Удивительные механические скульптуры Криса Фитча

Живая природа способна стать для художника неиссякаемым источником вдохновения. А когда интерес к протекающим в ней процессам сочетается с открытостью сознания и любовью к экспериментам, можно рассчитывать на появление действительно талантливых и оригинальных работ. Творчество американского скульптора Криса Фитча — еще одно тому подтверждение.
a7970dbeda2b26d90a30f988d25c5a2a_cropped
Татьяна Алексеева
25 января 2018 09:00

Обсудить 0

«Глядя на мир, я вижу примеры моделей, действий и историй, прокладывающие связи сквозь время и пространство, — не без пафоса говорит Фитч о своем творческом подходе. — Изучая формы, существующие в живой природе, я нахожу решения для инженерных задач, предлагаемые самой эволюцией. Взирая на человечество, я поражаюсь тому, до какой степени одни и те же истории повторяются в рамках бесконечных поведенческих циклов».

Tantalus Mackerel («Танталова макрель», 2005). Работа состоит из двух основных частей: собственно картины и демонстративно огромного механизма, приводящего ее в движение. На картине катятся волны, а маленькая макрель прыгает за жучком, безрезультатно пытаясь поймать его ртом — самые настоящие танталовы муки. Значительно интереснее рассматривать оживляющий сценку механизм: у каждой из деталей (рыбка, жучок, волны) свой привод, тесно связанный с другими.

Современные технологии предлагают художнику практически неограниченную палитру возможностей, причем речь идет как о сугубо технических средствах, так и об инструментах информационного поля. Крис Фитч старается использовать эти возможности по полной программе, смешивая и расширяя традиционные категории искусства. По его словам, именно это и делает работу современного скульптора такой захватывающей. Каждая его скульптура построена по своим правилам и использует свой набор выразительных средств. Художник чувствует себя абсолютно свободным при выборе материалов, тем и техники исполнения. Впрочем, свобода — это жизненное кредо Фитча, которое распространяется на самые разные сферы его деятельности. Он не привык ограничивать себя искусственными рамками и мыслить стереотипами, и это чувствуется во всем.

Имя, фамилия: Крис Фитч // Год рождения: 1966 // Место жительства: Арлингтон (США) // Образование (если есть высшее): Йельский университет // Род занятий: скульптор, инженер // Творческое кредо: Если мне удаётся найти баланс между элегантностью, юмором и меланхолией, я называю этот день удачным.

Движение — жизнь

Тем не менее в творчестве Фитча все же прослеживается ряд повторяющихся принципов, среди которых сам художник выделяет один: «Я стараюсь, чтобы все мои работы двигались». Действительно, именно кинетика лежит в основе его творческого подхода. Как и многое другое, он заимствует ее непосредственно у матери-природы. Иногда движение начинает превалировать над всем остальным, и тогда на задний план отходит даже первоначальная сюжетная задумка. В таких случаях Фитч старается добавить в свою скульптурную композицию больше ритмической сложности, тем самым делая ее ближе к таким художественным жанрам, как танец или музыка, нежели к изобразительному искусству в его изначальном значении.

Spring («Весна», 2010). На фотографиях изображена не окончательная версия работы, снабжённая пьедесталом и приводом, а два прототипа — они показались нам весьма эффектными.

Часто подобные абстракции являются непосредственным продолжением природных ритмов, таких как стук дождя или движение пузырьков воздуха, поднимающихся в толще воды. Чего стоит только его работа «Поле» (Field, 1994), передающая дрожание травинки на ветру. «Инженерное мастерство матери-природы», как называет это сам Фитч, никогда не оставляет его равнодушным, и он, тоже «инженер и танцор в душе», не в состоянии остановить свою руку в попытках повторить ее естественную хореографию, руководящую всем в этом мире — от раскрывающихся листьев папоротника до движений танца живота. При этом, по словам Фитча, он знает свое место. И, приступая к каждой новой работе, старается не забывать о скромности и чувстве юмора.

Крис говорит, что в названии этой работы заключены равно и «весна», и «пружина», поскольку она представляет собой абстракцию, способную разворачиваться из клубка в раскрытую форму, символизируя новое начало, новые возможности. Отношение деталей «гусеницы» взято из дикой природы, плюс Крис руководствовался при расчётах «золотым сечением». Итоговая работа получилась ближе к прототипу №1 (вверху), но деревянный прототип №2 столь эффектен сам по себе, что «тянет» на полноценное произведение искусства.

Вдохновение повсюду

Личность Криса Фитча и его жизненный опыт сами по себе интересны. Будущий скульптор появился на свет в американском городке Фарго (Северная Дакота) в 1966 году, но прожить там ему довелось недолго. Вскоре после рождения сына семья перебралась в Коннектикут, где занялась кукольным театром. Пока взрослые посвящали себя этому делу, юный Крис бродил по окрестным лесам, вбирая в себя ритмы живой природы, которые сегодня так хорошо ощущаются в его работах.

Окончив Йельский университет в 1988 году, Крис Фитч практически сразу удостоился престижной премии в сфере искусств Jonathan Edwards Arts Prize. Это положило начало широкому признанию, в скором времени достигшему международного уровня. Совсем недавно Фитч стал лауреатом премии Osaka Triennial в номинации «Леонардо да Винчи этого века», и сегодня его работы выставляются по всему миру.

Field («Поле», 1994). Работа создана под влиянием огромного травяного поля, колышущегося под ветром. В ней Фитч попытался сымитировать механическим образом движение одной-единственной травинки, оторванной от своих собратьев, плавное и неторопливое. Получилось на удивление реалистично.

Помимо наглядных примеров и вдохновения, которое он черпает в естественной природной среде, Фитч с ранних лет живо интересуется музыкой, танцами и машиностроением. Все это тоже находит непосредственное отражение в его кинетических скульптурах. Причем для самого художника всякий создаваемый им механизм — это не просто абстрактная инсталляция, а объект с глубоким философским подтекстом. В том, как простой поворот ручки или работа мотора превращаются в движение птичьего когтя или причудливую «хореографию» рыбы, подпрыгивающей на волнах в погоне за насекомым, Фитч видит нечто принципиально важное. По его мнению, это очень хорошо отражает состояние любого живого существа в рамках его жизненного пути. Цикличное движение, напоминающее вращение веретена, словно прядет свои истории или рождает сложные абстрактные ритмы.

Sigh («Вздох», 1994). Видимо, это одна из наиболее «природных» работ Фитча. Механическая орхидея, мирно сидящая в своём бронзовом горшке, внезапно начинает «вздыхать» всем своим естеством. Двадцать пять движущихся элементов орхидеи, большая часть которых приходится на бутон, создают практически идеальное ощущение реальности. «Вздыхающий» цветов по словам скульптора символизирует меланхолию, ностальгию природного создания по естественной среде. В этом есть некий сверхконфликт, поскольку орхидея на самом деле металлическая, и вся её печаль — не более чем имитация.

Надо заметить, что о богатстве возможностей Фитч может судить с хорошим знанием дела. Помимо увлечения кинетическими скульптурами он успевает проявлять себя и во многих других областях. Так, существенное место в его творческом багаже занимают кукольная анимация и кукольный театр, дизайн учебно-методических инструментов в области науки и математического образования, научные музейные выставки и независимое изобретательство.

Скорпионы и акулы

Вообще, творческий путь Криса Фитча имеет сложную, запутанную траекторию — это скорее гигантская загогулина, нежели прямая линия, плавно восходящая вверх. Ему довелось проектировать автоматические производственные линии на фабрике игрушек, совместно с братом управлять агентством экстремальных развлечений, создавать такие удивительные объекты, как гигантская муха, пробивающая стену ночного клуба и кружащая по помещению со скоростью 25 миль в час, или акула, атакующая модный ресторан. Он занимался дизайном спортивных площадок и выходил на парижские улицы с инструментами, сделанными из местного мусора. Архитектурное моделирование, ландшафтный дизайн, проектирование фонтанов, разработка мебели и систем освещения для жилых помещений — опыт работы во всех этих сферах занимает значительное место в его резюме.

Сложные игрушки

ebcb3f9176b87b5c11b972b8ed8bfd99_fitted_

Особое место в деятельности Криса Фитча всегда занимали куклы — работу кукольного театра он мог наблюдать с самого раннего детства. А в дальнейшем в его жизнь пришла кукольная анимация и вскоре заняла в ней не менее прочную позицию. На протяжении шести лет Фитч работал над созданием кукол для ведущей американской анимационной студии. Он изобретал крепления и каркасные системы для данной индустрии и организовывал мастерские, специализировавшиеся на некоторых из её узких направлений.

Недавно он представил публике миниатюрный кукольный театр, созданный им для гастролей спектакля «Петя и волк», премьера которого состоялась в 2008 году в концертном зале Уолта Диснея Лос-Анджелесской филармонии. Вслед за этим Фитч продолжил изучение новых форм кукольного театра. Совместно с симфоническим оркестром Мэрилендского университета он занимается постановкой «Петрушки» Стравинского, а с Массачусетским технологическим институтом и Underground Railway Theater — пьесой «Жизнь Галилея» Бертольда Брехта.

Petrouchka Puppet («Петрушка», 2008) работает умеет выполнять па из одноименного балета Стравинского.


А еще Крис Фитч успел поучиться музыке, причем не где-нибудь, а в Западной Африке. Он заявляет о себе как о ценителе экспериментальной еды и, живо интересуясь всем необычным, пробует на вкус тарантулов и скорпионов, редких морских гадов и жареную саранчу. В погоне за солнечным затмением его заносит в перуанскую высокогорную пустыню, а в поисках редких орхидей — в джунгли Юго-Восточной Азии. Он путешествует по подземным рекам, экипированный одним лишь фонариком, и владеет горловым пением не хуже любого тувинца.

Dogfish Eat Dogfish («Морская собака есть морскую собаку», 2005) — ещё одна «рыбная» работа Криса Фитча. Скульптор создал целую серию механизмов, имитирующих поведение рыб в различных ситуациях. В данном случае два катрана (или морских собаки — это разновидность небольших акул) бесконечно гоняются друг за другом. В названии скульптуры обыграна английская идиома Dog Eat Dog, характеризующая очень высокую конкуренцию в какой-либо отрасли.

Фитч никогда не устает экспериментировать. Вдохновляющий пример его творческой реализации — ряд инсталляций в стиле Руба Голдберга. Все они построены на принципе цепной реакции, когда к выполнению простой операции приводит сложная последовательность действий, обусловленных одно другим. В числе последних проектов Криса Фитча — электронная скульптура, предназначенная для Музея изобретений Хартфордского научного центра. И кажется, даже провидению неизвестно, в каких еще областях творчества ему предстоит оставить свой след.

©  Популярная Механика