В этом году легендарной серии гоночных игр исполняется 20 лет

Lamborghini и горный серпантин Поскольку история, как известно, крутится по спирали, самые первые части Need For Speed во многом похожи на самые последние: в них гонщики на баснословно дорогих автомобилях сражаются за лидерство на живописных трассах, время от времени сталкиваясь с полицией.

Полное название первой игры франчайза звучит как Road & Track Presents: The Need for Speed. Представленная публике как достаточно реалистичный гоночный симулятор, она была создана в содружестве с автомобильным журналом Road & Track. Однако уже к сиквелу, вышедшему в 1997-м, эта приписка навсегда отвалилась.

В первой Need For Speed было всего 10 автомобилей, включая легендарные Porsche 911 Carrera,  Lamborghini Diablo и одну секретную модель с пропеллером и самолётным двигателем.

Присутствовал в ней и довольно поверхностный режим бегства от сил правопорядка. В нём игроку необходимо было не давать полицейским обогнать себя: после трёх полученных «талонов» засчитывалось поражение.

need-for-speed-20-53762550c63f1.jpg

К третьей части 1998-го года выпуска, у которой появился подзаголовок «Hot Pursuit», тема полиции стала основной для серии, а сама игра наконец-то отбросила в сторону реализм и превратилась в полноценную аркаду. В Hot Pursuit дебютировал тюнинг: у автомобилей появились изменяемые характеристики, влияющие на управление.

Полиция в игре научилась новым трюкам вроде дорожных блоков и шипов, да и сама пересела на гоночные автомобили, чтобы ни в чём не уступать любителям быстрой езды.

need-for-speed-20-5376364ea36b6.jpg

Следом за успехом Hot Pursuit Electronic Arts ударилась в эксперименты. В 1999 году состоялся релиз Need for Speed: High Stakes. Основным блюдом в ней стали гонки один на один, где победителю доставалась машина противника (отсюда и название).

Вышедшая годом позже Need for Speed: Porsche Unleashed оказалась одной из самых оригинальных игр серии. В ней была крайне проработанная физическая модель и эксклюзивное соглашение с Porsche. В игре были представлены только автомобили этой марки с 50-х годов и до начала нулевых: их использование в проектах других издателей было запрещено. Старые фанаты серии ещё долго вспоминали Porsche Unleashed: после неё Need For Speed на долгие годы завязала с реализмом.

need-for-speed-20-5376380aae5e2.jpg

В 2002 году в серии с игрой Need For Speed: Hot Pursuit 2 дебютировала студия EA Black Box, впоследствии успевшая и побыть как в князьях, так и в грязи — к концу нулевых бывшие поклонники искренне её возненавидели.

Hot Pursuit 2 стала первой Need For Speed, в которой можно было играть за полицейского. Она ознаменовала собой конец эпохи: в следующие несколько лет серия была посвящена исключительно уличным гонкам.

need-for-speed-20-537642e455acc.jpg

Уход в андеграунд В 2001 году на экраны кинотеатров мира вышел фильм «Форсаж», моментально ставший культовым. Все его главные фетиши, включая дрэг-рейсинг (гонка по прямой на четверть мили, в которой важно правильно переключать скорости), дрифт-рэйсинг, неоновую подсветку и закись азота заботливо перенесли в Need For Speed: Underground.

need-for-speed-20-53766f6b56ddc.png

Игра, которая в 2014 году однозначно считается культовой, была прохладно встречена старыми фанатами серии, но с её помощью франчайз приобрёл ещё больше новых. 

Даже по прошествии 11 лет заглавный трек игры под названием Get Low остаётся на слуху: его переиначенный на русский манер напев «эрондондон» до сих пор является популярным мемом.

[embedded content] Помимо тюнинга в Underground появился и продвинутый моддинг: свой автомобиль можно было изменить до неузнаваемости c помощью широкого набора спойлеров, бамперов, капотов, дисков и вариантов покраски. Автопарк игры при этом резко склонило в сторону Японии: главной машиной в ней стал Nissan Skyline GT-R R-34

В Need for Speed: Undeground 2, вышедшей годом позже, успех оригинала закрепили, отказавшись от отдельных трасс в пользу целого города, в котором никогда не восходит солнце. Underground 2 стала первой игрой серии, в которой использовали приглашённую звезду:  её сюжетные ролики украшала собой модель Брук Бёрк.

need-for-speed-20-5376511d21427.jpg

Следующая часть Need For Speed вернула то, чего в играх про уличные гонки остро не хватало — полицию. Несмотря на то, что Need for Speed: Most Wantet была во многом похожа на серию Underground, акценты в ней заметно изменились. На смену вечной ночи пришла вечная осень, а главной целью игрока стало первое место в списке самых разыскиваемых уличных гонщиков.

need-for-speed-20-53766fb45ac36.jpg

После выхода Most Wanted серию начало откровенно лихорадить. Последующие Carbon (гонки в команде) и Pro Street (профессиональные гонки) были приняты публикой неоднозначно, а с выходом откровенно неудачной Need for Speed: Undercover стало понятно, что EA Black Box перестало хватать годичного цикла на создание новых игр серии.

Последнее поколение Спустя год после выхода Undercover серия вновь обратилась к реализму. Need For Speed: Shift доверили разрабатывать Slightly Mad Studios, на тот момент зарекомендовавшей себя проектами вроде GTA Legends.

Проект разрабатывался под продвинутых игроков и имел достаточный успех, чтобы в 2011 году обзавестись сиквелом. На определённом этапе предполагалось, что Electronic Arts разделит серию на две части: аркадную и реалистичную, однако Shift 2 вышел уже без слов Need For Speed в названии и стал завершением этого ответвления.

need-for-speed-20-53766fe033af3.jpg

В 2009 году также вышла MMO-версия Need For Speed с подзаголовком World, в разработке которой поучаствовала ранее изгнанная EA Black Box. Игра зарабатывает по модели free-to-play, она поддерживается и на момент написания заметки.

В 2010 году Electronic Arts решила вернуться к корням и воспользовалась услугами студии Criterion Games, известной по серии Burnout, чтобы создать ремейк Need For Speed: Hot Pursuit. Главной особенностью игры стала система Autolog, подстёгивавшая пользователя, постоянно сравнивая его результаты с показателями его друзей.

Однако, как и последующие проекты Criterion, включая ремейк Need For Speed: Most Wanted 2012 года, пресса приняла проект лучше, чем игроки. Популярность серии с каждым годом падала.

need-for-speed-20-537670953d3b4.jpg

В 2011 году студия Black Box неожиданно вернулась с проектом под названием Need For Speed: The Run, радикально отличавшимся от всех остальных игр серии. В нём нет кольцевых трасс, потому что он рассказывает об одной масштабной гонке через всю страну, сопровождая её кинематографичными сюжетными вставками. The Run не понравилась ни игрокам, ни прессе, потому что длилась всего лишь порядка 4–5 часов и при цене в 60 долларов представляла собой не самую лучшую покупку.

need-for-speed-20-5376706e06a0e.jpg

Снова с нуля В 2013 году Electronic Arts объявила о создании новой студии под названием Ghost Games, которая в дальнейшем будет заниматься развитием серии. Её Need For Speed: Rivals, созданная для консолей нового поколения PlayStation 4 и Xbox One, также была встречена прохладно, поэтому в юбилейном 2014-м году впервые за последние 13 лет ни одной части Need For Speed не выйдет: Ghost Games в очередной раз переосмысляют франчайз, чтобы вернуться на рынок в 2015 году.

need-for-speed-20-537670c813618.jpg

Весной 2014 года на экраны вышла первая экранизация этой серии игр, в российским прокате получившая название «Need For Speed: Жажда скорости». Студия DreamWorks, воспользовавшись перерывом в серии «Форсаж» от Universal, попыталась запустить свой собственный гоночный франчайз, но попытка оказалось не самой удачной.

Картина с бюджетом 66 миллионов долларов собрала в мировом прокате 202 миллиона долларов, но получила разгромную критику за глупый сценарий, мешающий наслаждаться хорошо поставленными гоночными эпизодами.

Что дальше Пока современные игроки грезят о выходе Need For Speed: Underground 3, легендарная серия всё никак не может найти своё новое «я» и теряет популярность. Отчасти это вина самой Electronic Arts и её любви к конвейерному производству, отчасти — упадка жанра в целом.

В последние годы на этом поприще имеют большой успех только консольные эксклюзивы вроде Forza Motorsport и Gran Turismo, проекты британцев из Codemasters или симуляторы-долгострои вроде Project CARS. Низкобюджетных гоночных игр практически нет, а средний класс просто исчез.

Сможет ли когда-нибудь Need For Speed вновь вернуть себе былую мощь и вновь начать с успехом выходить ежегодно, неизвестно никому. Но факт остаётся фактом: у Electronic Arts даже нет игры, чтобы отпраздновать 20-летие серии.

[embedded content]

©  TJournal