, что четверть жизни нам приходится быть кем угодно, только не собой.

Так что с того, если сотрудник в джинсах и кроссовках чувствует себя Стивом Джобсом и пашет так же? Какая работодателю разница, что на нём нет галстука? Человек эффективен и приносит деньги компании своим трудом. Пока это не мешает напрямую работе и не ранит чувств окружающих (в том смысле, что стирать одежду все же стоит), то пусть выглядит, как хочет, и работает, как ему удобно.

Можно — значит можно

В одной растущей иностранной компании есть редкий (пока еще) пример организации труда. Там работодателю все равно, где и когда вы работаете. Главное — делать своё дело, и делать его хорошо. Причем все равно настолько, что спрашивать разрешения уйти сегодня пораньше — почти смертный грех. Немного смешно, но проблемы те же, что и в классических компаниях, только наоборот. Если сотрудник пытается отпроситься с работы, то ему в первый раз сделают замечание, а в следующий — и на ковер могут вызвать. Дескать, не надо смущать своими старыми привычками коллектив — люди после ваших «можно выйти» начинают себя чувствовать неуютно и, того и гляди, тоже начнут отпрашиваться.

Это отличный пример того, что если работодатель что-то разрешил, то он должен последовательно придерживаться этих разрешений. Если сотрудники каждый раз вынуждены переспрашивать («кажется, это можно, но никто так не делает, поэтому я лучше спрошу»), то считайте, что права самостоятельного выбора у них на самом деле нет. Так не пойдет — вот о чем говорит манифест.

Смейтесь!

Что это за коллектив, где нельзя посмеяться над смешным роликом про котят? Смех, на самом деле, один из лучших (и точно самый дешевый) способ борьбы со стрессом и усталостью. Я очень люблю пошутить на работе. Иногда приходится сдерживаться (см. п.2), чтобы не выглядеть совсем уж несерьезным — я же руковожу целым коллективом. Но сколько раз юмор помогал мне растопить лёд в переговорах или поднять настроение сотруднику, у которого опускаются руки от усталости или сложной задачи. А еще это сплачивает. Поэтому если вам тяжело работать после шести и вы устали, а коллеги вокруг все молчат, уставившись в свои мониторы, включите им ролик про сныть или что-нибудь подобное. Эффект будет выше ваших ожиданий!)

тот самый ролик про сныть, который мы смотрели))

40 часов достаточно

Кстати, про работу после шести. Это отдельная тема. Не надо быть британским учёным, чтобы понять, что мы не «уходим» с работы на все 100%, и продолжаем круглосуточно быть на связи. У нас с собой всегда этот чертов портал в мир бизнеса — смартфон. Я помню, как 12 лет назад ехал на работу с коллегой и говорил о том, что когда я ухожу из офиса, то забываю обо всем, что меня там беспокоило. На тот момент у меня в кармане было что-то вроде Sony Erricsson T-100: белый, с монохромным экраном и голубой подсветкой. Он просто не мог меня связать с офисом: ни почты, ни мессенджеров, ни корпоративного портала и CRM.

Сейчас я нередко получаю письма от коллег после 10–11 часов вечера, а то и ночью. И рука ведь так и тянется ответить. Я тут посчитал — после 9–10 часов в офисе я в среднем еще 2–3 часа работаю дома после того, как уснет дочь. И это не «Плач Ярославны». Ученые из университета Беркли установили, что предел работоспособности мозга составляет примерно 55 часов в неделю. Если в выходные голову вообще не использовать, то может хватить на такой график, но есть риск начать гладить рубашку чайником или попытать поставить громко мяукающего кота на mute.

Манифест тут непреклонен: хватит работать после работы. Никому лучше не станет! Мозг — ресурс хоть и возобновляемый, но требующий времени для восстановления. Информация как еда — её нужно не только употреблять, но и переваривать.

Что делать? Вот в Амстердаме есть компания, где в 18:00 столы поднимаются к потолку на тросах и отключается доступ к почте. Хочешь не хочешь, а придется отдохнуть ради собственной эффективности. В некоторых офисах Volkswagen в Европе почта тоже отключается в 18:30. Вот так…

Вопрос этики

Вот с этим реально бывает сложно. Если Брюс говорит больше о вопросах равенства полов, недопустимости маскулинного образа мышления и прочих неравенств, я бы еще добавил, что глупо ждать от сотрудников честности и лояльности, если работодатель зарабатывает при помощи запрещенных приемов и коммерческого подкупа. Невозможно создать продуктивную атмосферу, когда коллектив весь пронизан слухами и сплетнями. Будьте открытыми с командой, и всё тут.

Верните свой обеденный перерыв

Еще пара пунктов, и можно будет отвлечься на суп! Если вы уже его едите, закройте этот пустопорожний блог и насладитесь обедом. Дайте мозгу подкрепиться и отвлечься. Отложите телефон и ноутбук, не ешьте на рабочем месте. Во-первых, это позволит вашему мозгу понять, что же попало к вам в желудок, а во-вторых, сократит риск залить борщом стопку свежих договоров.

И не пропускайте обед. Знаете, есть такая часть мозга, которая в ходе эволюции сформировалась довольно поздно — префронтальная кора. Так вот, её работа создает повышенное энергопотребление, которое организму нужно удовлетворять. Не поели вовремя пару раз за день, напились кофе: мозг переходит в режим экономии энергии и отключает потихоньку эту самую прожорливую часть. И вот мы уже час тупим в монитор, пытаясь закончить презентацию.

Цифровые выходные

Напоследок осталась мысль, которую я всё чаще слышу среди коллег и знакомых: нам нужен отдых от слишком умных железок. Вот давайте честно — кто из нас последний раз ездил в отпуск так, чтобы не проверять почту каждый вечер из номера отеля? Когда мы проводили выходные так, чтобы не написать сообщение в рабочий чат или не перепроверить количество лидов в CRM? Получается, что мы на работе 24/7. И это нас выматывает: выгораем, хронически устаём, и вылазки в парк с семьёй раз в неделю уже не помогают.

В некоторых офисах уже можно встретить комнаты, где нет никакой связи. Там не будет ловить телефон, нет Wi-Fi и даже проводного интернета. Такой отдых даже во время работы может помочь быть эффективнее, не отвлекаться, не превращаться в #HomoDistractus.

Что уж говорить о вечерах дома или выходных. Дайте сотрудникам право не отвечать в выходные на почту и звонки, и, вуаля, в понедельник утром они придут бодрыми и отдохнувшими, меньше будут тратить времени на пустые обсуждения и больше — на конкретные действия и решение задач.

Ничего сложно в манифесте нет. Невыполнимого — в общем-то тоже. Конечно, мы не можем на 100% ему следовать прямо с завтрашнего дня, но, мне кажется, что самое время начать. Умные люди говорят, что мы на пороге демографической ямы (если уже не в ней) и скоро квалифицированных сотрудников будет сложно найти, и еще сложнее — удержать в команде. Это значит, что на первый план выйдет нематериальная мотивация, частью которой могут стать современные подходы к рабочей среде в компании.

Если сам буду следовать этим правилам, смогу вести и дальше этот блог) В следующий раз напишу о том, как роботы сто лет не могут лишить нас работы, а ещё почему не стоит делать коворкинг сразу как только вам пришла в голову такая светлая мысль.

Константин Королёв, руководитель сети коворкингов GrowUp

©  vc.ru