В Госдуме назвали избыточными штрафы для новостных агрегаторов
Избыточные требования
Введение дополнительной ответственности для владельцев новостных агрегаторов избыточно, следует из заключения комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству (конституционный комитет) на законопроект о новостных агрегаторах (текст есть в распоряжении РБК). Кроме того, в комитете считают, что размер штрафов, которые предлагаются в законопроекте, несоразмерен действующему Кодексу об административных правонарушениях (КоАП).
Конституционный комитет, наряду с профильным комитетом Госдумы по информационной политике, является соисполнителем по законопроекту о новостных агрегаторах, поскольку речь в нем идет о поправках в административный кодекс.
Поправки к закону «Об информации, информтехнологиях и о защите информации» и КоАП, регулирующие работу новостных агрегаторов, были внесены в Госдуму 25 февраля депутатами от комитета по СМИ Алексеем Казаковым («Справедливая Россия») и Александром Ющенко (КПРФ). Авторы законопроекта хотят обязать новостные агрегаторы проверять распространяемую информацию, следить за тем, чтобы среди материалов СМИ не появлялось экстремистских, и по запросу Роскомнадзора ограничивать доступ читателей к информации, в случае, если та нарушает законодательство. За неисполнение этих требований агрегаторам грозят штрафы от 100–200 тыс. до 5 млн руб.
Члены конституционного комитета обращают внимание, что понятие «новостной агрегатор» как таковое не закреплено ни в действующем законодательстве, ни в предложенных поправках. Это делает возможным «неоднозначное толкование законопроекта» и может привести к противоречивой правоприменительной практике, предупреждают члены комитета.
Также они считают, что законопроект Казакова и Ющенко вводит избыточную ответственность для новостных агрегаторов за отказ следовать предписаниям Роскомнадзора — согласно проекту, они должны по требованию ведомства приостанавливать распространение информации. Неисполнение предписаний государственных органов — будь то постановление, представление или решение — и без дополнительного регулирования влечет за собой наложение штрафа в рамках действующего КоАП, поэтому необходимости в дополнительном регулировании «не усматривается», говорится в записке. В нынешней редакции законопроекта невозможно определить и «объем, характер и круг» новостной информации, доступ к которой может быть ограничен по требованию Роскомнадзора, отмечают авторы заключения.
Наконец, члены конституционного комитета полагают, что штрафы, предложенные в законопроекте, несоразмерны максимально возможным размерам административных штрафов, предусмотренных в КоАП. Самые высокие штрафы законопроект предусматривает для владельцев новостных агрегаторов в случае неисполнения требований о «приведении учредительных документов в соответствие с требованиями, предусмотренными законом», — 400–500 тыс. руб. для граждан и 3–5 млн руб. — для юридических лиц. При этом, по мнению членов конституционного комитета, в законопроекте не установлены сами требования, нарушение которых будет считаться нарушением закона.
Глава комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин объяснил РБК, что перед первым чтением законопроект должен еще получить заключение профильного комитета (то есть комитета, который Левин возглавляет) и правового управления Госдумы, которое рассматривает каждый законопроект. По словам Левина, комитет по информационной политике планирует рассматривать законопроект в пятницу, 15 апреля. К этому моменту, как надеется депутат, комитет уже получит заключение от правового управления. Первое чтение законопроекта, как считает Левин, должно пройти до конца апреля.
Критиковали и ранее
Ранее отзыв на законопроект дали в Минкомсвязи. В нынешнем виде документ «может привести к существенному ограничению деятельности и даже закрытию российских сервисов поиска и агрегации новостей», писал замглавы Минкомсвязи Алексей Волин. Существенная часть трафика онлайн-СМИ приходится именно на новостные агрегаторы, соответственно, ограничение или закрытие таких сервисов приведет к падению аудитории и доходов интернет-СМИ, отмечал он. Волин указывал, что требования депутатов являются избыточными, так как новостные агрегаторы работают с информацией, ранее опубликованной в СМИ, и эта информация, в свою очередь, регулируется законом о СМИ.
Раскритиковали законопроект и участники рынка. Представители «Яндекса» неоднократно говорили, что компании не удастся соблюдать требование законопроекта о премодерации агрегируемых новостей, и не исключали, что в случае принятия законопроекта в нынешнем виде сервис «Яндекс.Новости» будет закрыт. Директор «Яндекса» по правовым вопросам Екатерина Фадеева во время обсуждения законопроекта в Госдуме настаивала, что если новостные агрегаторы хотят приравнять к СМИ, то для них должны быть предусмотрены такие же возможности освобождения от ответственности, какие действуют для СМИ в ст. 57 закона СМИ. Эта статья, в частности, снимает со СМИ ответственность за перепечатку сообщений информационных агентств в случае их недостоверности.
С тем, что введение ответственности за перепечатку информации избыточно, соглашался и Леонид Левин. «Сегодня СМИ не несут подобного рода ответственность, и все сходятся во мнении, что эта норма в любом случае должна быть исключена из законопроекта», — заявил Левин 8 апреля.
© РБК