«В ближайшие 10 лет единственным конкурентом Кремниевой долины будет Пекин» — Мнение немецкого предпринимателя

Немецкий предприниматель Сириак Рёдинг написал для издания Recode колонку о стартап-индустрии Китая. Бизнесмен приехал в страну после перерыва в несколько лет и встретился с десятками инвесторов и предпринимателей. По итогам поездки он пришёл к выводу о том, что Кремниевой долине следует многому научиться у Китая.

«После того, как в 2014 году я продал свой стартап Shopkick корейской компании SK Planet и ещё год оставался его генеральным директором, я собрал сыновей и жену, и мы на три недели отправились в Пекин, Шэньчжэнь и Гонконг, надеясь лучше понять стартап-индустрию Китая, его предпринимателей и инвесторов. Я несколько лет не был в Китае, хотя 12 лет назад чуть не переехал туда, и мне было любопытно, что я увижу. Я встретился с представителями десятков стартапов, с десятками инвесторов, предпринимателей и бизнес-ангелов», — пишет Рёдинг. Встречи произвели на него воодушевляющее впечатление, и он проанализировал, чему Кремниевая долина может научиться у Китая.

f03209ab3f3142.jpg

В ближайшие 10 лет единственным конкурентом Кремниевой долины будет Пекин

«Пекин — это не просто хорошая площадка для стартапов, которая станет интересной через несколько лет. Это уже сейчас высшая лига. Стартапы могут быстро масштабироваться — на внутреннем рынке Китая есть 1,3 млрд потребителей, что вчетверо больше населения США или Европы. В США смартфонами пользуются 190 млн человек, а в Китае — 530 млн, а через три года это число составит 700 млн. Наличие большого рынка само по себе не гарантирует особых условий для развития стартапов — они обусловлены его сочетанием с чрезвычайно быстрым усвоением потребителями новых сервисов, духом предпринимательства и стремлением местных бизнесменов к масштабу», — рассказывает Рёдинг.

В Китае дела делаются быстрее, чем в Кремниевой долине

Предприниматель пишет, что в Китае новые мобильные приложения становятся массовыми даже быстрее, чем в США. «Большие стартапы здесь создаются за 3–5 лет, а в Штатах — за 5–8 лет. Предприниматели, которые пытаются ухватиться за успешную идею, стараются переиграть друг друга как можно быстрее. Баланс между работой и жизнью в китайских стартапах отсутствует. Встречи можно назначать в любое время — буквально. Моя встреча с Хьюго Барра, который управляет международной экспансией Xiaomi была назначена на 23 часа, но из-за других встреч состоялась только в полночь. При этом в 6:30 утра Хьюго должен был улететь по делам», — вспоминает автор.

Мнение о том, что китайцы клонируют западные стартапы, устарело

«Да, клонируют там, где это возможно. Но возможности для клонирования практически исчерпаны — успешные идеи уже закончились. К тому же, «клоны» часто терпят неудачу из-за отличий поведения местных потребителей. В Китае клонирование это только начало пути, но не его конец», — пишет Рёдинг. В пример он приводит китайскую компанию Meituan, которая оценивается в $20 млрд долларов. Она — как и сотни других компаний — начиналась с попытки повторить успех Groupon в 2010 году. В отличие от других стартапов, Meituan преуспела, потому что довольно быстро стала развиваться по совсем другой модели, отличной от Groupon.

Китай — источник инноваций

«Китайские предприниматели абсолютно прагматичны. Они ищут кратчайший путь к успеху. Когда клонирование исчерпало свои возможности, таким путём стали инновации. Возьмём для примера потребительских дронов. В основе тут лежат «железо» и программное обеспечение. Звучит как история для Кремниевой долины, верно? Но 70% мирового рынка потребительских дронов контролирует компания DJI из Шэньчжэня.

На создание инноваций нужно больше времени, чем на клонирование. В Пекине я встречался с молодым кандидатом наук, который на протяжении трёх последних лёт во главе группы из шести человек и почти без финансирования разрабатывал 60-киловаттный электродвигатель для машин и роботов весом в 13 килограммов. Обычные двигатели такой мощности весят 58 килограммов. Он показал мне свою разработку в багажнике машины на подземной парковке», — пишет предприниматель.

Чего не хватает китайским стартапам

«Нынешнее поколение китайских предпринимателей слишком увлечено деньгами и желанием быстро разбогатеть. Это не лучшая мотивация, если дела идут не так, как было запланировано — особенно если речь об инновационных стартапах. Но такое отношение, кажется, уходит в прошлое со вступлением в жизнь нового поколения предпринимателей, которые успели вырасти в семьях среднего класса, и быстрое обогащение не является для них главной целью. Помимо этого, китайским стартапам не хватает знаний об управлении разработкой высококачественных продуктов параллельно с быстрым ростом. Точнее, как одновременно справляться и с тем, и с другим.

Ещё одна слабость китайских стартапов — недостаток знаний о быстром и эффективном выходе на внешние рынки. Помимо культурного и языкового барьеров, наличие огромного внутреннего рынка располагает к тому, чтобы пренебречь международной экспансией», — отмечает Рёдинг.

Кремниевая долина слишком самодовольна

«Меня очень впечатлили китайские предприниматели: их дух, скорость, самоотдача, дружелюбие. Мне понравилось, что у них нет особых претензий, понравилась их самобытное отношение к бизнесу. В чём-то Кремниевая долина зажралась: это и офисы стартапов, и атмосфера закрытого клуба. Да, у Китая есть серьёзные проблемы — от свободы слова до нечестной конкуренции. Тем не менее, многому у Китая стоит поучиться. Люблю ли я Кремниевую долину и родную Германию? Конечно. И поэтому так важно посмотреть за их пределы, и вернуться домой со свежими идеями. В конце концов, предпринимательство и наука приближают будущее повсюду: в США, Европе, Китае», — подытожил Рёдинг.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться

В избр.

Ком.

©  vc.ru