Тренды и итоги CES 2017: как Лас-Вегас захватили селфи-дроны
Основатель магазина Madrobots и ментор рубрики «Будущее» Николай Белоусов побывал на международной выставке CES 2017 в Лас-Вегасе и написал колонку о технологических тенденциях в сфере гаджетов.
Замеченные мною технологические тренды примерно поровну делятся на две неконкурирующие между собой половины. Одна — это зарождающиеся категории, а другая — это эксперименты. И того и другого на нынешней CES было достаточно.
Атака селфи-дронов
Самым запомнившимся трендом для меня стали дроны для селфи в виде готовых к продаже продуктов, а не концептов и заведомо неработоспособных гаджетов. На наших глазах происходит полная переориентация рынка беспилотников с профессиональной сферы на съемку любительских роликов. В этом году я ожидаю увидеть становление полноценного рынка селфи-дронов и рост продаж этих устройств в три, четыре, пять и более раз.
Особенно интересно будет наблюдать, какие шаги в этом направлении предпримет лидер индустрии — китайская корпорация DJI. Прошлой осенью китайцы представили компактный квадрокоптер Mavic Pro. Учитывая молниеносную скорость, с которой инженеры DJI обновляют существующие линейки дронов, в 2017 году нас точно ждёт упрощенная версия Mavic.
Скорее всего, новый квадрокоптер будет стоить около $600, потому что DJI всё ещё продаёт полупрофессиональный Phantom 3 за $499. Цена на оригинальный Mavic Pro составляет $999, так что вторая версия точно будет не дешевле $500.
GoPro не предлагать
Экшн-камер было много — как уже готовых к продаже гаджетов, так и красивых идей. Особенно подсуетились китайские компании, буквально завалившие Лас-Вегас OEM-продуктами. На стенде заметного производителя Eken я насчитал никак не меньше пятидесяти моделей на любой вкус.
Окончательно подошла к концу пятилетняя гегемония GoPro на рынке экшн-камер. Американцы начали терять первые позиции уже на четвертом и пятом поколении камер Hero, а теперь и вовсе уступают Sony по качеству картинки и стабилизации. Не говоря уж о том, какой сильный удар по репутации компания получила после фиаско с «Кармой».
Впрочем, GoPro продолжает занимать видное место в сегменте качественных устройств наравне с Panasonic и Sony. Дешевые китайские камеры сформировали свою собственную категорию — от $50 до $100. Самый интересный и самый неприметный сегмент принадлежит редким экспериментальным образцам, создатели которых находятся в поиске новых форм-факторов. Например, Mokacam — 4K-камера с магнитной системой креплений — или концепты с встроенными стабилизаторами.
Самое важное, что надо отметить относительно экшн-камер — это, опять-таки, селфи-дроны. На мой взгляд, они начнут переманивать потребителей low-end экшн-камер, и рынок перераспределится. Так произошло, когда iPhone уничтожил MP3-плееры и компактные фотоаппараты. Теперь настала пора дешёвым экшн-камерам уступить место под солнцем селфи-дронам.
360 непонятных градусов
Панорамные 360-градусные камеры формируют очень спорный тренд. До сих пор не очень понятно, для чего их использовать, кому это делать и зачем. Весь потенциал съёмки в формате 360 строится на предположении, что это «круче», чем «плоские» фото и видео.
В Лас-Вегасе выставили около десятка 360-градусных камер, две трети производителей родом из Китая. Появились проекты двух- и трёхлетней давности, наконец-то дошедшие до стадии потребительского продукта. 2017 год проверит на прочность эту зарождающуюся категорию. Мы не знаем точного количества участников, но битва будет неслабая, потому что счёт потенциальных производителей идёт на десятки. Множество китайских фабрик просто не доехали до CES.
В итоге все упирается в качество снимаемого материала и простоту использования. Сейчас между простым обывателем и 360-градусной съёмкой лежит технологическая пропасть, мостиком через которую станет камера-победитель.
Сложности носимой электроники
Главный тренд относительно носимых гаджетов заключается в том, что отрасль начала консолидироваться, потому что многие уже наигрались с идеями. Об этом говорит и поглощение компанией Fitbit стартапа Vector, и банкротство имеющего краудфандинговые корни Pebble. Китайские производители, впрочем, всё ещё продолжают показывать концепты в надежде захватить развивающиеся рынки и ритейл-сети.
Кроме джентльменских наборов из устройств для подсчёта шагов и калорий с будильником, встречались любопытные готовые решения. К примеру, Amron показала носимый тонометр: устройство, которое оценят миллионы живущих в мире гипертоников. А Mio Global запустила Mio Slice — фитнес-трекер для постоянного измерения кардионагрузки вместо шагов.
Точность измерений биометрических данных носимыми устройствами постоянно повышается. Для этого их всё чаще переносят с запястий в уши. В прошлом году тон в сфере смарт-наушников задавали Bragi и Jabra, а теперь мы увидели уже несколько таких устройств.
Заметен поиск форматов, которые подходят для детей. В детские фитнес-трекеры я не верю, но часы Octopus для формирования полезных привычек показались интересной задумкой. А ещё лучше — dokiWatch — «умные» часы с функцией видеозвонков с родительского смартфона. Космическая вещь: от идеи до исполнения. Косвенно к «детской электронике» можно отнести помпу для кормящих матерей Willow, получившую две награды CES 2017 в номинациях «Лучшее носимое устройство» и «Лучший продукт для фитнеса и здоровья».
Заметна сильная демократизация сложных электронных устройств для здоровья. Анализаторы крови, сложные датчики в сердечных мониторах — всё это уже есть. Производители предлагают даже фитнес-трекеры для лошадей и собак.
Lost and found
Формат Bluetooth-маячков для поиска предметов существует уже более пяти лет, но именно в этом году произошло становление рынка трекеров. Компании, занимающиеся разработкой этих устройств, позволили себе очень приличные стенды на CES 2017, что говорит о многом.
На этом новом рынке уже определился лидер: это компания TrackR. Помимо Bluetooth-маячков, она развивает технологию crowd GPS. В этом году продукты TrackR появятся в России.
Кроме TrackR, есть ещё Orbit и Chipolo. На стендах этих компаний я заметил новые виды решений для отслеживания местонахождения вещей. В том числе устройства размером с кредитную карту, которые можно вложить в документы или кошелёк, чтобы не терять их никогда.
Был и внешний аккумулятор со встроенным Bluetooth-маячком. Вот это интересно: положил его в сумку, получилась суперумная сумка. Если нужно что-то поменьше размером, то можно купить клатч со встроенным внешним аккумулятором и Bluetooth-трекером и такой же кошелёк.
Вполне возможно, что эти компании перейдут потом в b2b-сферу, начнут продавать свои модули крупным производителям аксессуаров, а то и модным домам. «Умная» сумка Birkin — почему бы и нет?
Старый «умный» дом
Ничего нового из «умного дома» на CES 2017 не показали. Его пытаются сделать трендом, но получаются странные штуки вроде «умной» аромалампы. Пока обычная крупная бытовая техника не станет подключаться к интернету вещей, проку от всего этого будет мало.
Откровенно говоря, мне непонятен use-case «смарт-розетки», удалённо выключающей обычный утюг. Как и «говорящий» холодильник Samsung, или корейцами же разработанная стиральная машина внутри стиральной машины.
Такие концепты делают, чтобы удивить и озадачить. Вполне возможно, для той же цели китайцы продолжают выпускать антропоморфных роботов. Хотя, скорее, это недальновидность и бессмысленная трата ресурсов, потому что применить их на деле негде и некому.
VR умерла, да здравствует AR
Виртуальная реальность тихо умерла в прямом смысле этого слова, по крайней мере, в том виде, в котором она существовала. Её уделом остаются игры, причём компьютерные, а не мобильные. Единый стандарт задаст HTC Vive — этот шлем я видел почти на каждом стенде, связанном с виртуальной реальностью. А Oculus Rift как-то незаметно испарился.
Смещение в дополненную реальность — явный тренд. Даже у VR-шлема Lenovo, скорее всего, будет какой-то AR-режим. Asus представила смартфон ZenFone AR — из названия ясно, для чего он предназначен.
Говоря об играх и VR, нельзя не упомянуть NVidia. Эта компания раньше просто делала видеокарты, а теперь оккупировала CES. Я видел их стенд: красивый, интересный, в основном показывали игровую тематику (сервис GeForce Now). Интересные анонсы о партнерстве NVidia с другими компаниями прозвучали на презентациях, плюс они показали свою машину с искусственным интеллектом. Поскольку за год эта компания выросла на 100–300 процентов, её точно ждет интересное будущее.
Беспроводная коробка Пандоры
Когда Apple лишила последний iPhone мини-джека, то она открыла ящик Пандоры. На выставке CES этого года я заметил более десяти стартапов, представивших свои аналоги AirPods.
Понятно, что разработка беспроводных проектов началась куда раньше, но тренд очевиден. Стартапы вдобавок разрабатывают гаджеты быстро. Когда к ним присоединятся неповоротливые крупные компании, на рынке развернётся королевская битва.
Победителя определит цена, на что указывает судьба Bragi. Этот немецкий стартап в прошлом году доделал наушники Dash. Много датчиков, почти компьютер в ухе, но слишком дорогой: за $299 покупать их никто не спешит. Поэтому инженеры оперативно разработали модель Headphone. Простую, но главное, относительно дешёвую — всего $149. Конечно, у Headphone лучше реализована связь со смартфоном, но цена куда заметнее отличает эту гарнитуру от старшей модели.
Если подытожить, то тренды CES нынешнего года таковы: становление рынка селфи-дронов, появление категории 360-камер, переход VR в AR и упадок виртуальной реальности. Кроме того, много китайских компаний стали более «европейскими» — делают красивую упаковку, красивый дизайн, нормальные приложения. Та же Insta360 — хороший пример. Вроде и китайцы, а создают продукт высокого уровня.
© vc.ru