Уроки импровизации и другие способы развить навык публичных выступлений и генерации идей — Методы российских агентств
Американский актер и сценарист Джерри Сайнфелд заявил на одном из своих шоу, что публичные выступления являются людским страхом №1, и даже смерть находится на втором месте. Чтобы побороть эту боязнь и сделать своих сотрудников более уверенными во время презентаций перед клиентами, руководители американского агентства Horizon Media устраивают в офисе классы импровизации с приглашением разных стендап-комиков.
Редакция vc.ru узнала, какие приемы используют российские рекламные компании, чтобы развиваться в новых направлениях и придумывать идеи для роликов и объявлений.
Мероприятия в Horizon Media проходят следующим образом: десять участников делятся на несколько групп и в течение 90 минут решают какую-то задачу — придумывают речь для выступления, играют в групповую игру или создают смешную историю. «Это не урок по разработке презентации, когда каждый должен выступить, — сказал бренд-стратег Horizon Media Челси Рэмси. — Это способ выйти из зоны комфорта, прислушиваясь друг к другу и поддерживая».
Руководители агентства отмечают, что главное преимущество метода — возможность по-новому применить творчество и снять стресс после напряженной работы. Ранее Рэмси инициировала внедрение упражнения для новых работников — они должны были за короткое время составить план по покупке рекламы.
Редакция vc.ru попросила представителей российских агентств рассказать, какие неформальные мероприятия они устраивают для стимулирования сотрудников на создание новых идей.
![f36d7012f3c0ea.jpg](https://static40.siliconrus.cmtt.ru/paper-media/d2/d1/cf/f36d7012f3c0ea.jpg)
Большинство из нас приходит на работу после выходных, мыслями ещё оставаясь у себя дома или на отдыхе. И конечно, утром в понедельник, открыв свою почту, человек увидит массу задач, которые вряд ли будут пересекаться с тем, что он делал предыдущие пару дней.
И пока весь офис начинает просыпаться, раскачиваться, вспоминать прошлую неделю, двое коллег оборудуют сцену для выступления прямо в центре рабочего пространства Hungry Boys. Ровно в 12:00 загорается проектор, приглушается свет, всё агентство занимает зрительские места, а креативный директор объявляет о проведении еженедельного мероприятия, которое мы называем Cannes Boost.
Двое сотрудников заранее записываются, чтобы стать спикерами, отбирают около 15–20 фестивальных работ, анализируют их, думают о том, что они могут поведать о кейсах с точки зрения своей специализации, и выступают перед всем агентством.
Каждая неделя начинается с вдохновляющего часового перфоманса и показа крутых интересных мировых кейсов. Помимо того, что всё агентство заряжается желанием делать проекты международного уровня и масштаба, сами спикеры получают возможность вырасти в глазах коллектива, показать себя с новой стороны и побыть в центре внимания.
Так мы выяснили, что одни смотрят только ТВ-ролики, а другие — только SMM-механики. Благодаря этим встречам арт-директора стали лучше понимать копирайтеров и все, наконец, поняли стратегов. Это хорошая зарядка, которая помогает осознать, какой интересной работой мы занимаемся, и держать глаза горящими, даже когда отечественный рынок страдает от недостатка качественных интересных идей.
Также в Hungry Boys есть традиция: если сотрудник съездил на какой-то фестиваль, сходил на конференцию или узнал то, что может быть интересно другим, то он должен сделать об этом презентацию. Компания обеспечивает его местом, где можно об этом рассказать, и пиццей на всю команду.
Кроме этого, агентство устраивает школу Grape School, которую могут посещать все желающие вне зависимости от возраста. На лекциях спикеры рассказывают об основах digital, SMM и дизайна. К обсуждениям приглашаются гости из разных профессиональных областей. «Таким образом, здесь наши ребята тоже могут тренировать свои ораторские навыки, а все желающие — узнавать новое и становиться ближе к миру рекламы», — говорит PR-менеджер Hungry Boys Алёна Шакирова.
![4960c0b7b31425.jpg](https://static40.siliconrus.cmtt.ru/paper-media/71/38/45/4960c0b7b31425.jpg)
Мы практиковали театральные импровизации в этом году — во время выездного лагеря по развитию прикладной креативности MOST Creative Camp. Считаем эксперимент успешным. И дело даже не в том, что импровизации помогают раскрепостить конкретного человека или объединить группу людей. В нашем случае мы использовали их для тренировки навыка сторителлинга, потому что любая коммуникация (в особенности рекламная) — это попытка рассказать историю.
Копирайтеры и сценаристы не из театральной среды часто создают плоских персонажей, просто потому что видят сферического представителя целевой аудитории в вакууме. Они не могут придумать глубокий и интересный характер, не могут вжиться в роль — вспомните любую рекламу майонеза со счастливыми семьями и пустыми диалогами.
Однако на театральных импровизациях вы просто обязаны продумать своего персонажа, понять его проблему, задачу и сверхзадачу. Потому что в противном случае никакой импровизации не получится. Вашего героя просто ничего не будет двигать вперед, не давать повода для взаимодействия с другими персонажами. А теперь просто замените слово «герой» на «представителя целевой аудитории», «лидера мнений» или «конкурента».
Для бизнеса это означает, что вы будете лучше понимать тех, с кем работаете, и тех, кому вы предлагаете свои услуги. Вы будете строже оценивать работу рекламных агентств или своего отдела маркетинга и если повезет, то сможете узнать что-нибудь новое и про себя.
Но если работать в комплексе над навыком разработки идеи, одной театральной импровизации недостаточно. Для того, чтобы прокачивать умение придумывать, мы используем десятки разных упражнений: на развитие ассоциативного мышления, гибкости, оригинальности, беглости мышления. И, конечно, важно развивать эрудицию.
Упражнения могут быть, например, такими:
1. Берем старую фотографию и пытаемся придумать к ней подпись так, чтобы зритель мог по-новому взглянуть на фото. Это комплексная тренировка и беглости, и гибкости, и оригинальности.
2. Разбиваемся на команды. Каждая придумывает по два эпитета. Потом собираем все эпитеты и пытаемся найти то, что они могут описывать. Например, одна команда написала «черный» и «колючий», а другая — «вязкий» и «живой». Попробуйте придумать: что может быть одновременно черным, колючим, вязким и живым.
3. Для тренировки ассоциативного мышления хорошо подходят друдлы.
![60abebbc91a573.jpg](https://static43.siliconrus.cmtt.ru/paper-media/f1/4c/12/60abebbc91a573.jpg)
У нас традиционно принято считать, что технологические компании — это царство гиков-интровертов: неформальный дресс-код, красные глаза как примета профессионала, специфический юмор в духе «Теории большого взрыва» и всё такое. Так было когда-то, но мы видим, как эта парадигма на глазах меняется.
Наш пресловутый программатик сделал практически невозможное: соединил модных диджитальщиков и совсем немодных нёрдов — получилась гремучая смесь «новых хипстеров», легитимизовавших и утвердивших ультрамодное «smart».
Сегодняшние герои программатика днём драйвят рынок интернет-рекламы и ломают его шаблоны, а вечером садятся на веспы и едут преподавать в государственные вузы или тусить в Парк Горького. Компания понимает, что в мотивации таких людей большое место занимает возможность саморазвития, поэтому регулярное обучение сотрудников — это обязательный пункт корпоративной стратегии и такое же неотъемлемое право личности, как и утренний эспрессо.
К слову, каждый волен прокачивать те знания и навыки, которые сочтет полезными для своего профессионального и личностного роста, без ограничений по должностной иерархии или направлению своей текущей деятельности в компании. Мы практиковали еженедельные встречи, где каждый мог блеснуть ораторским искусством, рассказав о любой близкой ему теме, но обязательно в интересном для всех ключе.
Был и формат мастер-классов с преподавателем по ораторскому мастерству, и занятия по практике осознанности, и коуч-программы по типологиям личности, и игры в «мафию», и даже полутеатральные постановки Чехова на английском. Кто-то сочтет это излишней внутрикорпоративной работой в период, когда экономику штормит, а для кого-то, как и для нас, формирование среды, комфортной для развития, проявление личной инициативы и раскрытия потенциала сотрудников — это вполне рациональный выбор. Инвестиции в людей, стремящихся самореализоваться в компании, имеют высокие шансы окупиться.
![3142fc4a8b4b94.jpg](https://static48.siliconrus.cmtt.ru/paper-media/3f/ad/7e/3142fc4a8b4b94.jpg)
Идея, описанная в Digiday, хорошая, хоть и не новая. Многие агентства отправляют своих сотрудников на курсы и тренинги, чтобы повысить те или иные навыки. Некоторые компании проводят так называемые «креативные завтраки», на которые приглашают интересных людей разных профессий, чтобы те поделились своими знаниями и интересными фактами о своей работе. Всё это при желании самих сотрудников здорово развивает.
Если говорить о Little Big Agency, то мы со стратегическим директором Максом Юриным отрабатываем навык публичных выступлений по много раз в год, преподавая на SMM-интенсивах и выступая на профильных конференциях. Это помогает эффективнее презентовать клиенту новые идеи, ведь на все встречи соучередители агентства ездят лично.
Также я предпринимаю попытки развития Little Big News — некого юмористически-новостного шоу про digital-индустрию в целом. Пробую различные форматы (видеоблог, репортаж). Из последнего –— наш ролик с конференции «Креатив и эмоции в PR».
В самое ближайшее время мы запустим шоу в прямом эфире через трансляции в Facebook и специальный софт. Будем обсуждать актуальные новости, проблемы, звонить гостям и общаться со зрителями вживую. Такие активности помогают нам осваивать новые форматы и получать бесценный опыт. А еще это просто интересно и весело (по крайней мере, нам).
![efa4a3b168e564.jpg](https://static40.siliconrus.cmtt.ru/paper-media/07/0c/64/efa4a3b168e564.jpg)
Вдохновение и мотивация творческой команды всегда в дефиците, потому что любые инициативы и новые драйверы со временем превращаются в рутину. Нам приходится бесконечно изобретать все более сильный «мельдоний», беря на вооружение культуру, амбиции, спорт, деньги и так далее. Сейчас, на волне всеобщего стремления к самообразованию, многие компании организуют активности, связанные с получением новых знаний.
Чтобы вдохновить наших дизайнеров, арт-директоров и руководителей проектов (да-да, менеджеры тоже очень даже должны быть вдохновлены своей работой), мы организуем открытые лекции в формате «не отходя от рабочего места». Зовём интересных профессионалов из нашей и смежных индустрий, у которых наши ребята хотят чему-то поучиться или с которыми просто хотят пообщаться-подискутировать. Темы самые разные. Например, недавно говорили об особенностях визуальной культуры Вьетнама. Но в разное время обсуждали и защиту интеллектуальной собственности, и каллиграфию, и эксперименты социальной психологии.
Возможно, даже более важным источником вдохновения для сотрудников мы считаем подготовку собственных лекций и мастер-классов. Готовясь к выступлению на публике, человек структурирует информацию в голове, делает какие-то открытия и выводы, которые в дальнейшем оказываются полезны для работы. Поэтому у нас в агентстве нет одного «дежурного» спикера, как в большинстве компаний в нашей сфере.
У нас почти все сотрудники — яркие спикеры. И когда мы получаем приглашения от различных конференций, форумов или выставок (а получаем мы их немало), смотрим, кому из ребят ближе и интереснее тематика мероприятия, кто сможет больше других почерпнуть для себя в процессе подготовки.
Похожая история и с образовательными проектами. Когда нас зовут провести занятия или поучаствовать в работе жюри на студенческих защитах (к примеру, в Высшей школе брендинга), представителем Depot WPF может стать не только креативный директор, но и руководитель проектов. Хотя, как бы это странно ни звучало, больше всего творческих людей вдохновляет сама работа. По-настоящему драйвит возможность участвовать в ярких проектах, которые становятся громкими событиями в индустрии и получают признание (в СМИ, среди коллег, на фестивалях, в растущих показателях продаж наших клиентов). Именно за этим приходят в агентство.
![9627b380d67043.jpg](https://static40.siliconrus.cmtt.ru/paper-media/b9/7b/c9/9627b380d67043.jpg)
Два года назад мы поставили для себя цель стать одним из лучших стратегических агентств и начали всячески инвестировать в развитие этой экспертизы у ключевых сотрудников. Когда с нами работал бизнес-консультант по этому направлению, мы позвали часть команды участвовать в этом процессе в формате аквариума — чтобы они видели, как мы приходим к тем или иным решениям, почему агентство будет развиваться в эту сторону и как устроен бизнес.
С другой стороны, я стараюсь приглашать на проекты самых разных стратегов, чтобы мы смотрели и учились разным подходам. Например, мы уже поработали со стратегами из Франции и Великобритании, а потом начали дружно использовать наработки, которые остались от этого процесса.
Когда несколько лет назад я стал погружаться в вопрос стратегий, я понял, что это так же, как с иллюстраторами — у каждого свой стиль, и нет универсальной классной стратегии. Всё очень индивидуально. Тут вопрос в том, как увидеть в брифе, что нужен именно этот человек с этим стилем.
Например, есть стратег, которая очень здорово находит женские инсайты — так точно пишет, что все девочки начинают кивать головами. А есть тот, который может построить ROI-модель в сложной CRM-программе (он как раз из Великобритании). А есть хороший медийный стратег, который находит очень неожиданные тачпоинты и доказывает, что через них KPI будет эффективнее. Есть еще один, который очень круто строит сегментацию аудитории из TNS — анализирует, как и в каких digital-каналах существует каждый сегмент.
Когда ты смотришь, как работает каждый из них, у команды тоже сильно расширяется кругозор и улучшается понимание того, как можно решить тот или иной вопрос. Всё это звучит не так весело, как пригласить комика, но именно этому мы сейчас хотим научиться.
Присылайте свои колонки и кейсы о рекламе и маркетинге на digital@vc.ru.
В избр.
Ком.
© vc.ru