В России тоже делают дроны. Но что они умеют?
Новость о «русском Халке», дроне SKYF казанского ОКБ «Авиарешения», наделала немало шума в мировых СМИ. Британское издание Daily Mail рассказало о русском беспилотнике, который способен переносить до 250 кг груза и находиться в воздухе до 8 часов.
Но SKYF — далеко не единственный беспилотник российского производства. Так, только на вооружении армии РФ состоит более 2 000 дронов, которыми управляют специалисты 36 особых подразделений. В этой статье мы собрали самых интересных «птичек», у которых наверняка большое будущее.
Тот самый «русский халк» SKYF
SKYF — универсальная авиагрузовая платформа. Разработчики подчёркивают, что не пытались сделать «модную игрушку», а отталкивались от потребностей рынка.
Дрон на каркасе из авиационного алюминиевого сплава взлетает и садится вертикально. Его назначение — доставка грузов в труднодоступные места, то есть туда, куда машиной доехать сложно. Он может участвовать в сельхозработах и даже эвакуировать людей с гор или перекрытой дороги. Вот бы на таком на работу летать!
Дрон развивает скорость до 70 км/ч и может преодолеть до 350 км с грузом массой 50 кг. Понятно, что если груз будет больше, то путь сократится. Сам дрон весит 250 кг (без учёта массы топлива).
Работает дрон не от энергии в аккумуляторе, а на 95-м бензине — бака хватает примерно на 8 часов полёта. Энергия двигателя передаётся напрямую на подъёмные и управляющие винты без дорогостоящей электрической схемы.
Конечно, что под ёлку такой «подарочек» не положишь. Размеры дрона — 5,2×2,2 м.
«Форпост» на основе Searcher Mk II и «Застава» на базе Bird Eye 400
В апреле 2009 года Минобороны РФ закупило два израильских тактических беспилотника Searcher Mk II израильской компании IAI. Стоимость каждого — 6 млн долларов.
Машины хорошо себя показали, и вскоре страны подписали контракт на 300 млн долларов (по другим данным — 400 млн) на сборку таких БПЛА на АО «Уральский завод гражданской авиации» из израильских деталей.
Российский вариант получил название «Форпост». В контракт включили и сборку мини-беспилотников «Застава» на базе Bird Eye 400.
Каждый «Форпост» стоит около 900 млн рублей, «Застава» — 49,6 млн. Характеристики «Форпоста»:
«Застава» — беспилотник, который можно перенести в двух рюкзаках. Его «фишка»: перед посадкой аппарат делает кульбит. Он переворачивается на 180 градусов в воздухе, чтобы не повредить электронику ударом о землю.
Работает БПЛА от электромотора и может до часа находиться в воздухе. Для запуска «Заставы» используют пружинную резиновую катапульту, для посадки есть небольшой парашют.
Оба дрона предназначены для разведки и корректировки огня артиллерии. Вооружение на них не устанавливается.
Тактический беспилотник «Орлан-10»
Модель выпускается серийно с 2013 года ООО «Специальный технологический центр». Его сила — в том, что управлять дроном можно с расстояния до 120 км.
«Орлан-10» весит 14 кг и способен до 16 часов находиться в воздухе. Работает он от двигателя на 95-м бензине и развивает скорость до 150 км/ч.
Беспилотником можно управлять с пульта. Другой вариант — запрограммировать его и отправить на задание. В этом случае он преодолевает до 600 км.
БПЛА нипочём дожди и пыльные бури. Поэтому российские войска активно использую «Орланы» вместе с «Форпостами» для разведки и наведения артиллерии в Сирии, да и на Донбассе их замечали.
«Гранат-6»: почти сутки в воздухе
Новая модель компании «Ижмаш — Беспилотные системы» может непрерывно находиться в воздухе до 20 часов. Масса квадрокоптера — около 40 кг, нести он может до 10 кг груза.
Основа «Граната-6» — бензиновый двигатель, соединённый с электрогенератором. Он питает четыре электромотора, соединённые с винтами. Дрон развивает скорость до 60 км/ч.
«НЕЛК-В8»: беспилотник на водородных элементах
Экспериментальный беспилотник, который работает от низкотемпературных топливных элементов. Бензин заливать не нужно — вместо бака на БПЛА установлены баллон с водородом и стартовая батарея.
В батарее происходит химическая реакция, в ходе которой вырабатывается электрический ток. Система выдаёт 1 кВт мощности и позволяет «НЕЛК-В8» продержаться в воздухе до 5 ч на 6,8-литровом баллоне водорода.
Масса «НЕЛК-8» — 12 кг. Нести он может до 3 кг груза.
Решение крутое — вибрации и шума меньше, поэтому оптика наводится точнее. Соответственно, дрон снимает чётче, а обнаружить его сложнее.
БПЛА может использовать даже сухие газы. И это позволит ему работать при очень низких температурах.
Бонус: одноразовый беспилотник «Глаз» КБ-1
АО «Конструкторское бюро — 1» разработало «индивидуальную систему оперативной рекогносцировки». Проще говоря, беспилотник, который можно использовать лишь один раз.
Устройство на дрон совсем не похоже: трубка длиной 30 см больше напоминает школьный пенал. Внутри — разгонный блок, система стабилизации и модуль съемки.
Беспилотник выстреливает на высоту до 250 м, а потом медленно снижается и снимает всё вокруг. Оператору он по Wi-Fi передаёт видео об области 700×700 м в FullHD-разрешении.
«Глаз» удобен, если нужно снять зону радиационного заражения или место активных боевых действий. Он гораздо дешевле обычных дронов, которые всё равно в таких ситуациях не выживут.
Итак, производство беспилотников в России — активно развивающаяся отрасль, в которой за место под солнцем сражаются десятки компаний. Проблема в том, что игрушек вроде DJI Phantom или Maven производители не предлагают. Поэтому знают о них лишь специалисты.
Горячие новости Apple: Facebook, ВКонтакте и Telegram