Три цвета стартапа: основатель BlaBlaCar о предпринимательском духе и его влиянии на мотивацию

Фредерик Маззелла, основатель и генеральный директор BlaBlaCar, написал в LinkedIn третий материал из своего цикла, посвящённого развитию стартапа — на этот раз о формировании предпринимательского духа и его влиянии на мотивацию и инновации.

Редакция vc.ru публикует перевод материала.

Мы разобрали, из чего состоит ДНК стартапа и как формируется стратегия роста. В третьей части — заключительной — я расскажу, как создать предпринимательских дух в компании, влияющий на мотивацию и инновации.

Красный: предпринимательский дух формируется из жизнерадостного настроя, упорной работы и увлеченности своим делом.

Образ мышления: контролируйте неопределённость

В стартапе все создается с нуля, иногда даже сама отрасль, в которой стартап будет существовать. Прагматичный, гибкий и жизнерадостный настрой помогает развиваться в условиях постоянной неопределенности. Чтобы выжить в таких условиях, необходимо принять неопределенность как данность, получать удовольствие от решения проблем и гореть желанием быть всегда на один шаг впереди. Какая бы ни была у вас бизнес-стратегия, способ решения проблем всегда будет отличаться от запланированного.

В BlaBlaCar такой подход выражается в нашем убеждении, что ничто не может быть вечным. Регулярно меняется даже план рассадки сотрудников — в связи с ростом компании и постоянно изменяющейся структурой команды.

Принцип: Примите неопределенность как данность — она всегда будет сопровождать вас

Будьте прагматичны и гибки, и знайте, как адаптироваться к постоянно меняющимся обстоятельствам. Смиритесь с неопределенностью, но старайтесь не упускать ситуацию из-под контроля. Вы не можете влиять на погоду, но можете купить зонт.

Ошибки неизбежны

Понимание того, что без ошибок нет опыта, является ключевым. Две корпоративные ценности BlaBlaCar отражают этот принцип: Fail. Learn. Succeed («Ошибайся. Делай выводы. Добивайся успеха») и We are passionate, We innovate («Мы страстны, мы делаем инновации»). Мы испробовали несколько бизнес-моделей в поисках наиболее эффективной, которая обеспечила бы нас стабильным экономическим ростом и при этом была удобной для членов нашего райдшерингового сообщества.

Мы попробовали 6 разных бизнес-моделей, среди них — B2B (райдшериновая платформа по модели SaaS для компаний и локальных муниципалитетов); премиальное обслуживание; реклама на сайте; платное телефонное соединение; отдельная страница популярных мероприятий, месячную подписку.

Остановились на сегодняшней модели, наиболее прозрачной и честной: берем процент с каждой транзакции. Эта модель является выгодной для наших пользователей, делая взаимные обязательства между членами сообщества более надежными. Это модель, при которой пользователь платит комиссию сервису только в том случае, если он сервисом пользуется. Такой подход позволяет масштабироваться.

Принцип: Не бойтесь ошибаться и честно учитесь на своих ошибках

Пробы и ошибки — ваши верные друзья. Чтобы успешно создавать что-то новое, смиритесь с тем, что промахи неизбежны. Уроки, которые вынесете из своих ошибок, вам очень помогут при преодолении будущих сложностей. Томас Эдисон, имеющий более тысячи патентов на изобретения, однажды сказал: «Я никогда не ошибался, я просто находил 10 тысяч причин, почему это не будет работать».

Делегируйте

На первых порах создания BlaBlaCar я писал код. Я также делал картинки в Photoshop и работал в разных дизайнерских программах.

Я лично продал десятки райдшеринговых платформ частным компаниями, муниципалитетам и фестивалям. Я писал технические условия для продуктовых дизайнов, составлял различные договоры, занимался бухгалтерскими вопросами, участвовал в тендерах, создавал и оптимизировал маркетинговые компании, нанимал сотрудников, привлекал инвестиции, писал бизнес-планы, вел переговоры с банками, писал пресс-релизы, организовывал пресс-конференции и давал интервью, обзванивал тысячи наших пользователей с целью узнать об их опыте использования сервиса и ответил на тысячи вопросов от наших первых клиентов.

С ростом компании и увеличением числа активностей, в которых нам приходилось участвовать, я понял, что человек способен делать почти все, при условии, что он мотивирован. Поэтому я решил сфокусироваться на передаче этой мотивации всем тем, кто приходил работать в BlaBlaCar. Когда все кругом мотивированы, все что остается сделать, это решить, кто за что отвечает, и определить цели. Тогда каждый может взять на себя целый пласт активностей, и при этом помогать коллегам. Как главный инициатор, предприниматель всегда отвечает за большой спектр задач, но при необходимости он может часть из них делегировать.

Принцип: Делите обязанности и делегируйте задачи, чтобы продолжать расти

Замыкание вопросов по решению проблем на себе — это верный путь к накоплению стресса и превращению себя в узкое бутылочное горлышко, мешающее операционной деятельности всей компании. Не существует лучшего способа мотивировать команду, как делегировать сотрудникам интересные и стратегически важные задачи. Если вы так поступите, вы создадите здоровую рабочую атмосферу, в которой каждый имеет зону ответственности и решает конкретные задачи, а не просто выступает советчиком. В конце концов все будут помогать друг другу достигать общих целей. И тогда ваша организация будет готова к росту.

Тяжёлый труд: будьте готовы к марафону

Когда мы создавали BlaBlaCar, нам никто не верил, что люди смогут побороть свои опасения относительно поездок с незнакомцами и будут брать попутчиков в междугородние поездки. Нам потребовалось пять лет, чтобы создать сообщество путешественников такого размера и обеспечить ликвидность спроса и предложений, необходимую для взрывного роста. Пять лет, в течение которых мы опробовали разные бизнес-модели, функции и инструменты.

Мы внедрили итеративную модель разработки, благодаря которой постоянно тестировали идеи, которые нам казались разумными, и постоянно собирали отзывы пользователей. Каждый день мы делали все возможное, чтобы повысить надежность райдшеринга и демократизировать способ его использования.

Принцип: Вы — марафонец. Если вы не верите, что сможете достичь цели, значит никто не сможет.

Будьте страстны, трудолюбивы и невероятно настойчивы. Если вы хотите добиться реальных результатов, не рассчитывайте на быструю победу, но готовьтесь к долгой борьбе. Вас ждет марафон, высоко в горах, с ограниченным количеством кислорода. Вы можете рассчитывать только на свою энергию, и только от вас зависит, сможет ли правильно распределить эту энергию на всю дистанцию. Ваш успех наполовину состоит из желания его добиться. Вторая половина — тяжелая работа.

Страсть: основной мотиватор

Настоящая увлеченность своим делом поможет вам посвятить бесчисленное количество времени проекту и не терять надежду, когда дела будут идти не лучшим образом. Это придаст вам энергии, чтобы раздвинуть границы возможного. Это вдохновит других следовать за вами. Любовь и вера в свое дело придает смысл той работе, которую делаете вы и окружающие вас люди, а взамен вы получите огромное удовлетворение.

Имейте в виду, что вам придется вести суровый образ жизни и привыкнуть к постоянным сложностям, встречающимся на пути. Такова жизнь предпринимателя. Но помните, что предпринимательство вызывает зависимость. После решения каждой проблемы, после очередного успеха, пусть даже небольшого, вы будете грезить о новых рубежах.

Как сказал Уолт Дисней: «Если вы можете об этом мечтать, значит, вы можете это сделать».

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru

Твитнуть
Поделиться
Поделиться

В избр.

Ком.

Статьи по теме

©  vc.ru