Триумф в Ле-Мане. Что особенного в Ford GT40 – машине, которая превзошла Ferrari

15.06.2022, 14:42
Легендарный гоночный автомобиль Ford GT40 появился на свет благодаря обиде. В начале шестидесятых наследник автомобильной империи Генри Форд II вел переговоры с Энцо Феррари о покупке его компании. Глава Ford Motor Co заметил, что американское поколение беби-бумеров хочет покупать дорогие и мощные спортивные автомобили и решил приобрести Ferrari целиком. Его людям почти удалось уговорить итальянцев, но в последний момент коммендаторе отказался. Форд был в ярости. Он поставил перед своей командой задачу разработать машину, которая обойдет Ferrari в гонке на выносливость »24 часа Ле-Мана», а значит, утрет нос самому Феррари, ведь его болиды побеждали в Ле-Мане много лет подряд.
Издательская группа
Триумф в Ле-Мане. Что особенного в Ford GT40 – машине, которая превзошла Ferrari

Это была тяжелая и опасная гонка: болиды нарезали круги по треку сутки подряд почти без остановок, а поломки и несчастные случаи стоили жизни многим пилотам. Так из жажды мести родилась технологическая легенда: болид Форда GT40 выигрывал престижную гонку четыре раза подряд, с 1966 по 1969 год.

Историю первой победы болида рассказывает американский журналист Эй Джей Бэйм в опубликованной издательством «Альпина Паблишер» книге «Ford против Ferrari», но наследие автомобиля не ограничивается успехами на трассе. Суперкар считается произведением искусства благодаря дизайну и инновационным инженерным решениям.

История создания

Разработкой первого поколения GT40 с 1963 года занимались инженеры Рой Ланн, Кэрролл Шелби, Фил Ремингтон и архитектор Эрик Бродли. Для прототипа закупили лучшие европейские компоненты: в Италии — 15-дюймовые спицованные колеса Borrani и трансмиссию Colotti, в Англии — муфты карданных валов Metalastic и тормозные суппорты Girling. Все эти части требовалось идеально подогнать друг к другу, поскольку малейший дефект мог привести к тому, что машина сошла бы с дистанции. По правилам «Ле-Мана» после старта замена основных компонентов автомобиля была запрещена. 

Выбор двигателя был очевиден: в середине корпуса GT40 встал самый мощный на тот момент модифицированный Fairlane V8 объемом почти 4,2 л. Настроенный для работы в течение 24 часов двигатель выдавал 350 л. с. — на 30 «лошадей» больше, чем победитель гонки в Ле-Мане 1965 года Ferrari 250LM. Для создания независимой подвески для GT40 инженеры использовали компьютер — инструмент, который никогда не применялся при проектировании машин. Он позволил оценить движение автомобиля в разных проекциях и под разными углами. Инженеры обеспечили машину двумя мягкими резиновыми топливными баками, похожими на желудки: они имели заливные горловины и электрический топливный насос, были обернуты в огнестойкий неопрен и встроены в рамы под каждой из двух дверей. Их общая вместимость составляла почти 160 л — предельно допустимое значение на трассе «Ле-Мана».

Но подлинным шедевром стал дизайн спорткара. Высота корпуса от земли не превышала сорока с половиной дюймов, чуть больше метра. «Каждый квадратный сантиметр автомобиля был создан для того, чтобы рассекать воздух: длинный скошенный нос, приподнятый и подрезанный хвост. Он был выкрашен в темно-синий и белый цвета, причем на капоте матовой краской, чтобы блики не мешали пилотам. На обоих бортах автомобиля красовалась надпись «Ford», — описывает Бэйм внешний вид GT40. 

Болид был создан за рекордные 11 месяцев. Но, несмотря на все усилия команды, первые GT40 показали себя плохо на гонках: один автомобиль сгорел, в двух других отказали коробки передач. 

Еще одна попытка

После серии неудач гоночный проект Ford для «Ле-Мана» полностью получил в свои руки Кэрролл Шелби — бывший гонщик и автомобильный конструктор. Шелби никогда не называл себя гением по части техники. Его стратегия заключалась в том, чтобы привлечь к работе талантливых людей и дать им работать. Одним из таких талантов стал гонщик Кен Майлз, которому предстояло несколько месяцев жить рядом с машиной и раз за разом проверять ее на треке. Для начала Майлз проехался в первой версии GT40, чтобы диагностировать ее проблемы. «Дерьмо», — охарактеризовал спортсмен машину после пары кругов.

Для созданий второго поколения авто была привлечена команда аэрокосмического подразделения Ford. Компьютерный анализ данных показал нехватку воздуха в подкапотном пространстве. Из-за неудачной конструкции воздуховодов терялось как минимум 76 л. с. Поэтому Майлз и главный инженер Фил Ремингтон модернизировали воздуховоды, а также систему смазки. Они использовали диски из магниевого сплава Halibrand, облегчив их почти на 14 кг, поставили на задние колеса болида более широкие шины Goodyear, чтобы улучшить сцепление с дорожным покрытием, и взяли мощные передние тормоза, чтобы машина быстрее входила в повороты. 

Но второй блин тоже вышел комом: в 1965 году на гонке в Ле-Мане из шести стартовавших GT40 ни один не смог продержаться на трассе больше семи часов. Бэйм пишет, что после провала Шелби и другие ключевые участники проекта GT40 получили открытки с изображением трассы в Ле-Мане и короткой надписью: «Только попробуй не выиграть. Генри Форд II».

Момент истины

Весь следующий год Майлз, Шелби и другие инженеры продолжили доводить автомобиль до ума. Майлз днями и ночами накручивал круги, бросая машину в заносы в поворотах и разгоняясь до 320 км/ч на прямых участках. С каждым кругом Майлз все лучше узнавал машину. И усилия команды проекта наконец стали давать плоды. Новая тормозная система справилась с огромным, тяжелым и мощным 7,0-литровым мотором. Главный инженер Шелби Фил Ремингтон придумал двухточечную систему фиксации суппортов, которая позволяла менять диски всего за минуту. Шелби собрал четырехступенчатую коробку передач с усиленными шестернями от коробки, которую ставили на славившиеся надежностью седаны Ford Galaxie. GT40 стал гораздо прочнее и жестче, не потеряв в скорости.

В 1966 году болид блестяще показал себя: три машины одновременно финишировали в Ле-Мане. Ford GT40 на четыре года стал бессменным лидером сложнейшего соревнования, а Феррари наконец-то познал вкус поражения.

Новое поколение GT

В 2015 году, в год 50-летия первой победы GT40 во Франции, Ford поставил сверхзадачу перед новым поколением своих инженеров. Руководство компании потребовало повторить успех с новой гоночной техникой класса GT. Спустя десятилетия после первой победы в Ле-Мане суперкары нового поколения GT победили в »24 часах Ле-Мана» сезона-2016. После этого болиды больше не участвовали в гонках — кажется, доказывать было больше нечего.

Современный кузов GT40 изготовлен из углеродного волокна и спроектирован таким образом, чтобы обеспечивать аэродинамическую эффективность и нулевую подъемную силу: у GT40 коэффициент сопротивления до сих пор лучше, чем у некоторых современных суперкаров. Автомобиль 2015 года оснащен 3,5-литровым двигателем V6 с двойным турбонаддувом, который выдает 647 л. с. и 550 фунт-фут крутящего момента. Этой мощности достаточно, чтобы разогнать GT40 до 60 миль/ч всего за 3,3 секунды и развить максимальную скорость 205 миль/ч. Чтобы машина не взлетала, были созданы массивные шины Michelin Pilot Sport Cup 2. Новый GT стал достойным наследником легендарного победителя Ле-Мана, который заложил основу спортивного успеха Ford на долгие годы вперед.

Материал подготовлен издательством «Альпина Паблишер»

©  Популярная Механика