Группа европейских учёных опубликовала самую подробную геологическую карту Oxia Planum — места посадки марсохода Европейского Космического Агентства (ESA) «Розалинда Франклин» на Марс. Этот инструмент позволит марсоходу изучить некогда богатую водой местность и обнаружить признаки прошлой жизни.

Карта предоставила учёным фору для подготовки к посадке марсохода в 2030 году. За четыре года работы на этой карте обозначено 15 объектов с характерными геологическими особенностями, которые помогут определить стратегию исследования района, интерпретации данных и сбора доказательств прежней жизни.

Учёные создали подробную карту Oxia Planum для будущего марсохода «Розалинда Франклин»Фрагмент подробной геологическая карты Oxia Planum. Источник: ESA

Оxia Planum расположена недалеко от марсианского экватора и состоит из осадочных отложений возрастом около четырёх миллиардов лет. В геологическом масштабе это будет старейшая посадочная площадка, которую посетит марсоход. Этот район богат глинистыми минералами, которые образовались при наличии воды. Их исследование хорошо подходит для поиска свидетельств древних форм жизни.

Во время карантина, вызванного пандемией COVID-19, учёные из группы «Розалинды Франклин» разработали онлайн-программу для 80 добровольцев, которые помогли нанести выбранные места посадки на карту. Работу разделили на 134 участка площадью в один квадратный километр, чтобы полностью охватить будущую зону приземления марсохода. Участники использовали веб-систему, предоставленную Лабораторией реактивного движения NASA и устанавливаемую ESA.

Для создания карты использовались данные с аппаратов ExoMars Trace Gas Orbiter и Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) NASA, включая камеру HiRISE, которая предоставляет изображения с разрешением 25 сантиметра на пиксель. Руководители проекта собрали информацию о всех областях, чтобы создать последовательную карту, освещающую геологию этого района с непревзойдённой детализацией. На карте обозначены основные типы пород и различные структуры, такие как хребты и кратеры. Она также указывает на различные материалы, такие отброшенные осколки метеоритов.

Итогом работы стала карта Oxia Planum с невероятно высоким разрешением в масштабе 1:25 000, где каждый сантиметр на карте равен 250 метрам на поверхности Марса. Средний маршрут «Розалинды Франклин» от 25 до 50 метров в день будет отображаться масштабом от одного до двух миллиметров на карте.

В ходе создания карты учёные из разных групп тщательно изучили геологию и географию места посадки задолго до того, как марсоход отправится на Марс. Теперь научная группа обладает более ясным представлением о целях, типе местности, с которой марсоход будет иметь дело, и опасностях, с которыми он столкнётся.

«Эта карта служит нам визуальной гипотезой, показывающей, на какие вопросы мы можем найти ответы. Она будет нашим путеводителем, где мы сможем проверить наши знания на самом месте с помощью инструментов марсохода», — объясняет Питер Фоудон, один из главных авторов исследования из Открытого университета.

Марсоход «Розалинда Франклин», разработанный Европейским космическим агентством, оснащён буровыми и научными инструментами для обнаружения следов прошлой и настоящей жизни на Марсе. Карта позволит научным группам на Земле разработать стратегию ежедневных марсианских экспедиций, определять лучшие места для бурения в условиях суровой радиационной среды и колебаний температуры на поверхности планеты.

«Розалинда Франклин» станет первым марсоходом, который сможет пробурить скважину на два метра, собрав образцы, где вероятность сохранения биологических маркеров выше, чем на поверхности, и проанализировать их в своей бортовой лаборатории. Это значительно расширит возможности исследования Марса.