Венчурный процесс глазами юриста: способы расстаться с инвестором
Партнер юридической фирмы «Зарцын, Янковский и партнеры», преподаватель юридического факультета МГУ Роман Янковский продолжает писать об инвестиционных сделках со стартапами. На этот раз он рассказал, нужно ли искать нового инвестора, если старый решил уйти, и можно ли остаться в выигрыше, если выкупить собственный бизнес под залог квартиры.
Этой статьей я заканчиваю материал о » трудном расставании» стартапера с инвестором. Напоминаю, что видео с большого обсуждения темы лежит на сайте #tceh и ждёт самых въедливых, а здесь я лишь укажу основные моменты, кратко и со своей юридической колокольни. Кто хочет глубже погрузиться в тему инвестирования — добро пожаловать на «Школу инвестиций» ФРИИ и #tceh, где детально разбираются вопросы сделок между стартапами и инвесторами.
Сам себе инвестор
Если инвестор хочет выйти из стартапа, а основатель с командой не готовы бросать бизнес, они могут рассмотреть вариант выкупить долю инвестора — management buyout, MBO. Такой вариант сулит множество преимуществ по сравнению с приходом нового инвестора. В компанию не придёт новый участник со своим видением бизнеса, сооснователи получат полный контроль и смогут спокойно зарабатывать на дивидендах. В теории.
На практике у основателей обычно нет денег: инвесторы нечасто разрешают крупные кэшауты, на дивиденды в стартапе тоже рассчитывать не приходится. Остается единственный вариант — взять денег в долг и выкупить долю инвестора (leverage buyout, LBO). Если сумма крупная, придётся взять кредит под залог стартапа — это похоже на ипотеку, только в бизнесе.
Компания растёт и развивается, кредит выплачивается из дивидендов, и очень скоро участник становится свободным владельцем на 100% прибыльного бизнеса. Конечно, звучит очень привлекательно: стартаперы не вкладывают деньги, а увеличивают долю, расплачиваясь из будущих прибылей. Этот трюк не раз проворачивали российские и зарубежные топ-менеджеры, а значит, он реально работает.
Надеваем ярмо
На практике, если у стартапа нет богатых родственников, кредит придётся брать в банке, а банки, как известно, любят считать деньги и не любят их терять. Это значит, что банк постарается свести к минимуму саму возможность неплатежей. Скажем, все дивиденды стартапа будут идти на погашение основной суммы долга: команда не сможет оставлять себе даже часть.
Технически банк сможет это сделать, переводя стартап на обслуживание у себя с условием безакцептного списания средств со счета. Разумеется, если стартап не будет начислять дивиденды в срок (даже по рыночным причинам — скажем, прибыль упадет), банк увеличит ставку или просто потребует немедленно расплатиться по долгу.
Все это время доля, под которую берется кредит, будет в залоге. Залогодержателем будет либо банк, либо предыдущий владелец — и так, пока создатель стартапа полностью не расплатится. Вдобавок к заложенной доле банк, скорее всего, потребует личное поручительство, поскольку право голоса и прибыль от реализации залога не представляют для него большого интереса. Вывод: основателю придется смириться с перспективой потерять машину или даже квартиру.
Юридические тонкости
Между тем, к залогу долей в ООО нужно основательно готовиться. Если кредитор не участвует в обществе, потребуется решение общего собрания участников, после которого залог заверяется нотариально. Всё это, конечно, работает, если залог не запрещён уставом.
По умолчанию право голоса по заложенным акциям принадлежит залогодержателю. Если доля в залоге у банка, можно не переживать о голосовании: банки редко голосуют, это не их специфика. Однако если доля выкупается в рассрочку, то залогодержателем может оказаться предыдущий владелец (вплоть до окончательной оплаты). Если им был маститый венчурный инвестор — он, скорее всего, будет голосовать заложенной долей до полной оплаты и таким образом дополнительно контролировать компанию.
Отдельные условия между банком и стартапом — например, запрет на выплату дивидендов или на непропорциональную выплату до полной оплаты долга — могут устанавливаться в корпоративном договоре. Это стало возможно сравнительно недавно, когда в Гражданский кодекс внесли поправки и разрешили участие третьих лиц в договоре между участниками общества («квазикорпоративный договор»). MBO предполагает именно такой вариант: на основании такого договора кредитор может влиять на голосование в обществе, членом которого он даже не является.
Выводы
Когда инвестор хочет выйти из стартапа, остальные участники могут:
- выйти с ним (если есть крупный покупатель);
- выкупить его долю;
- променять одного инвестора на другого.
В первом, оптимальном варианте команда наконец получит живые деньги; во втором — удешевление финансирования (вместо высоких требований инвестора — ставка по кредиту), а в перспективе полный контроль над процветающей компанией. В третьем случае, понятно, для основателей ничего не изменится.
При MBO стартаперы выкупают долю, рискуя своими деньгами и личным имуществом. Вопрос целесообразности в каждом случае будет решаться по-разному: это зависит от состояния рынка, перспектив стартапа и адекватности его основателей.
© vc.ru