У интернет-маркетологов нет будущего

cover.jpg

Елена Лукашина главный редактор журнала TeachLine Media о будущем интернет-маркетинга.

Поделиться

Когда пишут, что искусственный интеллект скоро займет наши рабочие места, все кивают, смотрят умными глазами и жмут кнопку репоста, чтобы потроллить друзей. Ну да, мы же все умные, талантливые, нас это не коснется.

А хотите я расскажу, как это коснется лично и конкретно всех маркетологов? Дизайнеры, программисты и менеджеры пусть пока и дальше тешат себя иллюзиями.

Кто такой маркетолог

Интернет-маркетолог — это функция, набор компетенций, кое-как уложенных в голове одного человека.

Функция, а не симпатичная девушка на фоне графиков

Что умеет маркетолог?

А по-разному. Школ маркетинга примерно дофига. Возьмем кондового такого образованного интернет-маркетолога. Он умеет:

· Анализировать целевую аудиторию.

· Анализировать конкурентов.

· Составлять стратегию продвижения бренда.

· Оптимизировать сайт под поисковые системы.

· Создавать контент.

· Настраивать рекламные кампании.

· Вести социальные сети.

· Анализировать результаты.

· Продавать результаты своей работы клиенту.

Причем в последнее время все это стало таким сложным, что для каждого пункта сейчас завелся отдельный специалист.

А теперь давайте поймем, что всю эту толпу народа легко может заменить нейросеть. Буквально.

Анализ целевой аудитории

ИИ может на 100%

Любимое занятие маркетологов. Делается при помощи сервисов и опросов. Совершенно не работает, потому что люди не знают, чего хотят, о своих предпочтениях врут, а сервисы мягко говоря неэффективны.

Все сервисы для анализа целевой аудитории могут сейчас сказать примерно следующее: ваш покупатель — житель Москвы в возрасте от 24 до 35 лет, интересуется бизнесом, машинами и путешествиями.

На этом все. Вам стало легче или понятнее? Сервис сказал, о чем мечтает усредненный житель Москвы? Чего он хочет на самом деле? Нет, всю эту информацию маркетолог возьмет из головы, на основе своих представлений о психологии. Ну, может, еще форумы помониторит.

А вот нейросети действительно могут проанализировать не усредненный портрет целевой аудитории, а реального и конкретного человека. И дать ему именно то, чего он хочет. В этом уже преуспели Яндекс (включая поисковую выдачу и Яндекс.Дзен) и Гугл, и Фейсбук, и ВКонтакте. Их умные ленты фигово работают? Это ничего, живые маркетологи даже так не могут.

В целях маркетинга нейросети уже работают — сейчас они предлагают нам самую интересную рекламу в «Яндексе», скоро поумнеют и будут преследовать нас повсюду.

Анализ конкурентов

ИИ может на 100%

Поискать конкурентов в «Симиларвебе», проанализировать, как они продвигаются, какой контент заходит. Можно еще соцсети посмотреть в «Попстерсе».

О, а еще тренды — это туда же, к конкурентам.

Собственно, в чем цель анализа конкурентов? Следить за тем, чтобы мы сделали лучше, больше и качественнее? Своровать идеи? Быть в тренде (читай — своровать лучшие идеи)?

Нейросети такого пока не умеют. Не потому что это невозможно, просто никто не занимался этим всерьез. Но это все тоже работа с большими данными. Очень скоро ИИ этому научится. Будет анализировать не только парочку ближайших конкурентов из вашей области, а всех, включая иностранных. И сможет проанализировать их успехи во всех подробностях, а не только то, что лежит на поверхности.

Не верите, что это возможно? Прочитайте книгу «Код бестселлера» Мэтью Джокерса и Джоди Арчера. Авторы при помощи нейросети проанализировали сотни бестселлеров и выдали готовые рекомендации по написанию хорошей книги. Это пока единичное исследование, но что мешает применить его к рекламным кампаниям и поставить на поток?

Составление стратегии

ИИ может на 80%

Стратегия продвижения бренда — это всего лишь вывод из сбора предыдущих данных. Идея, которая покорит мир.

Нет, я не верю в творческие способности роботов. ИИ никогда не сможет придумать великую, безумную, контринтуитивную идею, которая останется в веках.

С другой стороны, люди это тоже могут не часто.

Обычно все могут только спереть идею у конкурентов. Ну так, вот спирать у конкурентов ИИ сможет лучше. Я не верю, что он может предложить великую идею, но вот просто хорошую, адекватную, соответствующую задаче — запросто.

И у него явно получится лучше, чем у большинства маркетологов.

SEO

ИИ может на 50%

Вот это самый интересный вопрос.

Мы мало что знаем о поисковых системах. Как они работают, не знают даже разработчики. Потому что поисковыми системами управляет искусственный интеллект.

Все наши знания об алгоритмах и факторах ранжирования основаны на догадках и неохотных разъяснениях разработчиков.

Я не знаю, кто победит в сражении двух нейросетей, одна из которых будет оптимизировать сайт, а другая — его оценивать. Похоже на то, как современные нейросети учатся играть в го и подобные игры. Но у поисковых систем явно больше ресурсов и возможностей.

С другой стороны, нейросеть можно будет научить на выборке хороших сайтов из топа поисковой выдачи, чтобы она дала рекомендации по продвижению.

С третьей стороны, черное SEO уже много лет не работает. А поисковые системы старательно борются с оптимизаторами. Возможно, очень скоро Гугл и Яндекс станут такими умными, что в сеошниках вовсе отпадет необходимость.

Контент

ИИ может на 80%

Нет, я все еще не верю в творческие способности роботов. Они никогда не смогут писать великие статьи, делать великие иллюстрации и снимать гениальное видео.

Но вот искать информацию и писать самые обыкновенные, не великие, а просто толковые и грамотные статьи они смогут. И лучше, чем среднестатистический копирайтер.

Не думаю, что нейросеть в ближайшее время научится создавать видео, но вот подсказать идею сможет (см. раздел про стратегии).

То же касается и дизайна.

Настройка рекламных кампаний

ИИ может на 100%

А в директологах и таргетологах скоро и вовсе отпадет необходимость. Зачем, если рекламная сеть Яндекса уже умеет предлагать пользователям самую релевантную рекламу?

Скоро во всех этих сборах целевой аудитории и семантики вовсе отпадет необходимость. ИИ лучше разберется, кому и что показывать. Причем реально лучше. Он действительно сможет показывать рекламу только тем, кому она нужна. Это просто вопрос времени.

SMM

ИИ может на 80%

Вы уже поняли логику? Все, что не касается создания контента, нейросеть может лучше человека. В создании постов и видео люди опережают, но нейросеть сможет создать контент-план.

Анализ результатов

ИИ может на 100%

Не смешите меня. Не вручную же маркетологи подсчитывают результаты своей деятельности. Для этого есть Яндекс.Метрика и аналитика социальных сетей.

Тут даже не надо быть нейросетью, чтобы выгрузить все эти данные и представить заказчику красивый отчет в удобной форме.

Общение с клиентом

ИИ может на 0%

Нет, общение с клиентом — это слишком сложная и непредсказуемая штука. Результаты и прогнозы должен представлять красивый маркетолог в костюме и с навыками суперпродавца. Он же будет нянчиться с клиентом, проводить красивые презентации и сиять даром убеждения.

В личном общении люди всегда дадут фору роботам.

Вывод

ИИ может заменить маркетолога на 76%

Еще не задумались о том, чтобы сменить профессию?

Нет? Тогда подумайте о том, чтобы стать в ней лучшим.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

©  vc.ru