Успешные и опустошенные: почему китайские предприниматели страдают от стресса и неврозов
Аналитик компании Alibaba Ян Мей опубликовала в блоге на Medium рассказ о профессиональном выгорании китайских предпринимателей. Из-за внутренней конкуренции и ухудшения экономической ситуации они становятся жертвами стрессов и депрессии, и многие вынуждены несколько лет проходить лечение в психиатрических клиниках. Редакция vc.ru публикует перевод материала.
В октябре 2016 года китайское ИТ-сообщество потрясла внезапная смерть от сердечного приступа 44-летнего основателя медицинского сервиса Chunyu Doctor Чжан Жуя. «Когда мы поженились, у него не было ни машины, ни квартиры, ни накоплений. Всего этого нет у нас и сейчас. Мы даже не смогли найти время и силы, чтобы завести детей», — написала в социальных сетях жена предпринимателя.
Эта история привлекла внимание медиа не только из-за возраста Жуя или его внешней успешности. Она произвела отрезвляющее действие на китайскую ИТ-индустрию, которая славится высоким уровнем стресса и выгорания.
Оглядываясь назад, можно было заметить все тревожные симптомы, которые привели к такому печальному концу. Чжан Жуй открыто говорил, что его компания испытывает трудности, из-за чего он страдает от тяжелых приступов тревоги. В марте 2015 года в интервью китайскому изданию Blog Weekly он сообщал, что уже два месяца мучается от бессонницы, связанной с закрытием инвестиционной сделки серии «Б».
С самого раннего утра он отправлял письма о дизайне продукта или о бизнес-модели проекта, а затем шел на встречу с инвесторами и делал вид, что все в порядке. «Тревога поглощала меня. Я не мог ни есть, ни спать — и так каждый день», — говорил Жуй.
Эпоха беспокойства
Потеря уважаемого и талантливого ИТ-предпринимателя вызвала дебаты о стрессе и выгорании в Китае. Как сказал основатель платформы Youmi Вэнь Лифен: «Однажды я проводил исследование среди предпринимателей. Собралась целая комната людей, но мало кто выглядел хорошо. Их лица и позы явно говорили о том, что они нервничают и беспокоятся. Источниками их переживаний были деньги, нападки конкурентов, проблемы в семье, конфликты с друзьями и родителями, страх перед предстоящим партнерством с бизнес-гигантами и многое другое. Внутри они чувствовали себя опустошенными, но другие люди завидовали их статусу — ведь они завоевали репутацию успешных предпринимателей и были в центре внимания».
«В сообщении компании Chunyu Doctor говорится о том, что смерть Чжан Жуя не была вызвана перенапряжением на работе. Но насколько мне известно, многие предприниматели ощущают тревогу и переутомление. Ведь они часто засиживаются допоздна или даже работают до утра», рассказывает доцент факультета Инноваций, стратегии и предпринимательства Чжэцзянского университета Чжень Гань.
На фоне заметного снижения темпов экономического развития китайские политики рассчитывают на то, что ситуацию можно исправить с помощью предпринимательства и инноваций. В этом году на Всекитайском собрании народных представителей (парламент КНР — прим.ред.) премьер Государственного Совета КНР Ли Кэцян пообещал оказать поддержку предпринимателям в интернет-эпоху: «Мы задействуем многие каналы для сокращения безработицы и поощрения предпринимательства. Мы будем помогать выпускникам университетов найти работу или давать рекомендации о том, как начать свое дело».
Если значение имеет только количество компаний, то тогда китайская ИТ-индустрия процветает. В стране происходит настоящий бум предпринимательства: в 2015 году ежедневно регистрировались 12 тысяч компаний — то есть по восемь фирм в минуту.
Однако создание благоприятного делового климата не может повлиять на проблему выгорания. Суровая реальность такова, что 80% китайских стартапов гибнут, а их средняя продолжительность жизни составляет всего три года. При этом среди студенческих компаний «уровень смертности» еще выше и оценивается в 95%. Правительство стимулирует развитие молодежного предпринимательства, но вопрос заключается в другом: выдержит ли все трудности и препятствия психика молодых предпринимателей.
«Китайские предприниматели находятся в более стрессовых условиях, чем их коллеги из Кремниевой долины, — уверен Чжень Гань. — В нашей стране недостаточно развита деловая и инновационная инфраструктура. Помимо усердной работы над продуктом, предпринимателям приходится тратить много сил и энергии на привлечение инвесторов, клиентов, поставщиков и выстраивание отношений с чиновниками».
Как только компания становится достаточно известной, основатели вынуждены лично встречаться со многими посетителями, включая представителей всех уровней власти. Многие вопросы напрямую не связаны с бизнесом или продуктами, но руководители не могут не уделять им внимания.
— Чжень Гань
Несколько интернет-предпринимателей и крупных бизнесменов рассказали о том, как сами переживали депрессию. Основатель компании Huawei Рен Женфей пережил приступ глубокой депрессии в начале 2000-х годов. В 2007 году, когда руководство Huawei принуждало добровольно уйти в отставку часть сотрудников (и в результате некоторые покончили жизнь самоубийством), Женфей писал работникам: «Я пережил серьезную депрессию и тревожный невроз. При помощи врачей и благодаря оптимизму, мне удалось победить мою болезнь».
В 2011 году клиническая депрессия была выявлена у основателя одной из старейших китайских интернет-компаний Чарльза Чженя. Лечение заняло более двух лет, и он вернулся в компанию только в 2013 году. «Успех пришел неожиданно, но я всегда хотел большего. У меня было все, но внутри меня мучила боль», — сообщил он в интервью местному телеканалу о причинах недуга.
«Мы должны думать не только о продуктах, но и о себе — проводить больше времени с семьей и друзьями. И делать это регулярно, а не тогда, когда ничего уже нельзя исправить», — отметил президент шанхайского филиала Tencent Вэнь Дон.
Опустошенность
Фиона Вэнь вернулась в Шанхай из Мельбурна, чтобы ухаживать за пожилыми родителями. Она устроилась на работу и почувствовала, как сильно изменилась ее жизнь: «В среднем я работала по 11 часов в день. Но в кризисные периоды — по 14–15 часов. В Китае работа по выходным — это норма. Прибавьте к этому два часа, которые я ежедневно тратила на дорогу. Я чувствовала себя опустошенной», — рассказывала она.
Проблема с нарушением рабочего графика стоит настолько остро, что самая крупная доска объявлений 58.com попросила своих сотрудников придерживаться «правила 996», то есть приходить на работу к 9 утра, уходить не позже 9 вечера и работать не более 6 дней в неделю.
В 2014 году сотрудники Пекинского университета провели исследование национального рынка труда. Они выяснили, что китайцы работают по 2 тысячи часов в год, что гораздо больше, чем в США (1789 часов), Великобритании (1677 часов), Японии (1729 часов) и Германии (1366 часов). «Многие люди добровольно работают допоздна. Им хочется зарыть голову в песок», — отмечает психолог-консультант из Шанхая Лин Хонджи.
Исследование, проведенное среди сотрудников 159 компаний выявило, что такие факторы, как стресс, загрязнение воздуха, неблагоприятное рабочее окружение, переработки и неправильное питание приводят к ожирению, шейному артриту и выпадению зубов.
Авторы исследования предполагают, что если отказаться от мобильных устройств перед сном, то можно заметно снизить уровень стресса: «Мобильные устройства сокращают время сна работников. 49% «белых воротничков» признались, что перед сном часто проводят время в интернете. Среди тех, кто регулярно засыпает после полуночи, 45% признались, что играют в мобильные игры».
В октябре 2016 года в Китае широко обсуждалось видео, где женщина отвлекается на телефон, а в этот момент внедорожник переезжает коляску с ее новорожденным ребенком. Это привело к общественной дискуссии о зависимости от мобильных устройств. Ожидается, что количество владельцев мобильных устройств в Китае достигнет 1,4 миллиарда человек к 2020 году. Однако уже сейчас видно, что многие попали в зависимость от своих телефонов. В Китае таких людей называют di tou zu, то есть «поколение людей с опущенной головой».
60% китайцев проверяют свой смартфон один-два раза в час, свидетельствует исследование China Mobile Consumer Survey консалтингового агенства Deloitte. 20% делают это еще чаще — более трех раз в час.
Экономический спад
В 2015 году ВВП Китая вырос всего на 6,9% — это минимальное значение за последние 25 лет. В это же время мировая экономика испытывает трудности. Издание Fortune China вместе с консалтинговым агентством из Пекина исследует влияние стресса на топ-менеджеров. В 2015 году 77,6% руководителей признались, что постоянно испытывают стресс — это самый большой показатель за 12 лет исследований.
Среди них 59,6% сообщили, что из-за стресса испытывают негативные эмоции, а 59,4% рассказали о бессоннице и других нарушениях сна. В результате исследователи выявили снижение уровня продуктивности (74,9% в 2015 году против 70,5% в 2014 году) и интереса к работе (49,4% в 2015 году против 46% в 2014 году).
Согласно опросам Gallup, проведенным в 2015 году, чувство тревоги и беспокойства достаточно распространены в китайском обществе:»27% опрошенных признались, что накануне много переживали, а 40% рассказали о том, что постоянно испытывают стресс». Относительно результатов за 2014 это увеличение на 9 и 12 процентов соответственно.
Опрос зафиксировал рост стресса среди сельских жителей: с 26% в 2014 году до 41% в 2015 году. «Сельских жителей тревожит возможное снижение их доходов в будущем. Они опасаются, что из-за развития технологий их работодателям могут потребоваться более квалифицированные сотрудники», — пишет Gallup.
Проблему усугубляет то, что на фоне снижения доходов эти люди не смогут обратиться за психологической помощью, если у них возникнут проблемы. На сегодняшний день 5,1 миллиона китайцев страдает от психических расстройств. Среди них 55% живут за чертой бедности. Более того, по данным бывшего главы Психиатрического общества Китая профессора Чжао Цзиньпиня, в двух третьих регионов страны отсутствуют психиатрические клиники и квалифицированные специалисты.
Современный кризис и традиционная мудрость
И хотя жители Китая болезненно реагируют на проблемы современности, им может помочь национальная культура, которая существует более пяти тысяч лет, и философия. Китайцы верят, что у каждого предмета есть две стороны — инь (темная) и янь (светлая), которые тесно связаны друг с другом. Взять хотя бы даосизм — духовное и философское учение. Его основоположник, Лао-цзы, писал в учении «Дао Дэ Цзин»: «Удача берет начало в неудаче, а неудача скрыта в удаче». Согласно даосизму, если человек постигнет неразрывную связь и гармонию между хорошим и плохим, то ему удастся обрести покой в мыслях.
Тай чи (также известное, как тай цзи) — это популярное китайское боевое искусство, тесно связанное с традиционной медициной и даосизмом. В последние годы большое количество китайских предпринимателей стали поклонниками тай чи. «Благодаря тай чи я узнал, как много вещей составляют единое целое, — рассказывает основатель и руководитель компании Alibaba Джек Ма. — Я узнал, как твердое и мягкое помогает друг другу, и как можно изменить динамику. И кроме того, все действия в Alibaba совершаются под влиянием тай чи».
В 2011 году Джек Ма и звезда кунг-фу Джет Ли запустили образовательный сервис Taiji Zen, чтобы «распространять здоровье и счастье для всех». «Это гораздо более простой и популярный формат тай чи. Но даже после тяжелого дня на работе я чувствую себя хорошо и могу бороться со стрессом. Мое тело и ум получают шанс расслабиться», — рассказывает одна из студенток Taiji Zen.
По мнению Ма, в ближайшие десятилетия Alibaba будет расти, благодаря большим инвестициям в здравоохранение, развлечение и спорт. Он называет это »2H-стратегией» — поощрение здоровья и счастья (health and happiness в оригинальном тексте — прим. ред.). По прогнозам, к 2030 году рынок услуг в области здравоохранения в Китае будет оцениваться в 16 триллионов юаней (148,8 триллионов рублей — прим. ред.)
В октябре 2016 годакитайское правительство представило план развития государственной политики в области здравоохранения до 2030 года. Оно объявило, что в центре принятия политических решений будут стоять «вопросы, связанные с поддержанием здоровья нации, продвижением здорового образа жизни и оптимизации системы здравоохранения».
Однако, может жителям Китая и не нужно заглядывать так далеко, чтобы найти решение проблем? Возможно, духовные практики помогли бы и предпринимателям, и родителям, зависимым от мобильных устройств, найти решение их физических и психологических проблем.
© vc.ru