Тренды в разработке инструментов для бизнес-аналитики

Что происходит в отрасли и как получить в ней работу.

Материал подготовлен при поддержке Avito

Новые технологии стремительно меняют мир — кейсов использования машинного обучения или интернета вещей сотни, если не тысячи. Такие же процессы происходят в бизнес-аналитике.

Выделяем ключевые тренды из исследования Gartner вместе с бизнес-аналитиками Avito, сайта, где ежедневно размещаются более 400 тысяч объявлений. И рассказываем, как стать частью его команды.

Использование ИИ (AI Foundation)

Что это: искусственный интеллект как основа инструментов для бизнес-аналитики.

организаций, опрошенных Gartner, уже применяют основанные на ИИ решения.

В исследовании речь идёт об «узком» применении ИИ, основанном на машинном обучении. Искусственный интеллект, способный выполнять сложные задачи наравне с людьми и динамически обучаться, — это всё ещё удел фантастов.

Однако ИИ, заточенный под выполнение конкретной задачи вроде управления автомобилем или создания впечатляющих фотографий — вполне реалистичная вещь. Компании всё чаще будут использовать его для достижения своих бизнес-целей.

Искусственный интеллект — не панацея. Это такой же инструмент, каким десять лет назад был Excel. В Avito мы руководствуемся прагматичным подходом: если задачу можно решить проще — будем её решать без ИИ.

Тем не менее, выстроить быструю работу с нагруженными сервисами, которым необходимо принимать умные решения, невозможно без машинного обучения.

Мы применяем их в рекомендательных и поисковых системах, для модерации объявлений и определения категории товара по фотографии.

Офис Avito

Бизнес-аналитика для пользователей (Self-Service Business Intelligence)

Что это: инструменты бизнес-аналитики, которыми клиенты компании могут пользоваться сами.

пользователей аналитических инструментов — обычные люди, а не специалисты.

Традиционные модели доставки бизнес-аналитики всё хуже справляются с изменчивыми запросами клиентов. К тому же постоянно растёт объём данных и количество их источников. Для того, чтобы найти выгодные сценарии применения данных, клиенты пробуют разные подходы и методы.

Растёт спрос на простые и быстрые решения для самостоятельного поиска паттернов в имеющихся данных. Компаниям это нужно, чтобы их клиенты или сотрудники могли сами получать необходимые им аналитические данные.

Self-Service BI позволяет снабжать клиентов отчетностью и отвечать на базовые вопросы без привлечения команды аналитиков, что особенно важно, когда время на принятие решения сильно ограничено.

В идеале Self-Service BI должен выявлять и объяснять паттерны и отклонения в данных, предлагая пользователю дальнейшие пути анализа. Но это в будущем.

Сотрудники Avito могут сами получать ответы на стандартные запросы данных — для этого не нужно быть аналитиком и писать SQL-команды. Все отчеты сопровождаются комментариями наших аналитиков, что позволяет пользователям хорошо понимать данные, которые они используют.

Аналитикам это дает возможность больше заниматься решением бизнес-задач, а не рутинной выгрузкой информации.

Продолжительная адаптивная оценка рисков и степени доверия (Continuous Adaptive Risk and Trust Assessment)

Что это: стратегия по устранению уязвимостей в продукте.

99 дней и $4 млн

в среднем нужно компаниям в Северной и Южной Америках, чтобы найти уязвимости в своих системах.

Обычно создатели приложений задумываются о безопасности на поздних этапах разработки, когда основа продукта уже готова. Согласно концепции Continuous Adaptive Risk and Trust Assessment (CARTA), специалисты по информационной безопасности включаются в разработку в самом начале и постоянно тестируют продукт на устойчивость к взлому.

Теоретически это позволяет защититься от большинства потенциальных угроз до релиза и значительно сэкономить на их последующем поиске.

CARTA полагается на машинное обучение и автоматическую аналитику. Рутинным поиском уязвимостей занимаются алгоритмы, а внимание людей сконцентрировано на самых опасных угрозах — так можно повысить уровень безопасности без найма дополнительных сотрудников.

Эффективность CARTA сильно зависит от реализации. Внедрение подобных систем всегда требует много усилий и времени для изучения бизнес-процессов и построения профиля организации. Поэтому пройдёт немало времени, прежде чем мы увидим эффективно работающие решения, основанные на CARTA.

Мы используем схожие подходы в областях, где объём информации и частота событий настолько велики, что обработать их другим способом трудно или неэффективно. Прежде всего, алгоритмы машинного обучения используются для защиты наших продуктов от атак из интернета.

Фото с Avito Tech Meetup — регулярных встреч бизнес-аналитиков

Управляемая событиями архитектура (Event-Driven Architecture)

Что это: архитектура программного обеспечения, в основе которой лежат «события» — изменения состояния объектов.

всех цифровых решений для бизнеса будут построены на управляемой событиями архитектуре к 2020 году.

Управляемая событиями архитектура (EDA) позволяет создавать приложения, работающие в реальном времени. Простой пример: когда человек покупает телевизор, статус телевизора меняется с «продаваемый» на «проданный». Система продавца телевизоров считает изменение статуса «событием», на которое реагируют приложения в её составе.

Аналитические инструменты на основе EDA быстро реагируют на релевантные для компании «события». Затем их можно проанализировать и внести коррективы в операционную деятельность, если это необходимо.

В российском сегменте интернета пока мало решений для работы с EDA: они либо плохо работают, либо стоят слишком дорого. Поэтому такие системы пока что остаются уделом технологических гигантов — например, Amazon.

В Avito мы всегда использовали такой подход для мониторинга технического состояния инфраструктуры, а вот использовать статусы объектов или событий начали чуть больше полугода назад, — чтобы в рекомендациях был актуальный контент.

EDA помогает избежать ситуации, когда человек уже купил товар или передумал это делать, а баннеры с рекламой всё равно преследуют его по всему интернету. Система считывает текущие действия пользователя и понимает, стоит ли предлагать ему товар снова.

Avito ищет специалистов

Мы ищем аналитиков данных и специалистов по машинному обучению, которые готовы использовать в своей работе самые современные тренды.

Требования для аналитиков данных:

  • Разбираться в SQL.
  • Уметь анализировать данные с помощью Python (pandas/numpy/scipy/sklearn).
  • Уметь презентовать результаты своих исследований.
  • Разбираться в проблемах до их полного решения.

Требования для специалистов по машинному обучению:

  • Уметь решать связанные с Data Science или Machine Learning проблемы с помощью Python 3.
  • Знать методы построения рекомендаций, а также методы классификации, кластеризации, регрессионного анализа и работы с временными рядами.

В Avito всегда рады профессионалам, готовым придумывать новые идеи и решать сложные задачи. А когда потеплеет, всё это можно будет делать на верандах офиса в центре Москвы.

Узнать больше

#партнерский

©  vc.ru